«Интерстеллар» (2014)
«Интерстеллар» – красивый и драматичный фильм, сюжет которого гарантированно вызывает много вопросов (и даже не все они касаются физики, психологии и разнообразных сложнопостижимых вещей, затрагиваемых в фильме). Пожалуй, самый простой и первый на очереди – как и почему Купер (хотя и бывший пилот НАСА, но в настоящее время фермер) мгновенно попадает в важнейшую космическую миссию по спасению человечества, да еще и становится в ней ключевой фигурой? Как только Купер объявляется, то моментально делается идеальным кандидатом в пилоты, как будто бы только его здесь все и ждали. А если это было так, и профессору Бренду и компании был непременно нужен в качестве пилота именно Купер, то почему никто не озаботился его поисками, тем более что Купер, прямо скажем, и не думал скрываться?
«Матрица» (1999)
Сюжетные проблемы «Матрицы» в основном начинаются там, где возникают вопросы к суперкомпьютеру, который в «Матрице» управляет реальностью, и к самой этой реальности. К примеру, почему в «Матрице» у людей все же есть свобода воли? Казалось бы, искусственному интеллекту, управляющему Матрицей, допускать ее существование было во всех отношениях невыгодно. (С другой стороны, конечно, не будь у Нео и остальных героев свободы воли, то не было бы и никакого сюжета.) Но якобы безграничные возможности суперкомпьютера, поработившего человечество, интригуют – и заставляют задуматься. Например, почему Матрица как бы позволяет героям действовать именно в той реальности, где у них оказывается больше всего козырей, при условии, что эта реальность может быть в любой момент легко подменена абсолютно любой другой – стоит только суперкомпьютеру этого захотеть?
«Звездные войны. Эпизод VI: Возвращение джедая» (1983)
В «Возвращении джедая» выясняется не только что Люк и Лея – брат и сестра, но и что Лея помнит их с Люком мать. Хотя этого никак не может быть, потому что мать Люка и Леи, Падме Амидала, умерла сразу после того, как они появились на свет, – об этом точно помнит каждый фанат, да и вообще все, кто смотрел «Звездные войны» («Месть ситхов»). И тем не менее, Лея даже оказывается способна описать Люку личность Падме Амидалы, что более чем странно. Единственное, что может хоть как-то все это объяснить – вездесущая Сила, в данном случае причина неких видений Леи, в которых она и могла «познакомиться» с матерью. Но такое объяснение совсем не назовешь очевидным, и выглядит этот момент как обычный «ляп».
Читайте также: 8 мифов о космосе, в которые мы верим только из-за фильмов
«Побег из Шоушенка» (1994)
«Идеальный побег», который осуществил Энди Дюфрейн, вышедший на свободу вопреки всему на свете – один из самых известных за всю историю кино. Но кое-что в нем не дает покоя придирчивым зрителям: в каком-то смысле одна «белая дыра» в плане Дюфрейна стала не менее знаменитой, чем та дыра в стене камеры, которую он проделал за 20 лет упорной работы. Не будем придираться к маловероятному факту, что за все 20 лет заключенного ни разу не переводили в другие камеры, – здесь есть и проблема посерьезней. Свой «путь к свободе» Дюфрейн скрывал плакатом с изображением актрисы. Но как он сумел пролезть сквозь дыру, а затем снова идеально ровно закрепить плакат на стене?
«Назад в будущее» (1985)
В классической культовой комедии о путешествиях во времени Марти Макфлай сталкивается с последствиями того, что с пространственно-временным континуумом лучше не шутить. Он ухитряется помешать знакомству собственных родителей, так что над ним нависает угроза просто перестать существовать. Но все кончается хорошо, и Марти в конце концов удается все вернуть на круги своя, вот только остается одна проблема: если в прошлом Марти был тем человеком, который свел вместе Джорджа и Лоррейн, впоследствии ставших его родителями, то они явно должны были хорошо его запомнить и позднее с большим изумлением узнать... в собственном сыне.
«Железный человек 3» (2013)
Миниатюрный дуговой реактор, который Тони Старк разместил прямо у себя в груди, изначально послужил двум крайне важным целям: не дать шрапнели дойти до сердца Старка, а также быть источником энергии для его первого костюма Железного человека. После этого Старк множество раз улучшал и сам реактор, и костюмы, доведя их до немыслимого совершенства, хотя суть осталась прежней: в его груди все так же находился источник, по-видимому, неиссякаемой чистой энергии. Спрашивается: почему тогда в «Железном человеке 3» Старк внезапно «забывает» о преимуществах своего реактора и о том, как уже применял его раньше, и даже не пытается его использовать, а для того, чтобы подзарядить костюм, подключает к нему автомобильный аккумулятор?
