Четвертый студийный диск The Rolling Stones вышел в тот самый момент, когда популярная музыка только начала меняться. В массовое сознание постепенно проникала мысль, что современная молодежная музыка (слово «рок» тогда еще не ввели в оборот) – это не просто двухминутные песенки, предназначенные для танцев, но нечто самоценное, что однажды вполне может стать формой искусства. Однако в 1965 году, когда The Beatles поразили публику струнным квартетом на “Yesterday”, Роллинги ответили сердитой “Satisfaction” и продолжили играть свой сырой ритм-энд-блюз. Если бы кто-то сказал, что менее чем через год они будут использовать клавесин и копировать Чосера, ему бы никто не поверил. Но Stones умудрились сделать это – и открыли совершенно новую грань своего таланта. “Aftermath”, безусловно, стал важной «ласточкой», возвестившей рождение рок-музыки как самостоятельного жанра. Но прежде всего, этот альбом изменил самих The Rolling Stones.
Муки творчества
“Aftermath” стал первым диском Роллингов, на котором все песни были сочинены участниками группы. Это достижение выглядит еще более замечательным, если вспомнить, что композиции альбома были сочинены Джаггером и Ричардсом во время изматывающего турне по Америке. Фотограф Джеред Манкович вспоминал: «Они сочиняли в авральном порядке, потому что студия была уже забронирована. У нас с Миком выпал один долгий совместный вечер посреди тура, мы с ним просто зависали, и я помню, как он сказал что-то в духе «Нам нужно написать двенадцать песен, и это тяжело – из-за нашего графика». Это означало, что им нужно было вылетать сразу после концерта и прибывать в следующее место в два или три часа ночи».
Несмотря на интенсивный гастрольный режим, необходимое количество песен было написано в срок и готово к записи. Значительная часть “Aftermath” была записана за несколько декабрьских дней 1965 года в Лос-Анджелесе, на студии RCA, где Роллинги оказались после своего изматывающего тура. Всего группа записала около 10 песен. Во время сессий к ним присоединился аранжировщик Джек Ницше, известный своей успешной работой с легендарным продюсером Филом Спектором.
На первый день студийных сессий Мик Джаггер на время перестал атаковать английское общество и традиционные семейные ценности, чтобы отправить телеграмму родителям в родную Англию, город Дартфорд – он поздравил их с серебряной свадьбой.
Благодаря передышке в гастрольном графике и поддержке со стороны звукоинженера студии, атмосфера во время записи альбома была относительно расслабленной. Впервые в своей истории Роллинги получили возможность работать над песнями без особой спешки. Мик Джаггер вспоминал, что в арсенале Кита Ричардса имелось большое количество новых мелодий, и группа прямо в студии придумывала и пробовала разные способы исполнения этих мелодий. Сам Джаггер, как и ранее, как правило, отвечал за тексты. По воспоминаниям Билла Уаймана, они с Брайаном Джонсом брали разнообразные инструменты, имевшиеся в студии, и экспериментировали с их звучанием для каждой песни. Барабанщик Чарли Уоттс пробовал новые для себя виды перкуссии – бонго, тимпани и конги.
Неснятый фильм и невыпущенный альбом
По утверждению басиста группы Билла Уаймана, альбом изначально планировался как саундтрек к фильму Николаса Рэя “Back, Behind And In Front”. Самой известной работой Рэя на тот момент был «Бунтарь без причины» с участием Джеймса Дина.
Примерно в то же самое время Роллинги планировали сняться в экранизации романа Дэвида Уоллиса «Выживут только влюблённые». Права на экранизацию были уже приобретены менеджером группы Эндрю Олдэмом, а The Rolling Stones морально готовились к получению приятного гонорара в 1 млн. долларов. Информация о том, что фильм будет снимать всё тот же Николас Рэй, также попала в прессу. Вполне возможно, что Билл Уайман имел в виду именно этот фильм. Но в любом случае, всё кончилось тем, что Джаггер по какой-то причине невзлюбил режиссёра, и загадочный фильм так и не был снят.
Некоторые из песен, вошедших на “Aftermath”, изначально предназначались для невыпущенного американского альбома Роллингов под названием “Could You Walk On The Water?” («Можешь ли ты пройти по воде?»). Это явно библейское название предложил менеджер группы Эндрю Олдэм. На обложке должны были фигурировать только головы Роллингов, погруженных по уши в некий водоем. Однако лейбл London испугался реакции консервативной американской публики, и выпуск альбома был отменен. Вместо него был выпущен сборник “Big Hits (High Tide and Green Grass)”. Уже записанные композиции вышли на альбомах Роллингов ”Aftermath”, “Flowers”, а также на синглах. Однако композиция “Looking Tired” остается неизданной по сей день.
Восток – дело тонкое
Открывающий английскую версию альбома трек “Mother’s Little Helper” – один из первых примеров проникновения восточных влияний в западную рок-музыку. Характерный ориентальный рифф сочинил Кит Ричардс, который, по его словам, хотел добавить песне «остроты». Для этого он сыграл слайдом на электрической 12-струнной гитаре неизвестного происхождения, после чего результат его труда был добавлен на готовую запись. Идея нисходящего басового рифа в конце песни принадлежит, как нетрудно догадаться, бассисту Биллу Уайману.
