«Финист Ясный Сокол»
Андрей Рубанов
Давным-давно, в незапамятные времена, жил народ, обитавший в небесах, и далеко-далеко обогнавший жителей тогдашней земли. Только вот угораздило сына тамошнего небесного царя влюбиться в простую девку Марью и узнать, каково это – быть сыном неба, познавшим любовь земной девушки, а самой Марье – обойти и небо, и землю, перевернув и земные обычаи, и порядки, и весь уклад жизни строгих жителей неба. Оригинальное, хоть и не лишенное недостатков переосмысление народной сказки, а вместе с ней – и всей мифологии древних славян, привлекшее внимание как критиков, так и обычных читателей.
«Порог»
Сергей Лукьяненко
Действие нового романа мастера отечественной фантастики происходит в далеком будущем, когда человечество давно уже шагнуло в космос и изучает иные цивилизации. Выясняется, что большинство из них не способны перешагнуть через определенный порог в развитии, за которым их ждет гибель – и не является ли это умыслом некоей злой силы? История исследовательского корабля «Твен», в состав которой входят представители шести «продвинутых» цивилизаций, становится не только ответом на этот вопрос, но и размышлением о человечестве, словно не желающем ни умнеть, ни меняться за века космических исследований. Любители жанра могут попенять автору за вторичность созданной им вселенной – но читается она как минимум неплохо, а упреки в неоригинальности в эпоху постмодернизма, сиквелов и ремейков выглядят, скажем так, довольно забавно.
«Убийство Командора»
Харуки Мураками
Новый роман автора «Норвежского леса» и «Охоты на овец» – своего рода квинтэссенция большинства его тем и «фирменных фишек». Художник, переживающий семейный кризис, приезжает отдохнуть в дом старого друга и находит там весьма странную картину, на первый взгляд навеянную оперой Моцарта «Дон Жуан». Эта находка втягивает его в водоворот загадочных событий, в которых участвуют богатый сосед героя, девочка, с которой обоих так или иначе связывают странные отношения, а также оживший герой полотна и иные весьма странные создания. Что-то от «Алисы в стране чудес», что-то от «Великого Гэтсби», что-то от двух вышеупомянутых книг самого Мураками, а что-то – от фантастической средневековой литературы, один из авторов которой, Уэда Акинари, прямо упоминается в книге.
Наша рецензия на роман Харуки Мураками «Убийство командора»
«Эльдар Рязанов»
Евгений Новицкий
Книга, вышедшая в нынешнем году в серии «ЖЗЛ» – уже вторая из написанных Евгением Новицким о великих кинорежиссерах советского времени. Как и в предыдущей своей книге, посвященной Леониду Гайдаю, Новицкий подробно и интересно рассказывает о творческом пути своего героя, перемежая линейное повествование отступлениями, которые раскрывают новые грани личности режиссера. Перед нами предстают не только Рязанов-режиссер и Рязанов-сценарист, но и Рязанов-поэт, Рязанов-композитор, Рязанов-автор телепрограмм и даже Рязанов-автомобилист. И, что еще важнее, в разговоре о поздних работах режиссера автору удается сохранить объективный взгляд, обращая внимание как на явно недооцененные, так и на малоудачные работы мастера.
«Rotten. Вход воспрещен»
Джон Лайдон
«Я пишу эту книгу, потому что о Sex Pistols написано слишком много чуши. Я хочу, чтобы люди могли понять, какими мы были на самом деле», – заявляет в своей книге Джон Лайдон, более известный как Джонни Роттен – неуправляемая и по-хорошему хаотичная звезда панк-музыки 70-х. Удалось ему это или нет, но книга Лайдона обязательна к прочтению в той же мере, что и классическая история группы, написанная Фредом и Джуди Верморел. Роттен поносит Малкольма Макларена и Вивьен Вествуд, якобы выковавших успех группы, делится своим (неоднозначным) мнением о личности и вкладе Сида Вишеса, признается в любви к Элису Куперу и рассказывает о перипетиях жизни на колесах, вскрывая подноготную распада Sex Pistols, а также дает слово другим участникам панк-сцены тех лет, включая Билли Айдола и бывших коллег по группе. В итоге книга получилась столь же жесткой и притягательной, что и сам панк-рок в целом. Увы, впечатление от нее портит явная неискушенность переводчика в музыке. Так, упоминающийся в ней саксофонист Энди Маккей почему-то переведен как «Инди Макао», Джони Митчелл и Нико резко меняют пол, а песня Дэвида Боуи «Rebel Rebel» приписана группе The Velvet Underground без всяких комментариев со стороны переводчика или редактора. Но сам выход этой автобиографии не может не радовать всякого поклонника старой музыки.
