Такие мультфильмы, где важна сила воли, ловкость рук, а фантазии нет предела, не стареют; выглядит это рукотворное волшебство живее многих современных игровых фильмов, потому что кукольная и пластилиновая анимация не может быть ненастоящей. По случаю премьеры милейшей сказки «Барашек Шон: Фермагеддон» творцов студии Aardman Animations, на которую я призываю сходить каждого, и ребенка, и взрослого, вспоминаем пятерку самых впечатляющих пластилиновых и кукольных мультфильмов.
«Уоллес и Громит: Проклятие кролика-оборотня» (2005)
30 лет назад на свет появились знаменитые персонажи Ника Парка: наивный изобретатель и любитель сыра Уоллес и его верный и смышленый пес Громит. Эта забавная парочка дебютировала в «Пикнике на Луне» (1989), где герои отправились на Луну. Потом Уоллес и Громит появились в «Неправильных штанах» (1993) и «Стрижка "под ноль"» (1995), которые были награждены «Оскарами». Но в полном метре английский дуэт предстал в «Проклятии кролика-оборотня», и это пластилиновое приключение бесподобно. По сюжету Уоллес и Громит работают охотниками на кроликов, которые грызут овощи и угрожают ежегодному деревенскому конкурсу гигантских овощей. По злой иронии судьбы, а также из-за неудачного эксперимента, Уоллес теперь каждую ночь в полнолуние превращается в монстрического кролика. Наконец-то он переключается с сыра на овощи!
«Проклятие кролика-оборотня» – чудесная пародия на классические хорроры, которая является вторым самым кассовым кукольным мультфильмом в истории; картина абсолютно заслуженно получила «Оскар» в 2006 году. В эту пушистую одиссею не влюбиться невозможно. Продуманы мелочи уютного быта, традиционные для фильмов ужасов детали (проклятие, церковь, полнолуние, вой, молнии, церковный орган), и все это обыграно абсурдом, парадоксами, чудаковатостью и рыцарским благородством. И все без злобы – мультфильмы Aardman бесконечно человечны.
«Остров собак» (2018)
Очаровательный, похожий на театр кукольный мультик Уэса Андерсона с изящной покадровой анимацией – целиком собачья история. В вымышленном будущем в вымышленном японском городе жестокий мэр выселяет всех собак на свалку, потому что якобы свирепствует собачья зараза. На поиски любимого пса, верного друга и первого ссыльного, отправляется мальчишка. Оказавшись на острове, среди мусорных гор ребенок встречает стаю дворняг, озвученных голливудскими актерами. Ирония в том, что людские разговоры, звучащие на японском, не переводятся, зато язык собак понимаешь, как родной.
«Остров собак» – не только о любви, дружбе и благородстве, но еще это антиутопическая сатира на диктатуру. Вызывая антисобачью истерию и загоняя друга человека в гетто, диктатура кошатников стремится истребить всех четвероногих, а западные правозащитники ведут борьбу против мэрской пропаганды и теории заговора. Сделано остроумно и эстетично, а глядя на собак, пускающих скупые слезы, кукольное сумо и суши, радуешься, как ребенок. Каждая мелочь этого сложноустроенного кукольного мира, будь то дым или шерсть, или музыканты, бьющие по японским барабанам, выглядит живой – да так, что хочется этих грязных псов если не обнять, то хотя бы погладить, а еще помыть и угостить печенюшкой. Что одному – мусор, то другому – лучший друг.
Читайте также: «Барашек Шон: Фермагеддон»: День, когда Земля стала пластилиновой
«Мэри и Макс» (2009)
Грустный черно-белый мультфильм австралийца Адама Эллиота, который рассказывает о судьбах двух изгоев. Мэри – одинокая девочка с пятнышком на лбу, мечтающая о муже по имени Эрл Грей, потому что ей нравится чай «Эрл Грей». Макс – неуклюжий американский еврей, страдающий синдромом Аспергера, лопающий шоколадные хот-доги и беспокоящийся по мелочам. Меланхоличная история со своеобразным юмором оформлена закадровыми монологами героев, которые ведут длительную переписку.
