«Барашек Шон: Фермагеддон» рассказывает о том, как однажды на ферму, где Шон и его шерстяная банда доставляют кучу хлопот строгому псу Битцеру, попадает инопланетный малыш Лу-Ла (ловите отсылку к «Пятому элементу»), говорящий на непонятном языке и обладающий космической силой. Стадо знакомится со звездным дитя, которому нужно вернуться домой, но как лететь – непонятно: корабль затерялся в лесу, а по следам идут люди в черном.
Пластилиновому волшебству не перестаешь восхищаться и, как в прошлом фильме, здесь впечатляет отсутствие разговоров – только невнятное бормотание, хихиканье, мычание, удивленные и недовольные вздохи... Люди и животные говорят как бы на одном языке, поэтому картина не требует субтитров. Однако, кроме цитат «Космической одиссеи» (кстати, самая забавная), «Секретных материалов», «Знаков», «Челюстей», «ВАЛЛ-И», «Близких контактов третьей степени» и, разумеется, «Инопланетянина», похвастаться мультфильму нечем. Если «Барашек Шон» – веселое и остроумное приключение, то все, что может предложить «Фермагеддон» – щекастый пришелец со светящимися ушками, который любит пиццу, обладает телекинезом, передразнивает все на свете, постоянно повторяет «зум-зум» и вызывает землетрясение отрыжкой. Что ж, мило, но наивно.
И пока люди впадают в панику, узнав, что в городе появилось НЛО, фермер, который в первом фильме потерял память и стал модным парикмахером, решил сыграть на популярной теме и построить парк аттракционов. «Фермагеддон» – это название парка, который овцы мастерят второпях, а не фантастическое приключение непоседливого Шона, как многие могут подумать. Не соблазняйтесь, все гораздо банальнее. Правда, история о том, как «хайпануть немножко», так и остается в глубинке – все силы брошены на спасение космического гостя.
Фермер и Битцер похожи на Уоллеса и Громита – колхозник придумывает, а пес выполняет всю тяжелую работу. Что же по истории, то она по-детски легкомысленная. Эту наивность выражает сама завязка: космический ребенок оказался в чужом мире из-за неудержимого любопытства, пока родители спят. Вот и мультфильм получился таким же – пусть дети развлекаются, пока взрослые отдыхают. В этом скотном дворе, где в прошлый раз случилась настоящая революция во имя свободы, равенства и братства, нет мудрости, а эти, пардон, гэги, то есть шутки, мы видели сотни раз, так что в сиквеле они вызывают лишь ухмылку.
Мультфильм получился чересчур «child-friendly» и слишком универсальным – много попсы и мало британского колорита, которым славится Aardman. Авторы чаще играют по законам жанра, чем высмеивают их, и это не делает фильм интереснее или смешнее. Хитроумные звери опять выезжают из деревни в город, чтобы вернуть домой уже не хозяина, а дружелюбного чужого. Полет получился красочным, ярким и в легкую ироничным, но по инструкции.
Неужели эту по-спилберговски добрую сказку делали создатели великих «Побега из курятника» и «Проклятия кролика-оборотня», завоевавшие несколько «Оскаров» и всегда поражавшие творческой свободой, тонким юмором и визуальной изобретательностью? Справедливости ради надо сказать, что авторы фильма – не Ник Парк, Дэвид Спрокстон и Питер Лорд, а дебютанты Уилл Бечер и Ричард Фелан. Возможно, поэтому нет эпичности и блокбастерности, о чем громко заявляет название. Только беда не в постановке, потому что количество движущихся пластилиновых фигурок и мелочей впечатляет, а в сюжете, где сплошные мимимишки да обнимашки.
«Фермагеддон» не входит в число лучших картин британских мастеров, но не может не радовать сама мысль, что немое кино, покадровая съемка и пластилиновая анимация все еще живы. Хотя все равно как-то грустно.