«Рождество на двоих», которое в оригинале носит название Last Christmas – милый и очаровательный фильм британского режиссера Пола Фига. Вот только что это? Романтическая комедия? Но шуток здесь катастрофически мало, а налет романтичности совсем легкий и несущественный. К тому же финальный финт сюжета напрочь стирает даже то, что есть. Для мелодрамы картина слишком воздушная и легкомысленная. При этом Фиг затрагивает даже политико-национальные вопросы: семья главной героини – беженцы из Югославии, и режиссер в том числе рассказывает о трудностях их ассимиляции в Великобритании…
В центре сюжета оказывается Катарина, она же Кейт (Эмилия Кларк). Девушка находится в состоянии вечного невезения и депрессивного скептицизма. Вместо того, чтобы быть певицей, как она мечтала в детстве, когда жила в Югославии и пела в хоре, она работает в магазинчике рождественских подарков эльфом-продавцом. Кейт теряет друзей из-за своей безалаберности, спит с незнакомцами, у нее совсем не ладятся отношения с сестрой и матерью. А еще она перенесла тяжелую операцию по пересадке сердца на прошлое Рождество.
Неудачи преследуют Кейт, будто она проклята, до тех пор, пока она не встречает Тома (Генри Голдинг) – воплощение совершенства и идеальности. Красивый, умный, веселый, добрый, мягкий, внимательный – да таких не существует! Но Том, несмотря на свою привлекательность, кажется Кейт странным. Он не пользуется телефоном, волонтерит в приюте для бездомных, выбирает неожиданные места для прогулок, а его любимая фраза: «Смотри вверх!». После встречи с ним Кейт медленно и осторожно поднимает голову (образно, конечно), и жизнь начинает потихоньку меняться в лучшую сторону.
Нельзя сказать, что «Рождество на двоих» – рождественский шедевр. Но если очень хочется предновогодней суеты и атмосферы, праздничного настроения, мигающих гирлянд и нарядных ёлок, то фильм станет прекрасной альтернативой хорошим, но старым и надоевшим комедиям. «Рождество на двоих» – не напрягающая картина, которой вполне под силу превратить обычный вечер в уютно-праздничные посиделки.
Кейт и Том – два антипода, притянутые друг к другу сердцем. Кейт – это все еще не выросшая девочка, спрятанная во взрослом теле – инфантильная, живущая одним днем и эгоистичная максималистка. Из Эмилии Кларк с ее по-детски невинным личиком вышла отличная Кейт.
Том же представляет собой взрослость, уравновешенность, трезвую разумность и взвешенность. Он умеет остановиться посреди быстро несущейся жизни, чтобы насладиться особенно чудесным моментом, и видит красоту в обыденности. Самое главное достоинство Тома – то, что он может передать это «умение» другим, в частности, Кейт. На протяжении всего фильма он так и остается для зрителей кем-то непонятным и странным. Том будто не от мира сего. Финал все расставляет на свои места, но этот герой все равно остается словно бы «ненастоящим».
А самый главный посыл «Рождества на двоих», на котором построен весь фильм, – твори бескорыстное добро и будешь счастлив.
Финал, кстати, вполне предсказуемый и не удивляющий, хотя все построено с прицелом поразить зрителя. Но прием, задействованный здесь, настолько часто используется в кинематографе, что уже не кажется чем-то необычным.
Предсказать, чем закончится фильм, можно, даже не зная песню Джорджа Майкла «Last Christmas», которая лейтмотивом пронизывает весь фильм – она заметна в словах героев, поступках, действиях, окружающей действительности. Сам сюжет фильма «Рождество на двоих» навеян и вдохновлен этой песней, а сценарий из него сделала актриса Эмма Томпсон, которая в картине исполнила роль матери Кейт. В итоге мы получили рождественский фильм – грустный, но со счастливо-трогательным happy end'ом, пропитанный нарядным праздничным настроением и сентиментальностью.