​«Джокер»: Как закалялся хаос

Сильное, тревожное и страшное кино Тодда Филлипса с прекрасной актерской игрой Хоакина Феникса.

Экранизации супергеройских комиксов и фильмы по их мотивам в XXI веке стали чуть ли не полноценным направлением кино, ориентированным в первую очередь на бесперебойное развлечение широких масс зрителей. Главным олицетворением этого стала Кинематографическая вселенная Marvel – многосерийный эффектный аттракцион и настоящий образец яркого приключенческого кино. Обилие подобных фильмов на больших экранах создает предвзятое отношение среди части зрителей ко всему направлению. Поэтому выходящие заметно реже картины вроде «Логана» или трилогии Кристофера Нолана о Темном рыцаре производят особый эффект, доказывая, что из супергеройских комиксов тоже может рождаться сугубо серьезное и взрослое по содержанию кино. Список таких фильмов пополнился смелым психологическим триллером Тодда Филлипса «Джокер», в основе которого культовый одноименный злодей из комиксов издательства DC в исполнении Хоакина Феникса.

Фильм «Джокер» повествует об Артуре Флеке – мужчине средних лет, работающем на разных мероприятиях в образе клоуна и проживающем в одном из неблагополучных районов Готэма вместе с матерью. Страдая от психического расстройства и теша мечту о карьере комедианта, Артур ежедневно сталкивается со злобой со стороны окружающих. Но однажды его терпению приходит конец…

Важно понимать, что «Джокер» – не типичное супергеройское или антисупергеройское кино. По сути, из комиксов DC авторы взяли имена и редкие каноничные события из биографии некоторых персонажей. «Джокер» не экранизация какого-то сюжета из графической прозы и даже, в общем-то, не фильм по мотивам, а самостоятельное произведение, представляющее свою реалистическую версию становления этого легендарного персонажа из комиксов издательства DC.

Кадр из фильма «Джокер»

Режиссер и соавтор сценария Тодд Филлипс, известный многим по комедиям, в том числе трилогии «Мальчишник в Вегасе», не представляет Джокера в своем фильме как совершенное зло. «Джокер» – трагическая история психически нездорового человека со своими мечтами и стремлениями, которого общество из года в год без доли сожаления подталкивало в пропасть, а он, в свою очередь, окончательно отчаявшись бороться с этой ненавистью, открыл свою душу хаосу. Авторы последовательно знакомят нас с личной и профессиональной жизнью Артура Флека и демонстрируют, что в своей финальной форме, в образе Джокера, главный герой – творение социума. Опытный в создании комедий Филлипс тонко передает ранимую и одинокую душу начинающего комика, которому никто так и не протянул руки помощи, не сказал доброго слова, лишь унижая его морально и физически. Герой Хоакина Феникса вызывает сочувствие и сопереживание. Но не стоит воспринимать это как сострадание преступнику, ведь никто не рождается убийцей, а безразличие и тем более травля окружающих, с которой всю жизнь сталкивался Артур, лишь порождают новое зло, на корню подавляя в человеке благие начала.

Кадр из фильма «Джокер»

Тодд Филлипс в течение всего хронометража фильма наращивает напряжение, время от времени создавая мнимую видимость надежды и спокойствия, которая только возносит ощущение надвигающейся трагедии на новый уровень. Напряжение пронизывает эту картину, передаваясь через сюжет, актерские перформансы, тревожно звучащий эмбиент, мастерски поставленные кадры и монтаж. Главный пульсирующий нерв фильма – Артур Флек, он же Джокер, в исполнении Хоакина Феникса. Актер при помощи сценаристов и режиссера картины создал новый многослойный кинообраз этого притягательного антигероя. Перформанс Феникса во многом опирается на пластические элементы, движения его тела, мимику. Иногда в мелочах, даже без слов – в танце, Фениксу удается передать больше, чем иному актеру за весь фильм. Феникс умело создает комплексный чарующий психологический портрет перерождающегося в хаосе, отказывающегося от идеалов своего прошлого и в танце приручающего свое безумие Джокера, который в начале пути внушает сожаление и симпатию, постепенно переходящую в страх и омерзение. Роль Артура Флека – исключительная актерская работа в и без того выдающейся фильмографии Феникса, которая, как и вся картина Филлипса, оставит глубокий след в памяти зрителей. Только не стоит сравнивать Джокера Феникса с вариацией этого персонажа в исполнении Хита Леджера. Это два выдающихся образа и два монструозных актерских перформанса, которые полностью самобытны и выполняют разные задачи в рамках абсолютно отличных друг от друга сценариев.

Кадр из фильма «Джокер»

«Джокер» – законченное произведение. Ему не требуется продолжение, как не нужен сиквел «Королю комедии» и «Таксисту» Скорсезе или «С меня хватит!» Шумахера, с которыми у фильма Филлипса есть схожие черты. Важнейшая из них – злободневность авторского высказывания. Картина Филлипса как нельзя сильно давит на больные точки современного общества, пускай и рассказывает о вымышленных городе и героях, да еще и другой эпохе. Одни будут говорить об этой картине с опасением, другие – даже с неприкрытым страхом, ведь лента Филлипса смело и бескомпромиссно демонстрирует проблемы, с которыми не удается или не хочется бороться. Ответственность за порождение монстров, как бы ужасно это ни звучало, не всегда лежит лишь на их собственных плечах. Пускай лента Филлипса и не создает (да и не обязана, скажем честно) универсальной «вакцины» от нарастающих в обществе злобы и напряжения, которые время от времени выливаются в том или ином виде, но, по крайней мере, «Джокер» смело и честно говорит об этом, пока ответственные трусливо зарывают головы в песок.

Триллер Тодда Филлипса «Джокер» – мощное кино, тревожное и страшное, но при этом важное и метко демонстрирующее свое время. Эта картина, если ее слепо не бояться, позволяет зрителю посмотреть на себя и окружающих чуть другими глазами. Возможно, немного больше гуманности даже в банальных повседневных мелочах преобразит нашу жизнь и изменит к лучшему жизни тех, кто нас окружает.

Читайте также