Первая ассоциация с «фильмом по комиксу» – это супергерои в костюмах и масках, которые сражаются с суперзлодеями и спасают мир. Мстители, Человек-паук, Бэтмен, Супермен и так далее. Но в мире комиксов не всегда все так очевидно, и охватывают они не только супергеройскую фантастику. В нашей подборке мы собрали фильмы, которые не появились бы на экранах, если бы не их комиксовые первоисточники.
«Люди в черном» (1997)
Комиксы Marvel – явно не первое, что приходит на ум при упоминании «Людей в черном», – того самого фильма Барри Зонненфельда с Уиллом Смитом и Томми Ли Джонсом. Однако «Люди в черном» были сняты именно по мотивам комиксов, права на которые сегодня, как и на момент экранизации, принадлежат Marvel. Правда, от самих комиксов в киносерии мало что осталось. Начинались «Люди в черном» как мрачные рассказы об особых агентах, чья миссия – бороться не только с враждебными инопланетянами (как в фильме), но и вообще со всякой нечистью, включая демонов, зомби и прочих чудищ. Зонненфельд взял общую идею, но первоначальных «Людей в черном» в его исполнении «не узнать»: режиссер значительно упростил сюжет и сделал тон легким и комедийным.
«Ворон» (1994)
Фильм Алекса Пройаса печально знаменит в первую очередь из-за гибели во время съемок исполнителя главной роли – Брэндона Ли (подробнее о произошедшем можно прочитать здесь). Вся история «Ворона» выглядит откровенно несчастливой, учитывая, что сам фильм был экранизацией графического романа, который, в свою очередь, был написан Джеймсом О’Барром под влиянием гибели его возлюбленной. Картина вполне точно следует роману, в котором молодой рок-музыкант Эрик Дрейвен мистическим образом возвращается к жизни с помощью ворона, чтобы отомстить тем, кто убил его невесту и его самого.
«Маска» (1994)
Комиксы, по которым сняли «Маску», не так известны, как их экранизация. Да и узнать в первоисточнике уморительного героя Джима Керри почти невозможно. В серии комиксов издательства Dark Horse Маска была далеко не безобидным артефактом. Она не просто наделяла своих носителей забавными суперспособностями, а превращала их в кровожадных безумцев, не столько смешных, сколько опасных. Комиксы, привлекшие внимание создателей фильма, изобиловали вполне себе жестокими сценами и были не самым веселым чтивом. В экранизации от всего этого оставили разве что намеки и гротески, а «Маска» стала одной из самых знаменитых комедий 90-х.
«Из ада» (2001)
Знаменитый автор «Хранителей» Алан Мур не мог пройти мимо мрачной истории Джека Потрошителя – так и не пойманного загадочного убийцы, который «промышлял» в неблагополучных районах Лондона в 1888 году. Мур изложил собственную теорию насчет личности Потрошителя и его мотивов в масштабном графическом романе, который определил как «экзистенциальную историческую прозу». Конечно, фирменный стиль Мура известен тем, до какой степени сложно его перенести на экран, тем более заслужив похвалу создателя. Лента по мотивам романа, где в главной роли снялся Джонни Депп, смогла отразить содержание романа только отчасти, став его сильно упрощенной версией. Именно после киноадаптации «Из ада» Алан Мур заявил, что «больше не желает иметь с любыми экранизациями его произведений ничего общего».
«Особо опасен» (2008)
Еще один случай, когда сравнительно малоизвестный комикс был взят за основу, – но и не более. Уэсли Гибсон (герой Джеймса Макэвоя) живет самой непримечательной жизнью и считает себя совершенным неудачником – до тех пор, пока не попадает в тайное общество убийц, где ему удается и найти свое место в жизни, и стать героем-мстителем. «Особо опасен» был снят по «канве» комикса Марка Миллара. Правда, вместо общества элитных наемных убийц в комиксе была организация суперзлодеев, взявшая верх над супергероями и теперь погруженная во внутренние разборки. На самом деле комикс «Особо опасен» – история о том, что бы случилось, если бы суперзлодеи вселенной DC (чьи образы у Миллара вполне узнаваемы) объединились и стали править миром.
