Сегодня, 18 августа, 50-летие отмечает Эдвард Нортон – один из самых самобытных современных американских актеров, которого считают не только мастером своего дела, но и «сложным» артистом, с которым почти невозможно работать. В нашей подборке рассказываем, как начиналась карьера Нортона, вспоминаем несколько его самых впечатляющих ролей и некоторые любопытные факты из его творческой биографии.
Эдвард Нортон родился 18 августа 1969 года в Бостоне, штат Массачусетс. Его годы взросления прошли в городе Колумбия, штат Мэриленд. Нортон унаследовал любовь к театру от матери, учительницы английского, водившей его в детстве на спектакли, и перенял страсть к фильмам от отца, юриста по профессии.
Хотя актерский талант проявился у Эдварда Нортона еще в раннем возрасте, твердое решение пойти по этому пути он принял далеко не сразу. Одно время он даже считал, что «ничего крутого в актерстве нет». В детские и подростковые годы среди прочих занятий он любил писать пьесы и участвовать в школьных театральных кружках. Взгляд Нортона на актерское искусство изменился, когда он с классом побывал на моноспектакле, который написал, поставил и сыграл Иэн МакКеллен. Этот перфоманс так впечатлил Эдварда, что тогда он впервые задумался, что, возможно, актерство может стать делом, которым он будет с удовольствием заниматься по жизни. Однако все же это не стало «поворотным событием» в его выборе профессии.
Эдвард Нортон окончил Йельский университет со степенью бакалавра по истории, несколько лет работал в финансовой компании деда, и лишь в 1994 году, отметив 25-летие, все-таки решил попробовать свои силы на актерском поприще. Он почти получил небольшую роль в романтической драме Джона Эвнета «Близко к сердцу», однако в последний момент утвердили другого актера. К счастью, эта неудача привела Эдварда Нортона к долгожданному дебюту в большом кино и возможности сыграть заметно более яркую роль…
Аарон Стэмплер
«Первобытный страх» (1996)
Карьера Нортона в полнометражном кино началась с фильма «Первобытный страх». Эта роль моментально вознесла его в число самых интересных актеров Голливуда. Для того, чтобы попасть в криминальный триллер Грегори Хоблита по мотивам одноименного романа Уильяма Дила, Нортону на пробах пришлось обойти порядка 2100 претендентов, в том числе Джеймса Марсдена, Мэтта Дэймона и Эдварда Ферлонга, желавших сыграть интересную роль юноши, подозреваемого в жестоком убийстве священнослужителя. Хотя на тот момент у Нортона не было за плечами весомого актерского опыта, он позволял себе смелые импровизации – например, заикание его персонажа или совместная импровизация с Ричардом Гиром в финальной сцене. За свою впечатляющую игру актер получил премию «Золотой глобус», а также дебютную номинацию на «Оскар».
Дерек Виньярд
«Американская история Х» (1998)
Знаковая роль неонациста Дерека Виньярда в культовой драме Тони Кэя «Американская история Х» могла не достаться Нортону. Первым претендентом на нее был Хоакин Феникс – но он в итоге не захотел играть в картине на такую неприятную и провокационную тему. Нортон, в свою очередь, ради этого проекта даже отказался от участия в картине Стивена Спилберга «Спасти рядового Райана». Едва его утвердили, актер начал активно готовиться к перевоплощению в Дерека Виньярда (образ был вдохновлен реальным человеком – неонацистом в прошлом Фрэнком Миинком). Так, Нортон набрал порядка 13,5 килограммов мышечной массы, кардинально преобразившись в физическом плане.
