В самом начале «Мандалорца» главный герой, минутой ранее разрубивший пополам одного верзилу, произносит ёмкую фразу: «Никаких дроидов». Он – наемник, выследивший цель и не желающий везти бедолагу к заказчику на транспорте, которым управляет робот. Уже после этих двух предложений (неумолимый наемник вместо благородного джедая? да еще и без дроида?!) кажется, что перед нами не типичные «Звездные войны» – и это абсолютная правда.
Вероятно, спустя четыре года после покупки Lucasfilm в Disney наконец-то поняли, что принцип «не ломай то, что работает» не всегда конвертируется в ожидаемую прибыль (продажи игрушек по «Звездным войнам» начали падать, хотя мерч сегодня намного доходнее проката), и решили пойти иным путем.
Если проводить параллели, то «Мандалорец» скорее продолжает идейную основу фильма «Изгой-один». Это история, которая по возможности избегает очевидных канонов и открывает оборотную сторону «звездной» вселенной – непредсказуемую, бескомпромиссную и менее наивную. Как уже было сказано, в первые минуты протагонист одного противника разрубит (подробности оставят за кадром, но от звука вываливающихся внутренностей все равно не по себе), а всем остальным играючи пересчитает ребра.
Если говорить о жанре, то шоураннер Джон Фавро вдохновился «Стражами Галактики» и «Светлячком» и поженил космооперу с вестерном. Главный герой – наемник-одиночка, среди локаций – либо захолустье с местными трактирами и криминальными синдикатами, либо километры безлюдных пустынь. Даже у лошади тут есть свой аналог в виде бларрга, которого главный герой с трудом оседлает на ранчо. Что касается экшена, то отношения здесь выясняют в основном кулаками и бластерами – никаких световых мечей и многотысячных армий.
Но, пожалуй, ключевое свойство сериала – это заниженные ставки. «Мандалорец» – скромная история, авторы которой прекрасно понимают, что их детище не претендует на лавры мировой фантастики. Здесь нет придыхания перед классическими «Звездными войнами». Нет избитого сюжета про спасение мира. Нет избранного, рожденного, чтобы стать героем. Наконец, нет попыток слепить «Санту-Барбару» и связать героев единым семейным древом. Это местечковый вестерн, простой, как палка, но со смелыми решениями в мелких деталях. О его событиях Хан Соло и Люк Скайуокер наверняка не слышали, и такая автономность позволяет сценаристам не зависеть от канона и больше фантазировать. Кроме того, телевизионная природа «Мандалорца» извиняет погрешности в режиссуре – например, раздражающе тусклый свет в интерьерах (хотя по части графики и экшена сериал не уступает некоторым блокбастерам).
Что касается главного героя, то тут делать выводы пока рано. Сценаристы аккуратно и неспешно раскрывают его через визуальные решения – повадки, поведение, секундные флэшбэки, намекающие на трагичное прошлое, – хотя сам он немногословен и первые две серии скрывает лицо под маской.
Пока непонятно, в какую сторону двинется сюжет в ближайшие недели. Очевидно, что, несмотря на всю свою самобытность, «Мандалорец» был и остается частью «Звездных войн», поэтому отсылок к франшизе, пусть и ненавязчивых, все равно не избежать. Чего Disney явно делать не стоит, так это ставить сериал в зависимость от до мозга костей каноничных фильмов. Судя по первым отзывам, автономность радует зрителей куда больше, чем знакомые лица и сюжетные тропы, так что у студии на руках все козыри для работы над ошибками. Главное – устоять перед темной стороной.