Восточное влияние еще больше заметно на знаменитой композиции “Paint it Black”, также записанной во время сессий “Aftermath”, но вошедшей только в американскую версию альбома. Партию ситара, украсившую песню, исполнил Брайан Джонс, который был знаком с этим экзотическим инструментом аж с 1961 года. Позднее учителем Брайана стал уроженец Индии Харихар Рао, которого, в свою очередь, обучал знаменитый Рави Шанкар. Ранняя версия “Paint It Black” своей аранжировкой очень напоминала “The House Of The Rising Sun” группы The Animals и по этой причине имела хорошие шансы попасть в мусорное ведро. Ситуацию спас ситар Брайана и утяжеленный бас Билла. По всеобщим воспоминаниям, появление ситара на песне произошло благодаря самому Харихару Рао, который появился в студии с инструментом в руках.
Вклад Брайана
Брайан Джонс, который всё больше и больше уставал от своей роли гитариста в группе, оказал очень большое влияние на звучание альбома. Благодаря Брайану на альбоме появились такие инструменты, как клавесин, ситар, маримба, дульцимер и даже народный японский инструмент кото, который звучит на композиции “Take It Or Leave It”. Эндрю Олдэм оценивал заслуги Джонса очень высоко: «Его вклад слышен на каждом треке, и когда он не знал, как нужно играть в данном конкретном случае, то прилагал все усилия, чтобы научиться. И это был отнюдь не декоративный эффект. Иногда именно благодаря Брайану песня из отдельных партий превращалась в единое целое».
Одной из самых заметных композиций “Aftermath”, на которой можно слышать вклад Брайана Джонса, является барочная ”Lady Jane”. Ее украшает дульцимер Брайана и изящный клавесин Джека Ницше. Основным же автором композиции “Lady Jane” является Мик Джаггер, который сочинил эту песню после прочтения скандально известного романа Дэвида Лоуренса «Любовник леди Чаттерлей». Комментируя английское произношение и манеру исполнения Джаггера на этой песне, Кит Ричардс отмечал влияние классика английской литературы Джеффри Чосера – по его мнению, Джаггер использует здесь «английский Чосера».
Вопрос времени
Продолжительность английской версии альбома “Aftermath” составляет 53 минуты 20 секунд. По меркам популярной музыки начала 1966 года это почти уникальный размах. Для сравнения можно вспомнить, что последний на тот момент альбом The Beatles, “Rubber Soul”, длился не более 36 минут.
“Aftermath” побил рекорд продолжительности не только долгоиграющего диска, но и отдельно взятой композиции. Продложительность песни “Goin’ Home”, плавно переходящей в инструментальный джем, составляет 11 минут 13 секунд. В популярной музыке по части подобных амбиций с The Rolling Stones в то время мог соперничать только Боб Дилан, который в 1965 году выпустил альбом “Highway 61 Revisited” (51:04) с композицией “Desolation Row” (11:22).
The Rolling Stones освобождают женщин
На альбоме присутствует несколько «женоненавистинических» песен, весьма характерных для того периода творчества The Rolling Stones. В их числе можно отметить “Under My Thumb” и особенно “Stupid Girl”. Вот что вспоминал об этой песне Мик Джаггер: «Да, она гораздо суровее, чем “Under My Thumb”. Очевидно, у меня были кой-какие проблемы. У меня не было хороших связей. Или, правильнее сказать, у меня было слишком много плохих связей. На тот момент у меня было слишком много подружек. Никого из них не волновало, что они меня не очень-то радуют». Судя по всему, главным «источником вдохновения» для Джаггера стала его тогдашняя подруга, актриса и фотомодель Крисси Шримптон, их отношения на тот момент находились на грани разрыва.
Однако Кит Ричардс считает, что «женоненавистничество» Стоунз преследовало благие цели, и эти цели были, в конце концов, достигнуты: «Может быть, мы их [девушек – Soyuz.Ru] просто подзуживали. И может быть, некоторые песни немного открыли их сердца или их умы для восприятия лозунга «женщины не слабый пол». Мне кажется, Beatles и особенно Stones как минимум освободили девчонок от непререкаемого факта, что они никто и звать никак, что они всего лишь девчонки».
Вторая часть сессий записи альбома началась 6 марта, когда Роллинги вернулись в Лос-Анджелес на студии RCA. За 72 часа Роллинги записали около 20 песен - остаток номеров для "Aftermath" и три будущих хит-сингла. С точки зрения группы, это были самые плодотворные сессии в их истории. На вторые сутки сессий, глубоко за полночь, звукоинженеры прервали процесс записи, потому что услышали подозрительный жужжащий звук, проникавший на запись. Как обнаружилось, звук исходил от заснувшего в углу Брайана Джонса, точнее от его слайд-гитары, которая была прислонена к усилителю и фонила. Гитару спящего Брайана отключили - впоследствии Эндрю Олдэм считал это символическим моментом отделения Брайана от группы.
Последствия
В духе обычаев того времени, американская версия “Aftermath”, вышедшая два месяца спустя после британской, отличается от нее как обложкой, так и составом песен. Американский лейбл отправил «под нож» “Out Of Time”, “Take It Or Leave It”, “What To Do” и “Mother’s Little Helper”, а вместо них включил тогдашний хит Роллингов “Paint It Black”. Удивительным образом на американской версии уцелела откровенно некоммерческая “Goin’ Home”.
Альбом добился мгновенного успеха: он добрался до первого места в британском чарте и до второго – в американском. Довольны были не только поклонники, но и критики. Газета New Musical Express весьма практично отмечала: «The Rolling Stones добились самого высокого соотношения «цена-качество» на своем новом лонгплее». А отношение самих музыкантов к плоду своих трудов лучше прекрасно сформулировал Мик Джаггер: «"Aftermath" стал для меня поворотным. Впервые мы сами сочинили целый альбом… Он содержал различные стили и был прекрасно записан. Поэтому, на мой взгляд, альбом стал настоящей вехой».