«Американская история Х», однако, стала примером того, как зарождалась дурная репутация Эдварда Нортона как сложного и временами откровенно конфликтного в плане работы актера. Режиссер Тони Кэй не считал назначение Нортона на главную роль правильным выбором – по его мнению, тот не подходил для «перевоплощения» в жестокого неонациста. Кэй был недоволен игрой Нортона, его грубой манерой общения и постоянными правками в сценарии, которые шли вразрез с его видением картины, в том числе финала, который, согласно его идее, должен был завершаться сценой с вновь сбривающим волосы главным героем (спойлер: после убийства брата). В то же время продюсеры ленты были недовольны режиссерской версией и поручили Эдварду Нортону перемонтировать картину. Фильм, по словам Кэя, стал медленнее и менее жестким (также Нортон выделил своему герою больше экранного времени). Режиссер пытался убрать свое имя их титров, но этого не случилось. Кэй, правда, все-таки смог насолить Нортону и продюсерам «Американской истории Х», воспользовавшись правом режиссера отозвать ленту от участия в кинофестивале в Торонто, что стало одной из причин неудачного проката картины.
Все эти скандалы, к счастью, не повлияли на зрительское восприятие фильма и непосредственно впечатляющего перформанса Эдварда Нортона. За эту роль он получил вторую номинацию на премию «Оскар».
Рассказчик
«Бойцовский клуб» (1999)
В 1999 году на больших экранах появился новый фильм с участием Эдварда Нортона, которому суждено было стать культовым, – в прямом и переносном смысле зубодробительный психологический триллер Дэвида Финчера «Бойцовский клуб». Изначально на роль Рассказчика продюсеры рассматривали Шона Пенна и Мэтта Дэймона, но впечатленный игрой Эдварда Нортона режиссер Дэвид Финчер настоял на его кандидатуре. Нортон в свою очередь в то время рассматривался как исполнитель главных ролей в картинах «Талантливый мистер Рипли», «Человек на Луне», а также в провалившемся проекте «Вердикт за деньги». В итоге Нортон выбрал роль в «Бойцовском клубе». Ему предстояло за короткий промежуток времени сбросить несколько килограммов веса и растерять внушительную физическую форму, которую он набрал для ленты «Американская история Х». На протяжении съемок «Бойцовского клуба» Нортон продолжал худеть и спал все меньше, чтобы его персонаж выглядел более утомленным. Да чего уж там, ради этой картины Нортон даже согласился курить в кадре, хотя отказался от сигарет во время съемок фильма «Шулера».
Главным украшением легендарного «Бойцовского клуба» выступает любимый миллионами дуэт Эдварда Нортона и Брэда Питта. Актеры вместе прошли подготовку к фильму, посещая занятия по боксу, тхэквондо и другим видам единоборств и даже научившись изготавливать мыло. Также они вместе с Финчером внесли некоторые доработки в сценарий. Оба актера обнаружили у себя кое-что общее: ненависть к автомобилю «Фольксваген» «Жук». По словам Нортона, «Жук» был одним из символов свободы и культуры 60-х, на чем выросшие в те самые 60-е корпоративные боссы решили хорошенько подзаработать десятилетия спустя, тем самым продав символ своей молодости новым поколениям. Поэтому актеры настояли на том, чтобы в сцене, в которой они битами бьют машины, присутствовала эта модель авто. (Питт, правда, свое отношение к этому автомобилю все-таки изменил.)
Между дуэтом ведущих актеров было немало примечательных ситуаций на съемочной площадке. Так, в сцене, где Рассказчик бьет в ухо Тайлера Дердена, Нортон наносит Питту настоящий удар. Об этом его скрыто ото всех попросил сам Дэвид Финчер. Поэтому реакция актеров на происходящее в кадре самая настоящая. В еще одной сцене, где персонажи Нортона и Питта пьяными играют в гольф, оба актера действительно были пьяны. Подобные нюансы рабочего процесса этих прекрасных актеров – важные детали, позволившие создать мощную химию между их персонажами.
