Для быстрого поиска начните вводить запрос

​«Страшные истории для рассказа в темноте»: Страшные твари и где они обитают

Продюсерский ужастик Гильермо дель Торо о детских страхах и воинствующих республиканцах.
10 августа 2019 0
Кадр из фильма ​«Страшные истории для рассказа в темноте»
Кадр из фильма ​«Страшные истории для рассказа в темноте»

Основанный на народных сказках и городских легендах Элвина Шварца, фильм ужасов Андре Овредала, режиссера атмосферного «Демона внутри», рассказывает о страшной тайне дома с привидениями. Эту тайну начинают разгадывать дети, которые в ночь живых мертвецов в секретной комнате находят книгу с жуткими рассказами, написанными кровью детей. Сказки пишутся самой книгой, а потом оживают, и люди умирают. Проклятая книга не может быть ни возвращена, ни уничтожена, а открывший ее обречен на смерть.

Ужастик, сделанный под руководством Гильермо дель Торо, который здесь и продюсер, и сценарист, получился увлекательным, в духе того же дель Торо, но традиционным. История разворачивается в американском городке, где заучка, растущая без матери, ухаживающая за скорбящим отцом и сочиняющая свои страшные рассказы, ботан, непоседа и хулиган оказываются жертвами мистического зла. Классическое приключение об аутсайдерах, которые впутываются в кинговскую историю и выходят героями. Конец этой детективной скубидушной страшилки можно предугадать.

Кадр из фильма «Страшные истории для рассказа в темноте»

Кадр из фильма «Страшные истории для рассказа в темноте»

Впрочем, ужастик работает там, где ужастик должен работать, а именно в тревожной атмосфере. Это заслуга постановщика, который больше устрашает зрителя, а не старается напугать, хоть фильм и является попкорновым хоррор-аттракционом. Все дело в подаче. «Страшные истории» берут трагической легендой. А легенда эта в том, что книгу пишет призрак девочки, попавшей в дурдом из-за семейного заговора. Привычные для жанра дела. Правда, зловещему проклятию авторы придают объем, причем не только многообразием монстров и пространства – сюжет разворачивается в заброшенном особняке, кукурузном поле, драйв-ин кинотеатре, психушке и полицейском участке. Страшилки проявляются во время вьетнамской войны и президентских выборов, на которых побеждает Никсон, агитационные плакаты которого украшены свастиками. Одинокие и напуганные «не такие, как все» школьники – родителей почти не видно – становятся жертвами и политики, и книги, как образа судьбы, которая в жизни и на бумаге пишется кровью. Дети пропадают, и поглощают их явно не сказки из пыльной книги. Между прочим, дельторовские «Лабиринт фавна» и «Хребет дьявола» тоже об ужасах и войне.

Однако, если отбросить антиреспубликанскую пропаганду – все же мы пришли смотреть фильм ужасов, – то окажется, что детей пугают безумные и, надо признать, богатые фантазии разгневанного привидения. Сказки – месть девочки, заклятие, похожее на ритуал. И для жертв чтение этих жестоких рассказов становится силой воспитывающей, исцеляющей или убивающей. Не ты читаешь книгу, а книга читает тебя. И требуется смелость, чтобы побороть свой подсознательный страх, воплощенный в пугале, чудовище, привидении, пауках или пальце в мясном блюде – образы, взятые из оригинальных и по-настоящему тревожных иллюстраций Стивена Гаммелла.

В общем, стильная детская ретро-страшилка, похожая слегка на «Пункт назначения», «Звонок» и «Астрал», или даже ближе к «Куражу – трусливому псу», потому что бескровная, безобидная. Жанровые клише, плоские персонажи и кое-где неубедительные визуальные эффекты на месте, а насилие и война так и остаются фоном, а не острием сюжета, но мистика и ужасы увлекают, а значит авторы знают, как рассказать страшные истории в темноте. Во всяком случае, увлекательнее, чем очередное «Проклятие Аннабель». Но будь режиссером сам дель Торо, возможно, исполнение было бы выразительнее. Кто знает. Фильм заканчивается с намеком на продолжение.

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.


В центре внимания

Поделитесь с друзьями