«Суррогаты» (2009)
В технологически сверхразвитом мире будущего люди, наконец, нашли способ стать совершенными. Практически каждый обзавелся андроидом-«суррогатом», который живет жизнью владельца в качестве его «улучшенной версии», внешне идеален и почти неуязвим. Но у этой идиллии есть и обратная сторона: общество насколько пристрастилось к «суррогатам», что уже почти разучилось жить без них. Такова вселенная фантастического боевика Джонатана Мостоу, хотя «суррогатов» придумал еще несколькими годами ранее автор одноименных комиксов Роберт Вендитти. И в комиксах, и в экранной версии этой своеобразной антиутопии авторская идея донельзя прозрачна: «суррогаты» – это толстый намек на интернет-зависимость. Причем в фильме с Брюсом Уиллисом замыслу даже добавили глубины и выразительности.
«Чужой против Хищника» (2004)
Идея столкнуть двух лучших (или правильнее худших?) монстров в истории кино витала в воздухе еще значительно раньше, чем ее воплотил режиссер Пол Уильям Скотт Андерсон. Комикс издательства Dark Horse об эпохальной встрече рас Хищников и Чужих появился еще в 1989 году. В нем действие разворачивалось в будущем, на некой далекой планете, – в отличие от фильма, где столкновение Чужих с Хищниками происходит на Земле, естественно, на беду всем людям, оказавшимся поблизости. Так пересеклись две популярные кинофраншизы, породив закономерный сиквел («Чужие против Хищника: Реквием»), пусть даже до успеха и признания оригинального комикса обеим частям было довольно далеко.
«Олдбой» (2003)
Вторая часть в «Трилогии о мести» южнокорейского режиссера Пака Чхан Ука – кровавый психологический триллер, не самый легкий для просмотра, который занимает почетное, если не особое место в азиатском кино, и не просто так привлек внимание Голливуда. Его нахваливал сам Квентин Тарантино, а в 2013 году сняли его американский ремейк с Джошем Бролином в главной роли. Интересно, что и у его первоисточника, манги Гарона Цутии и Нобуаки Минэгиси «Олдбой», тоже была англоязычная адаптация. Правда, если кто-то ожидал от манги большей концентрации жестокостей, чем в фильме, то «Олдбой» – исключение из общего правила. Манга гораздо более сдержанна, и в ней не так много «диких» сцен, как в ее экранизации.
«Kingsman: Секретная служба» (2014)
У комедийного боевика Мэттью Вона об особых агентах с кодовыми именами из легенд о короле Артуре есть не особо известный «родственник» – серия комиксов под названием «Секретная служба» от Marvel Comics. Над этими комиксами работали Марк Миллар и собственной персоной Дэйв Гиббонс (художник, создавший в сотрудничестве с Аланом Муром графический роман «Хранители»). Как водится, при создании фильма не обошлось без режиссерской «редакции», хотя, в общем и целом, знатоки могут отметить, что «Kingsman: Секретная служба» остается верным первоисточнику, а некоторые изменения сделаны в основном ради либо большей зрелищности, либо большей злободневности – или своеобразного юмора. Например, в комиксе, как и в фильме, злодеи похищают знаменитостей, но в комиксе одна из их жертв – Марк Хэмилл, а в экранизации – некий профессор Арнольд, которого играет Марк Хэмилл.
«Семейка Аддамс» (1991)
Сначала это был сериал, выходивший в 1960-х годах, по мотивам которого об очень странной, но милой «сверхъестественной семейке» позднее снял свой фильм Барри Зонненфельд. Однако мало кто в курсе, что впервые семейка Аддамс появилась в комиксах. Их автор, Чарльз Аддамс, придумал «семейку», чтобы высмеивать образ «идеальной американской семьи». Комиксы про семейку Аддамс выходили в журнале The New Yorker еще с конца 1930-х годов, и имели вид коротких стрипов – на первый взгляд, не тот материал, который можно масштабно экранизировать. И все же Зонненфельду с лихвой было чем вдохновляться, передавая фирменную атмосферу мрачного юмора, которой знаменита «Семейка Аддамс».