Фильм Флэнегана рассказывает о том, во что превратился Дэнни Торренс после той жуткой трагедии в отеле «Оверлук». Ну, вы знаете, отец хотел порубить на куски маленького сына. Теперь Дэнни (Юэн Макгрегор) – пьяница, который пропадает в кабаках, напиваясь до беспамятства, а на утро просыпается в чужой рвоте, и все, чтобы забыться. Однажды герой собирает вещи и переезжает в провинциальный городок, где его продолжают тревожить призраки прошлого и – это самое неожиданное – голоса других «сияющих». Оказывается, хриплоголосый Тони, который жил у Дэнни во рту, – не вымышленный друг, а самый настоящий «сияющий».
Основной конфликт разворачивается не столько вокруг взрослого Дэнни, который посещает собрания алкоголиков и работает санитаром в больнице, сколько вокруг других ясновидящих. Школьница Абра (дебютантка Кайли Керран), «сияющая» ярче всех, находит Дэнни и рассказывает ему о кошмарах, которые происходят наяву, а также о высасывающих душу вампирах, которые разыскивают и убивают даровитых детей, чтобы продлить собственную жизнь. Читающей мысли и принимающей, как радио, сигналы Абре грозит мучительная смерть, ибо «сияние» – проклятие на веки вечные.
Глупо говорить, насколько «Доктор Сон» зависим от «Сияния» – как ни крути, это продолжение, и этого можно было ожидать. Очевидно и другое – эта экранизация обречена на сравнение со зловещим шедевром Кубрика, хотя бы потому, что Флэнеган не просто намекает, а копирует классику жанра целыми сценами. Без тьмы отсылок «Доктор Сон» – просто еще один наивный голливудский жутик о хороших людях со сверхъестественными способностями, которые сопротивляются плохим людям со сверхъестественными способностями. Однако, если картина Кубрика – о распаде семьи и много еще о чем другом (гляньте документальный фильм «Комната 237»), то картина Флэнегана кажется супергеройским приключением, которая лишена кубриковского объема, хотя растянута на два с половиной часа. Фильм получился стильным, но бессмысленным. Не верите – проверьте сами, но название оправдано – сон обеспечен.
В то время как роман Кинга был продолжением своей же книги, а не фильма, который мастер литературного ужаса, как известно, никогда не любил, а то и ненавидел, Флэнеган решил аккуратно подыграть обоим творцам. «Доктор Сон» – фанатский хоррор режиссера, который не может игнорировать великое наследие, но, глядя на фильм, видны уши автора.
«Доктор Сон» – кинговский, но влияние Кубрика настолько велико, что весь финал рассказа происходит в бесовском «Оверлуке» – сцены в гостинице напомнят зрителям «Первому игроку приготовиться» Стивена Спилберга. На самом деле, все то, что мы видим в новом фильме, заставляет восхищаться и пересматривать классику. Между старым и новым – гигантская пропасть. Кубрик сделал неизвестное страшнее известного. Флэнеган же слишком часто мечется между Кубриком и Кингом, показывая, как люди «сияют», проникая в сознание других, погружаясь в собственное и манипулируя себе подобными.
Сиквелу нечем похвастаться, кроме бесконечных обращений к завораживающей классике (старуха, близняшки, лабиринт, «REDRUM», устрашающая музыка и многое другое), которые сами по себе бессмертны. Здесь нет погружения в дичайшее безумие – только кочующие хиппи, которые жадно вдыхают детские души, нет зловещих загадок – все сказано, нет изюминки, которая могла бы вписаться в поп-культуру, как страшные образы проклятой гостиницы, где повзрослевший Дэнни, бегущий от самого себя, неизбежно встречается со своим главным демоном, потому что от прошлого не спрятаться, не скрыться.
«Доктор Сон» – как «Космическая одиссея 2010» для «Космической одиссеи 2001 года». Флэнеган и Кинг расширяют историю жертвы, но получается, будто авторы объясняют «Сияние». В этом фильме о схватке не только с внешним врагом, но и внутренним, воды больше, чем крови в лифте «Оверлука», который становится спасением для главных героев, потому что враг моего врага – мой друг. Якобы мрачной и глубокой картине, которую правильнее назвать не хоррором, а блокбастером из-за обилия визуальных эффектов, не хватает того самого «сияния», которое могло бы сверкнуть так, чтобы выглянуть из тени жуткого и тревожного оригинала, между прочим, одной из лучших экранизаций кинговских произведений. Режиссер застревает между желанием сделать отдельный рассказ о «сияющих» и в то же время создать продолжение «Сияния», однако порой у Флэнегана каноничное кажется пародийным. Искусственно и скучно, потому что совсем нестрашно.