За. Умелое использование канонов
Фильм «Гретель и Гензель» берет за основу классическую историю о брате и сестре, которые оказались не в том лесу и не в том доме. Авторы берут канонические элементы сказки и раскрывают их детально и мрачно.
Теперь нет никаких пряников – зато есть галлюциногенные грибы, приземленные мистические предпосылки истории и причудливый, но все же вполне правдоподобный страшный дом с секретами. Гретель (София Лиллис) выступает старшей сестрой, отвечающей за наивного Гензеля (Сэмми Лики). Вместе они уходят подальше от обезумевшей матери в поисках лучшей жизни. Проходя мимо подозрительного домика, они чувствуют аппетитные ароматы, доносящиеся оттуда, и попадают «в гости» к странной старушке (Элис Крайдж). Затем герои пытаются понять, что происходит под крышей зловещего домишко, какова его предыстория и чего они сами хотят на самом деле.
Создатели фильма «Гретель и Гензель» стараются сформировать обстановку «темных времен», объяснить решения героев рациональными вещами, давя на детей серой рутиной, «бытовыми» проблемами, так себе родственничками и т.д. Взгляд на известную сказку получился свежим, бодрым и ловким в плане игры с атрибутами классики.
Против. Вялый сюжет
Неопытность режиссера Оза Перкинса и сценариста Роба Хэйеса проявляется в тягуче-утомительном рассказе истории. Возможно, они просто не смогли справиться с тем фактом, что перед нами одна из самых простеньких и скудных на детали сказок братьев Гримм. Дуэт старался всячески разнообразить сюжет и удивить зрителей, но без особого успеха – вау-эффекта не случилось.
Идея с самого начала лежит на поверхности, и ее раскрытие принимается как должное. Нет заявленных еще в самой концепции фильма, который якобы поразит нас «истинной историей», глубины и сюрпризов. Интересные ответы есть, но они тоже воспринимаются вполне спокойно. Твисты не дожаты, им не хватает напряжения, хотя в этом плане сказывается и банальная сказочная основа. Картина отчаянно пытается казаться мерзкой, странной, чудаковатой и уникальной. Но из-за скромной, несмелой подачи ничего не выходит.
Против. Неуклюжие диалоги
Странные, неловкие диалоги выставляют сюжет еще более поверхностным. Здесь очевидно стремление авторов сохранить дух сказки, что подчеркивается нравоучениями и словами, пытающимися сложиться в нечто фольклорное. Герои говорят так, будто они не живые люди из прошлого, а иллюстрации из детской книжки. И выглядит это не мило, а именно что нелепо и неорганично. Фразы звучат слишком искусственно. Авторы слишком буквально подошли к составлению диалогов, надеясь сделать их аутентичными, но получив нечто скучное и безжизненное. Порой лучше не в лоб воспринимать поставленную задачу, а заглянуть хоть немного за ее границы.
За, но и против. Актерский состав
Чего-то сверхъестественного от актеров ждать не стоит. София Лиллис очаровывает и радует своими упорством, характером в подаче и собранностью. Пусть и делает это скромно, без удивительных всплесков. Элис Крайдж с легкостью притягивает внимание зрителей, как и ее героиня заманивает детей в дом. Ее таинственность и некоторая дикость в игре так и говорят: жди сюрпризов. А вот Сэмми Лики мешает погружению в атмосферу. Конечно, с детьми-актерами всегда сложно, но он именно что не становится частью фильма, не «растворяется» в происходящем на экране, и это заметно.
За. Красивый, хоть и не страшный ужас
«Гретель и Гензель» показывает нам классическую детскую страшилку о ведьме, предлагая зрителю самому почувствовать себя напуганным ребенком. Нагнать страху «до чертиков» картине не удается, но более-менее погрузить в атмосферу ей под силу. Затаившиеся между деревьями неподвижные фигуры, жуткие детали, вроде черных пальцев старухи и волшебного «бальзама», разбросанные игрушки, трепетный огонек лампы во тьме, закрытое черной тканью лицо ведьмы…
Самый захватывающий эпизод в ленте – (как бы мерзко это ни звучало) с волосами во рту ведьмы-людоедки. Атмосфера ужаса и безумия сразу становится крепче. Несмотря на все недочеты, именно эти отдельные элементы делают сказку-хоррор «Гретель и Гензель» притягательной и любопытной.