«Мэри и Макс» – ни на что не похожая сказка о странной дружбе незнакомцев, которая и не сказка вовсе, и даже скорее для взрослых, чем для детей, к которым если автор и обращается, то по-взрослому. Забавляют надписи «God Hates Fat People» на собрании анонимных обжор или история о том, как дети вылупляются из яиц, а если ты атеист – яйца высиживают грязные проститутки, или меткие замечания, что все люди несовершенны, а бесконечны только Вселенная и человеческая глупость. Правда, не всегда понятно, смеется ли автор над персонажами или вместе с ними, ловко смешивая цинизм, надежду и отчаяние, и часто в одной сцене. Впрочем, красота этой абсурдной и тревожной драмеди с философскими размышлениями – в рукотворной пластилиновой анимации и особенно в монохромном мире Макса – грязном и сером Нью-Йорке. Декорации и персонажи, нелюбимые и одинокие, хоть и пластилиновые, но удивительно живые, потому что настоящие!
«Коралина в Стране Кошмаров» (2009)
Куда же мы без студии Laika, которая подарила нам потрясающую «Коралину в Стране Кошмаров» – странную, завораживающую и жуткую сказку режиссера «Кошмара перед Рождеством» (1993) Генри Селика. Поставленная по повести Нила Геймана, сюрреалистичная история о познании себя и стремлении к свободе изображает жизнь скучающей от тоски и безделья синеволосой девочки по имени Коралина, которая попадает в «запретную» реальность, где все сделано специально для нее, и все для того, чтобы она чувствовала себя особенной. Таинственный мир по ту сторону стены кажется дивным, ярким, насыщенным, привлекательным, почти точно таким же, но удивительно поддельным, похожим на сон: дом чище, стол богаче, родители веселее, но вместо глаз у людей пришиты пуговки, что оставляет жутчайшее впечатление. «Коралина в Стране Кошмаров» – сказочное на грани кошмара приключение с большой чудинкой, которое повествует о превращении человека в куклу без души и силы воли. Злая ведьма-кукловод, смертельное проклятие, русский акробат, говорящий кот, мышиный цирк, волшебный сад... В этой стране кошмаров у любопытного и бесстрашного ребенка есть соблазн остаться навсегда – только пришей пуговки на зеркало своей души.
«Франкенвини» (2012)
Еще один мультфильм о мальчике и собаке. Живой классик макабра сделал гротескный детский хоррор, похожий на экспрессионистские ужастики. В этом оммаже старому черно-белому кино есть все узнаваемые тимбертоновские штучки: зловещие, карикатурные образы, готические декорации, черный юмор, изгои и чудаки, игра с жизнью и смертью в мире живых и мертвых, музыка Дэнни Эльфмана и где-то в главном герое, который любит снимать фильмы о монстрах, можно разглядеть Джонни Деппа. Однако Тим Бертон здесь не только эксцентричный стилист, но и прекрасный рассказчик.
«Франкенвини» – мрачная, сентиментальная, основанная на короткометражке Бертона задолго до «Бэтменов», сказка о школьнике Викторе, который решил воскресить любимого пса, сбитого автомобилем. После эксперимента, которых в фильме несколько, конечности воскресшего песика с болтами на шее отваливаются, а тело протекает, когда он пьет. Кладбище домашних животных, горбатый мальчик и странная девочка, которая думает, что какашки ее котенка предсказывают будущее, а кроме «Франкенштейна», в этом приключении видны и «Мумия», и «Дракула», и «Проклятие оборотня», и «Носферату», и «Гамера», и «Гремлины». «Франкенвини» – милая и жутковатая история о победе любви над смертью. Выбирая между «Паранорманом», «Трупом невесты» и «Франкенвини», соблазнитесь на магического и мистического «Франкенвини», потому что он один из лучших у Бертона, который и есть Виктор Франкенштейн, оживляющий неживое.