«Звездные войны. Эпизод I: Скрытая угроза» (1999)
Пророчество, о котором говорится в трилогии приквелов «Звездных войн» – об «Избранном», который «принесет равновесие в Силу» – звучит хорошо и значительно. Правда, лишь до тех пор, пока мы не понимаем, что за ним, в сущности, ничего не стоит. Создается впечатление, что единственная цель у этого «пророчества» – обосновать, почему Энакин так хорошо владеет Силой. С другой стороны, совет джедаев поначалу даже не хочет брать Энакина в ученики, но потом все же его принимает, якобы в основном потому, что он – Избранный. Многие фанаты полагают, что пророчество было неправильно истолковано, и Энакин – вовсе не Избранный и никогда им не был (тем более что к этому же мнению склонялся магистр Йода). Так или иначе, пророчество просто зависает в воздухе как еще один многообещающий нюанс, на который создатели почему-то махнули рукой. Хотя пока еще остается шанс, что вопрос с «Избранным» наконец прояснится в финале трилогии сиквелов – фильме «Скайуокер. Восход».
Читайте также: 8 самых темных и глобальных загадок вселенной «Звездных войн»
«Темный рыцарь: Возрождение легенды» (2012)
В «Возрождении легенды» суперзлодей Бейн захватывает Готэм, а все полицейские города оказываются в ловушке, запертыми под землей. (То, что таким образом оказывается нейтрализована буквально вся полиция Готэма – тоже не слишком правдоподобно, зато очень удобно для Бейна.) Когда в Готэм возвращается Бэтмен, то благополучно освобождает полицейских и они вновь появляются на сцене (опять же, как по заказу), – чисто выбритые, свежие, бодрые и готовые нести службу. Однако здесь недурно бы вспомнить, что по таймлайну фильма служители порядка провели в подземельях аж несколько месяцев. Казалось бы, это должно было как-то сказаться на их внешности (как самый минимум), но на этом месте сценарист и режиссер просто делают вид, как будто бы так и надо.
«Мстители: Финал» (2019)
В путешествиях во времени всегда есть что-нибудь, что плохо согласуется с обычной логикой, а в «Мстители: Финал» целая серия путешествий во времени лежит в основе сюжета. Только так Мстители могут отменить последствия щелчка Таноса, уничтожившего половину живых существ во Вселенной; при этом Брюс Беннер утверждает, что это возможно проделать без всяких временных парадоксов или «эффектов бабочки». В контексте путешествий во времени это ново, но почему бы и нет? С другой стороны, при подробном разборе «Финала» все равно выясняется, что либо эти путешествия во времени все же таки породили для некоторых героев альтернативные временные линии – вместе с довольно-таки неслабыми парадоксами, – либо кое-где в сюжете зияет заметная сюжетная дыра. Это касается появления состарившегося Стива Роджерса в том же самом времени, которое покинул молодой Стив Роджерс, чтобы вернуть Камни Бесконечности в прошлое. Есть предположение, что пожилой Стив тоже спутешествовал во времени, чтобы оказаться именно в нужное время, в нужном месте, однако никаких доказательств в фильме этому нет. Если следовать логике вселенной фильма, то пожилого Стива Роджерса просто не должно было там быть, – и однако он появляется как ни в чем не бывало. Одна из самых любопытных (и довольно «мозговзрывающих») теорий, которая происходит из этой странности – что на протяжении событий всех фильмов киновселенной Marvel Стивов Роджерсов на самом деле было два – «молодой» и «старый». Правда, она же порождает и множество вопросов, как согласовать все это с уже известными временными линиями и особенно с историей Пегги Картер (с которой Стив (или же один из двух Стивов) воссоединяется в прошлом). Если это сюжетная дыра, то действительно эпичная, под стать самому «Финалу».
«Мстители: Финал» (2019)
Еще одна совсем небольшая, но по-своему забавная нелогичная деталь, которую подметили внимательные фанаты в «Финале», – телефон Лоры Бартон (жены Соколиного Глаза), который каким-то загадочным образом продолжает работать несмотря на то, что Лора не пользовалась им, не пополняла счет, и точно ни разу его не заряжала за пять лет. Сделать все это Лора никак не могла: ее развоплотил щелчок Таноса. Однако, едва воплотившись обратно, Лора звонит своему мужу по мобильному. В эту минуту Мстители понимают, что жертвы Таноса, их близкие и родные, возвращаются из небытия. Неожиданный, выразительный и трогательный момент... к сожалению, не совсем продуманный.