Американский актер Кейси Аффлек, удостоенный за главную роль в драме «Манчестер у моря» премии «Оскар», как и его брат Бен, в индустрии кино пробует свои силы не только в актерстве, но и в постановке, а также в сценарном мастерстве. В его полноценном режиссерском дебюте, авторской научно-фантастической постапокалиптической драме с элементами триллера «Свет моей жизни», он предлагает зрителям проследить за историей отца и дочери, выживающих в страшном и озлобленном мире, который лишился женщин.
Действие фильма «Свет моей жизни» разворачивается в мире, который столкнулся с эпидемией, унесшей жизни абсолютного большинства женщин. В центре истории – мужчина, ставших в результате этой катастрофы вдовцом, и его дочь Рэг, обладающая иммунитетом к этому смертоносному заболеванию. День за днем, стараясь сохранить втайне от окружающих пол Рэг, они вместе отчаянно пытаются выжить в жестокой реальности, где кругом одни мужчины, готовые убивать ради женской «компании».
Кейси Аффлек в картине «Свет моей жизни» сочетает элементы триллера и драмы, заворачивая их в мрачную постапокалиптическую оболочку. Она позволяет полностью обнажить человеческие отношения, в первую очередь близкую родственную связь между отцом и дочерью, показать проблемы постоянной борьбы за жизнь, максимально сосредоточив на них зрительское внимание. Для своего кинодебюта Кейси Аффлек довольно уверенно, пускай и без особой изобретательности, обращается как с элементами повествования, так и с приемами режиссуры, гармонично чередуя спокойные и напряженные сцены и даже выстраивая саспенс в финале картины.
В таких камерных лентах, какой является «Свет моей жизни», на исполнителей ведущих ролей ложится огромная ответственность, так как все внимание сосредоточено на них. К счастью, актерский дуэт Кейси Аффлека и юной Анны Пневски работает исправно, с первых же минут притягивая зрительский интерес и, более того, вызывая сопереживание к главным героям истории. Химия между отцом и дочерью, которые пытаются выжить в полном опасностей мире, позволяет глубже прочувствовать их эмоции, особенно переживания и страхи.
Кейси Аффлек в одном из интервью рассказывал, что фиксировал разговоры и динамику отношений с собственными детьми, что позже вылилось в сцены, образовавшие сценарий «Света моей жизни». Сам автор признавался, что у него, несмотря на пристрастие к научно-фантастическим и, в частности, постапокалиптическим картинам («Безумному Максу» Джорджа Миллера, например), изначально не было стремления направить свою ленту в это русло. Но, так или иначе, первым же делом при просмотре работы Аффлека, да даже при чтении короткого синопсиса к фильму, на ум приходят кинокартины «Дорога» Джона Хиллкоута и «Дитя человеческое» Альфонсо Куарона, а также культовая видеоигра The Last of Us. И при сравнении (которого не избежать) с этими знаковыми произведениями, возможно, ставшими источником вдохновения для Аффлека при создании его фильма, вторичность «Света моей жизни» становится очевидной.
Повторяя сюжетные ходы из этих произведений, вольно или нет копируя их идеи и отдельные сцены, «Свет моей жизни», к счастью, все-таки не скатывается в пошлую и кривую кальку. Фильм Аффлека получился цельной картиной, которая, однако, не предлагает ничего действительно своего, нового и оригинального. Так, отношения персонажей «Дороги», «Дитя человеческого» и The Last of Us заметно более динамичные и сложные – соответственно, и интересные. Кроме того, каждое из этих произведений выразительнее в художественном плане и в раскрытии поднимаемых тем.
Даже с точки зрения аллюзии на превращение ранимой девочки в сильную и независимую женщину в мире мужчин (сам Аффлек признавался, что у него не было мыслей делать политическое высказывание или откровенно феминистический фильм, но финал без пошлостей и перегибов вторит некоторым идеям и ценностям этой идеологии) «Свет моей жизни» не выдерживает сравнения с той же удивительно кинематографичной игрой The Last of Us, в которой путь и роль юной главной героини в постапокалиптическом вымышленном мире ощутимо более комплексные и драматургически выверенные.
«Свет моей жизни» – добротный авторский кинодебют Кейси Аффлека, который, однако, все же разочаровывает вторичностью и неспособностью предложить что-то свое. Знатоки произведений этой тематики не найдут в фильме Аффлека ничего, что заслуживало бы пристального внимания. Такое кино, пожалуй, можно с осторожностью порекомендовать лишь зрителям, которые еще не успели прикоснуться к постапокалиптическим шедеврам XXI века, вроде «Дороги» и «Дитя человеческого», но любят атмосферное кино о человеческих отношениях в сложных условиях.