​«Темные воды»: Капитализм отравляет

Марк Руффало в мрачной драме о противостоянии адвоката с корпорацией, годами загрязнявшей питьевую воду опасными химикатами и скрывавшей это.

Прославившийся коллажным байопиком о Бобе Дилане, сделавший из Кейт Бланшетт и Руни Мары лесбиянок и душивший Джулианну Мур выхлопными газами и бессмысленностью бытия, режиссер Тодд Хейнс экранизирует публикацию The New York Times Magazine о зловещем беспределе американской корпорации. Картина, названная самой обычной у Хейнса, показывает историю адвоката Роберта Билотта в исполнении Марка Руффало, который долгое время оправдывал химические компании, а потом перешел на сторону пролетариев. Защитник отравленных пытается докопаться до истины, которую скрывает гигант индустрии, десятилетиями загрязняющий окружающую среду, а вместе с ней и простого человека.

Главный герой, смелый, дотошный, достойный восхищения крестоносец, старается разоблачить легендарную компанию DuPont, которая сливает ядовитые отходы, поражающие землю, воду, животных и людей. Все живое дохнет, фермы превращаются в кладбища, а человек труда бессилен перед корпорацией, которая скармливает обществу ложь. Выясняется, что DuPont перенесла технологии с военного полигона в дома простых американцев, и опасные вещества, которые не регулируются законом, остаются в нас на всю жизнь. Человек либо умрет без гроша, либо корпорация, владеющая всеми деньгами и временем, продолжит разорять его землю. Страшно подумать, что такой громкий скандал могут замять хитрой сделкой.

Смешивая судебную драму с детективным триллером, любимец Венеции рассказывает историю без показухи, хотя, казалось бы, это традиционное голливудское кино об идеалисте в поисках правды. Преданный своей работе адвокат очаровывает упорством, твердостью и умением понять тревоги рабочего класса, оказавшегося заложником капитализма. DuPont осознает, что вещества в продуктах массового потребления вызывают у людей целый букет болезней, даже у нерожденных. История даже начинается как фильм ужасов, пока на пороге адвокатской конторы не появляется фермер с коробкой, нагруженной видеопленками, фотографиями и документами, и уже отсюда драма углубляется и расширяется с одной сельской свалки до глобального загрязнения природы.

Кадр из фильма «Темные воды»

Адвокат закапывается в пыльных архивах, вызывающих у него сперва возмущение, потом паранойю и отчаяние, а промышленный титан цинично внушает, что бороться бесполезно. Охватывая почти два десятилетия, режиссер погружает зрителя в неизбежно затянутое расследование, но не забывает и об окружении героя. Дома его ждет Энн Хэтэуэй в нетипичной роли вечно ждущей, ворчащей, но любящей жены, а на работе – разборки с начальником, костюмчик которого надел седовласый Тим Роббинс. Но разве было бы расследование, если бы отравленный фермер не был другом семьи? Рванул бы адвокат в погибающий городок, если бы не проводил там детство? Движет ли героем сострадание или страх?

Картина, выполненная в холодной эстетике нуара, которая не вытесняет сюжет, а, наоборот, усиливает, получилась невероятно мрачной и волнующей. «Темные воды» – никакой не «Зеленый сойлент». Все серьезно настолько, что смотришь и не веришь своим глазам. Тодд Хейнс, которого называют лучшим стилистом мирового кино, не превращает в агитацию и пропаганду трагедию о вскрытии истории обмана и вредительства, когда политики и журналисты молчат. Можно пугать героя вратами ада, но он не отступит. Странно, однако, что никто не спрашивает, кто эту борьбу заказал и оплатил, ведь мир капитализирован. Даже из мусора можно извлечь прибыль. Может ли быть, что отважная борьба с влиятельной корпорацией – воля лишь одного человека? Неужели за спиной отважного гуманиста и буквоеда никто не стоит? Где социально-политические обстоятельства? Конфликт интересов? Разве дело в одной лишь DuPont? И к чему авторы фильма призывают? Заводы закрыть, потому что промышленность вредна? Значит ли это, что пора отказаться от культа потребления?

Кадр из фильма «Темные воды»

«Темные воды», снятые Эдвардом Лахманом, оператором «Эрин Брокович», другого фильма о народной героине и загрязнении воды корпорацией, попахивают голливудским популизмом. Впрочем, после «Мира, полного чудес», который, кажется, никому не понравился, этот фильм Хейнса получился остросовременным. Скажете, очередной «честный» фильм выносит приговор человечеству, живущему соблазнами «сладкой жизни»? Да, и это правильно. Картина, которая действительно очень темная, говорит не только об отравлении американской жизни, хотя эту драму о разоблачениях, дьявольских заговорах и борьбе с властью сразу назвали главным фильмом эпохи Трампа. «Темные воды» очень точно показывает цинизм не столько времени, сколько гнилой системы, которой управляет капитал, и этот капитал сильнее, чем все мы. Химические концерны наводняют планету продуктами Франкенштейна. От современного мира нет иммунитета. Капитал высасывает нас изнутри. И ради чего? Денег.

Читайте также