Читайте также: 7 книг, в которых музыка является одним из главных героев
«О влиянии Дэвида Боуи на судьбы юных созданий»
Жан-Мишель Генассия
Французский подросток Поль влюблен в музыку и по вечерам играет на пианино в кафе, которым заведуют его мать и ее подруга. Отец Поля пропадает неизвестно где, но жизнь семьи и без него не то чтобы скучна. Герою предстоит разобраться в собственной сексуальной идентичности, навести порядок в отношениях с матерью и ее «старой» и «новой» семьей и выяснить, какое отношение к ней может иметь легендарная рок-звезда. Очень необычный «роман взросления», исследующий тему «белых ворон» и нетрадиционных семей, музыкальных вкусов и отношений с родными. Дэвид Боуи всегда был популярен во Франции (вспомнить хотя бы песню Патрисии Каас «Hôtel Normandy»), и роман странным образом получился таким же, каким, по воспоминаниям друзей, был и сам Боуи: в меру интеллектуальным, деликатным, удивительно теплым и немного грустным. Редкий случай, когда упоминание рок-идола в заглавии – не единственное и даже не главное достоинство книги.
«Дом правительства»
Юрий Слезкин
Официально дом 2 по улице Серафимовича именовался Домом правительства, но в истории русской литературы, да и в самом обиходе он чаще именуется Домом на набережной – в честь знаменитой повести, написанной одним из его бывших жильцов, Юрием Трифоновым. Американский историк-славист, профессор Калифорнийского университета Юрий Слезкин представил свою версию истории уникального дома – начиная с дореволюционной истории квартала до появления комплекса и истории некоторых его жильцов. Бытовые подробности жизни Дома на набережной переплетаются в нем с оригинальным видением большевизма как милленарной секты – апокалиптического учения христианского толка со своими святынями и табу. Поклонникам Юрия Трифонова тоже стоит присмотреться к этой книге – история жизни семьи Трифоновых и осмысление одной из главных его работ стало важной частью слезкинского труда.
«Стать Джоанной Морриган»
Кейтлин Моран
И еще один роман взросления, ключевую роль в котором играет музыка. Джоанна Морриган – 14-летняя жительница Вулверхэмптона из многодетной семьи начала 90-х годов. Семья живет на пособия по безработице и считает каждый фунт, однако ее глава не оставляет надежды оживить свою заглохшую еще в 70-е карьеру рок-музыканта. А дочка между тем узнает, что после распада The Beatles в мире музыки произошло много чего интересного, и окунается в мир журналистики, способной, как ей самой кажется, вытащить ее саму и ее семью из вечной нищеты. И там юную журналистку, взявшую псевдоним Долли Уайльд, ждут как неизменная триада «парни-музыка-наркотики», так и понимание того, что скандальные заявления или фанатство – не всегда синонимы хорошей работы. Очень английская история – смешная и грустная, ироничная и захватывающая, своего рода «Почти знаменит», перенесенный из 70-х в 90-е.
«Волшебные миры Хаяо Миядзаки»
Сюзан Нейпир
Творчество Хаяо Миядзаки составило целую эпоху в истории японского аниме: лучшие из его работ известны даже тем, кому эстетика японской мультипликации в целом не по вкусу. «Ведьмина служба доставки», «Рыбка Поньо на утесе», «Мой сосед Тоторо», «Унесенные призраками» – пожалуй, не ошибемся, сказав, что любая новая работа Миядзаки встречается с интересом, не виданным, кажется, со времен Уолта Диснея. Автор книги Сюзан Нейпир предлагает читателям взгляд на работы Миядзаки через призму его биографии, раскрывает источники вдохновения знаменитой студии Ghibli и повествует об истории создания каждой из ее легендарных лент, от «Замка Калиостро» до финального «Ветер крепчает». Настоящий подарок для всех почитателей японского маэстро.
«Искусство легких касаний»
Виктор Пелевин
Новая книга Пелевина – не роман, а повесть и два рассказа, объединенные фирменным для Пелевина приемом мистификации, в том числе и литературной. Сравнительно простой турпоход в горы оборачивается в рассказе «Иакинф» страшноватой историей со сравнительно неожиданным финалом, история заключенных в «столыпинском вагоне» рассказа «Столыпин» – то ли притчей, то ли рассказанной на новый лад классической «Желтой стрелой», а пересказ-комментарий некоего романа, давший книге название – фирменной «конспирологической» историей о тайных обществах, воздействующих на мир с помощью горгулий, химер и Twitter. Псевдонаучная серьезность традиционно уживается здесь с иронией и фирменным пелевинским юмором, мистика – с нарочитым реализмом, воровской жаргон – с обычными, без «фени», беседами охранников. Действительно нового здесь, по правде говоря, немного, но давние поклонники писателя все же найдут здесь что-то для себя.