Против. Скримеры – вот зачем?
Если бы авторы сделали акцент на атмосферу, раскачав странность самой сути происходящего (ведь сама сказка-то чудная, хоть и простая) до предела – вот тогда было бы хорошо. Однако вместо этого они решили налепить несколько «коммерчески выгодных» скримеров. Их мало (что плюс), и они очень резкие, так что распробовать эти сцены особо не удается. Почти все они слабо вписываются в происходящее (кроме разве что момента с девочкой, которая была спиной к камере), хотя бы из-за слишком явного копирования тенденций современных ужастиков. Перед нами очередная порция «прыжков из темноты», сопровождаемых дребезжанием. Такому хоррору идеально подошли бы психоделика и безумные сцены в духе «Сайлент Хилла» (гулять так гулять). Но авторы пошли по пути проверенных традиций последних жутиков и обошлись парой намеков на нечто сумасшедшее.
Против. Посыл
Авторы фильма поставили перед собой задачу рассказать о том, «как все было», и снабдили историю разными «социальными атрибутами». Звучит круто! На деле – не очень. Реализовано все скомкано и слишком буквально. Все мысли-выводы доносятся «прямо в лоб». Без интригующих иносказаний, будто мы смотрим не «арт-объект». Фильм только старается походить на что-то такое, «артовое».
Нравоучения и мораль плоские и явные. Персонажи прямым текстом говорят очевидные вещи, вроде «Будь хорошим, чтобы было хорошо» или «Будь собой, чтобы жить своей жизнью». Спасибо, Кэп. Как будто это не рейтинг «16+», а действительно сказка для маленьких непослушных зрителей, которые не поймут, если будет сложно. Но ведь в идее фильма «Гретель и Гензель» была заложена претензия на концептуальное искусство, хоррор с расширением границ. Куда дели?
За. Стилизация
Картинка – зачет. Композиции выстроены прекрасно. Создатели красиво «располагают» все важные атрибуты в кадре, добиваясь эстетически приятной картинки. Получился действительно волнующий и привлекающий видеоряд. Цветовые решения местами могут казаться «грязными», не всегда удачно смотрятся постановка яркого света, теплые фильтры и контрасты насыщенных красок. Однако это в основном касается первой части ленты. В целом цвета лежат гармонично, подчеркивают сказочную «базу» истории, не выходя за рамки абсурда. Если в добавок была бы более сложная звукорежиссура – приятное послевкусие было бы обеспечено.
В отдельных сценах происходящее напоминает театральную постановку, что еще сильнее подчеркивает как сказочную основу, так и «хоррор-добавку». Декорации и локации интересно исследовать, хотя белая комната в финале заставляет задуматься. Почему нечто такое «стерильное» и неординарное смотрится не таким уж удивительным? Видимо, решили и тут обойтись без риска – не доводить все до «сюра». Образы главных и второстепенных персонажей запоминаются, они интересны, в них много ярких и цепляющих деталей. Очень увлекают динамичные сцены. Оператор буквально ведет нас по попятам героев, кружа нам голову ловкими техническими приемами и не давая нам ни на секунду «выпасть» из происходящего.
При всех своих плюсах картина выглядит так, будто авторы хотели показаться необычными ребятами – но то ли не приложили для этого достаточных усилий, то ли не хватило знаний-умений, то ли бюджета... Отдельные элементы фильма «Гретель и Гензель» хороши, в целом он ловко демонстрирует свои лучшие стороны. Как выдержанная история с концепцией проект работает уже слабее. В любом случае, такой сказку братьев Гримм мы еще точно не видели – и это какой-никакой аргумент для просмотра. Однако не стоит ждать чего-то экстраординарного и нового для жанра. Это самый обычный хоррор с привычным набором соответствующих элементов, спрятанных под крышей жуткого и странного (не)пряничного домика.