Читайте также: Объявляю войну экзистенциальной пустоте. «Бойцовский клуб» – 20 лет спустя
Монти Броган
«25-й час» (2002)
Права на адаптацию романа Дэвида Бениоффа «25-й час» изначально приобрел Тоби Магуайр с прицелом самому исполнить главную роль молодого бруклинца, осужденного за торговлю наркотиками. Однако в итоге Магуайр взялся за «Человека-паука», оставшись в «25-м часе» в качестве продюсера. Возглавив съемочный процесс, режиссер Спайк Ли первым же делом подумал о кандидатуре Эдварда Нортона на главную роль. Они давно были знакомы и хотели поработать вместе, и вот наконец такая возможность им выпала. Нортон в интервью рассказывал, что вырос на фильмах Спайка Ли, отмечая сложные темы, на которые режиссер говорит со зрителями. В первые годы актерской карьеры Нортон даже написал письмо Ли под впечатлением от фильма «Его игра», который, по его мнению, крайне недооценен.
Вопреки скандальной репутации актера постановщик ленты Спайк Ли отмечал, что комментарии Нортона помогали ему находить интересные решения в тех или иных сценах. Как актер метода, Эдвард Нортон готовится к своим ролям максимально тщательно, обращая внимание на детали внешности и на мельчайшие нюансы характера. Так, например, в первый же съемочный день, когда автор романа и сценария фильма Дэвид Бениофф увидел Нортона, актер показал ему «мыс вдовы» (линию роста волос на лбу в форме треугольника вершиной вниз). В книге у его персонажа действительно есть эта внешняя особенность, но в сценарии о ней ничего сказано не было. Нортон старался так основательно погрузиться в образ своего персонажа, что носил «мыс» на протяжении всего съемочного процесса.
Айзенхайм
«Иллюзионист» (2006)
Мистический триллер Нила Бергера «Иллюзионист», выйдя на большие экраны в 2006 году, был вынужден «конкурировать» за зрительское внимание с другой лентой на схожую тематику – картиной Кристофера Нолана «Престиж». Однако, несмотря на впечатляющий дуэт Кристиана Бэйла и Хью Джекмана, Эдвард Нортон продемонстрировал в «Иллюзионисте» один из своих самых чарующих перформансов. Как и подобает актеру метода, многие фокусы Нортон исполнил в картине самостоятельно. Для этого он, например, практиковался с артистом Джеймсом Фридманом и актером-иллюзионистом Рики Джеем. В итоге это не только помогло ему создать более правдоподобный образ иллюзиониста, но и позволило сократить производственные расходы на дорогостоящую компьютерную графику.
Майк Шайнер
«Бердмэн» (2014)
Дурная слава Эдварда Нортона сатирическим образом обыгрывается в ленте Алехандро Гонсалеса Иньярриту «Бердмэн», где он блистательно исполнил роль сложного в плане творческих коммуникаций актера. Забавно, но во время съемок фильма как раз имел место случай, когда Нортон комментировал некоторые моменты в сценарии во время сцены, в которой его персонаж как раз занимается тем же самым, на что ему иронично указал Иньярриту. Сам актер отмечал, что ради работы с такими режиссерами, как Иньярриту или Уэс Андерсон, он готов максимально довериться их видению, лишь бы стать частью их удивительного творческого процесса.
В «Бердмэне» Нортону удалось поработать со своим кумиром юношества – Майклом Китоном, на чьих ролях в фильме «Ночная смена», «Мистер Мамочка» и «Битлджус» он вырос. Вместе с Китоном он во время съемок вел подсчет запоротых актерами дублей, что было особенно интересно, учитывая стиль съемки с продолжительными сценами, запечатленными одним кадром. Больше всего ошибок допустила Эмма Стоун. Меньше всего – Зак Галифианакис, который не раз умело обыгрывал свои ляпы так, что они в итоге шли в финальный монтаж.
Несмотря на саркастический характер этого персонажа относительно настоящей личности Нортона, актер получил за перформанс в «Бердмэне» свою третью номинацию на премию «Оскар». Надеемся, что не последнюю.