О том, что такое «Искусство легких касаний» – самоповтор или хорошо забытое старое, читайте в нашей рецензии
Читайте также: 10 лучших романов Виктора Пелевина
«Старая книжная полка»
Валерий Шубинский
«Книги имеют свою судьбу», – гласит старое латинское изречение, и не секрет, что история создания известных книг порой читается не хуже самих этих книг. Валерий Шубинский, известный взрослому читателю по компетентным биографиям Ломоносова, Ходасевича, Хармса и Гумилева, на этот раз обращается к книгам, плотно вошедшим в круг детского чтения – от сказок братьев Гримм и Шарля Перро до стихов и историй Олега Григорьева. Быть может, взрослому читателю известно, что истории Перро предназначены не для детских ушей, что «Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина имеет индийские корни, и что именно связывает Средиземье и Нарнию – однако нет сомнений, что книга Шубинского, к тому же проиллюстрированная знаменитыми рисунками и обложками первых изданий любимых произведений, будет читаться и перечитываться и взрослыми и детьми не раз и не два.
«Супербоги»
Грант Моррисон
Иной раз кажется, что современный мир живет в дни комиксового бума: комиксы издаются пачками даже в небогатой России, а Главный вопрос жизни, Вселенной и всего остального на киноэкране впору формулировать как «Кто все-таки круче, Marvel или DC?». Истории Бэтмена, Супермена, Чудо-Женщины, Людей Икс уже неоднократно писались и переписывались, но к их истории возвращаются все новые и новые авторы и режиссеры. В чем же секрет их притягательности? Автор множества графических романов Грант Моррисон дает собственный ответ на этот вопрос, рассматривая историю супергеройского комикса как историю идей – мощных архетипов, в которых находит свое отражение история человечества. Параллельно Грант Моррисон рассказывает и о себе самом, создавая эффект присутствия творца в собственном творении: подобными вещами очень любил баловаться покойный ныне Стэн Ли. Знающие люди называют эту книгу чем-то вроде «Тысячеликого героя» мира комиксов с налетом мистики – так что для гиков такая книжка может оказаться просто необходимостью.
«Провиденс»
Алан Мур
Еще один знаковый автор графических романов предлагает вниманию любителей фантастики собственный взгляд на мир одного из самых известных авторов «ужастиков» минувшего века – Говарда Филипа Лавкрафта. Под пером автора «Хранителей» разрозненные рассказы мэтра сливаются в единый мир начала ХХ века, где сосуществуют многочисленные герои лавкрафтианы и реально существовавшие личности. Главный герой романа, журналист Роберт Блэк отправляется в путешествие по Новой Англии в поисках вдохновения для книги, но даже представить себе не может, какой кошмар, медленно сводящий с ума, его ожидает. А параллельно с детективным сюжетом графического романа читатель получает возможность узнать и об источниках вдохновения самого Лавкрафта – таких, как Амброз Бирс и лорд Дансени. Тем, для кого Ктулху – всего лишь забавный интернет-персонаж, эту книгу, быть может, читать еще рано, а вот поклонникам мира, созданного задолго до Стивена Кинга, она может оказаться весьма интересна.
«Я – Элтон Джон. Вечеринка длиной в жизнь»
Элтон Джон
Автобиография одного из самых ярких мелодистов XX века вышла на русском языке спустя всего несколько месяцев после оригинала. Книга вполне может рассматриваться и как авторский комментарий к нашумевшему «Рокетмену» Декстера Флетчера, и как одна из лучших книг в своем жанре. Сэр Элтон Джон рассказывает о себе без прикрас и утаек – начиная с жизни в муниципальном жилье в пригороде Лондона и вплоть до работы над помянутым «Рокетменом», сочетая серьезный рассказ о многолетней борьбе с алкоголизмом, наркоманией и другими трудностями жизни с мягким юмором и любопытными подробностями из мира рок-музыки. Если вам хочется знать, каковы превратности ношения парика в далеко не юном возрасте, чего ни в коем случае не нужно делать, если у вас на разогреве играют The Beach Boys, какое впечатление сложилось у мамы сэра Элтона от СССР 1979 года и почему не срослось его турне с несравненной Тиной Тернер – то это книга для вас.
Подробнее о книге «Я – Элтон Джон. Вечеринка длиной в жизнь» рассказывали здесь
«Есенин. Обещая встречу впереди»
Захар Прилепин
«Есенин настолько масштабное явление, там столько разных завязочек и развязок в его биографии, что хватит еще дюжине авторов. Всякий может прийти на это поле и что-то свое найти», – говорил Захар Прилепин в интервью «Российской газете». С одной стороны, выпускать еще одну книгу об одном из самых любимых и, казалось бы, изученных русских поэтов было бы странно, с другой – общеизвестно, что взгляд «свежего» человека способен выделить и представить читателю не только собственную точку зрения на биографию великого человека, но и «странные сближения», на которые порой редко обращают внимание. И новая книга выгодно отличается как от своей «предшественницы» в серии «ЖЗЛ», написанной Станиславом и Сергеем Куняевыми, так и от намеренно беспристрастного труда Олега Лекманова и Михаила Свердлова. Прилепин прослеживает корни есенинского «Пугачева» в его ранних «маленьких поэмах», дает судьбе и мифологии Есенина собственные и вполне убедительные толкования, вводит в документальное повествование вполне уместный элемент беллетристики – и завораживает есенинской биографией даже тех, кто прикоснулся к ней отнюдь не впервые.