«Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» (1981)
Сотрудничество с Джорджем Лукасом стало счастливым билетом для бывшего плотника Харрисона Форда. После роли в «Американских граффити», а затем и в Той Самой Трилогии он оказался лицом еще одной знаменитой кинофраншизы. Ее герой – отважный археолог, в свободное от лекций время разыскивающий по всему миру легендарные артефакты. Говорят, что самый известный и смешной эпизод первого фильма об Индиане Джонсе получился чисто случайно: на съемках актер маялся гриппом, и демонстрировать чудеса фехтования ему совсем не хотелось. Такого исхода боя не постыдился бы и всегда стреляющий первым капитан Соло!
«Бегущий по лезвию» (1982)
Фильм по роману Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» имеет мало общего с первоисточником и первоначально провалился в прокате. Однако со временем он стал такой же классикой жанра, как и сам роман. На современный вкус в нем достаточно недостатков – «Бегущий по лезвию», скорее, неторопливый детектив, нежели зубодробительный боевик, однако именно его созерцательность и убедительность мира, созданного на экране Ридли Скоттом, составляют главную прелесть картины. Финальный монолог репликанта-антагониста в исполнении Рутгера Хауэра со временем разошелся на цитаты, а музыка, написанная Вангелисом, занимает не последнее место в списке самых атмосферных саундтреков в истории кино. И это еще одна заметная роль Харрисона Форда в 80-х.
«Терминатор» (1984)
Говорят, что идея фильма пришла в голову Джеймсу Кэмерону под впечатлением от сна, в котором его преследовало существо с красными глазами. То, что начиналось как рассказ о «темных сторонах личности супермена», довольно быстро развернулось в историю машины-убийцы, присланной из будущего, чтобы не дать появиться на свет будущему спасителю человечества. У первого «Терминатора» не было ни многомиллионного бюджета, ни мощной рекламной кампании, ни даже полноценных звезд для привлечения внимания. Самым известным его участником стал молодой бодибилдер, за плечами которого были несколько ролей второго плана да фэнтези о Конане-варваре. Но именно «Терминатор» вознес Арнольда Шварценеггера на недосягаемую высоту, а заодно и доказал, что хороший сценарий и увлеченность идеей способны превратить боевик категории «Б» в классику кинофантастики.
Читайте также: 7 сцен из трейлеров, которые не попали в фильмы
«Рэмбо: Первая кровь» (1982) и «Рэмбо: Первая кровь 2» (1985)
Экранизация романа Дэвида Моррела мыкалась по студиям едва ли не десять лет – ставить фильм о ветеране Вьетнама, съехавшем с катушек и устроившим апокалипсис в одном отдельно взятом захолустном городке, никто особо не рвался. Ситуация изменилась, когда за дело взялись независимые продюсеры Марио Кассар и Эндрю Вайна, а также сыгравший главную роль Сильвестр Сталлоне. Историю Моррела немного подправили, сделав главного героя менее жестким, и даже в таком виде «Первая кровь» получилась не столько боевиком, сколько драмой о солдате, оказавшемся чужим на родной земле. Увы, эту ленту в значительной мере затмил «патриотический» сиквел, в котором Рэмбо, получивший условное помилование, возвращается во Вьетнам, чтобы спасти томящихся там американских военнопленных. Именно этот фильм оказался самым известным во всей франшизе, а непобедимость и свежеприобретенная пафосность героя впоследствии были спародированы в сиквеле фильма «Горячие головы» – где, к слову, снялся и актер Ричард Кренна, участвовавший во всех трех классических фильмах о Рэмбо.
«Коммандос» (1985)
Сам Арнольд Шварценеггер едва ли выделяет из череды своих фильмов 80-х картину, которую с советских времен принято называть «Коммандо», но если и есть на территории бывшего СССР фильм Шварца, равный ему по популярности, то их не так уж и много. Именно «Коммандос», снятый, кстати, под впечатлением от успеха того же «Рэмбо», стал своего рода квинтэссенцией жанра «боевик 80-х». Эффектное вступление, запоминающаяся музыкальная тема, быстро разворачивающееся действие и могучий главный герой, способный и с самолета спрыгнуть, и отряд полицейских голыми руками раскидать, и небольшую армию порешить. Общего впечатления от фильма не снижают даже огрехи постановки, а простенький и вместе с тем динамичный сюжет до сей поры остается недостижимым для ностальгических франшиз вроде «Неудержимых».
«Горец» (1986)
Первый из серии фильмов о бессмертных жителях Земли, сражающихся друг с другом на протяжении столетий ради обладания неким «призом», стал и самым известным из них, превратив малоизвестного актера Кристофера Ламберта в звезду мирового класса. Немалую роль в популярности фильма сыграл и саундтрек, написанный специально для него великолепными Queen.
Увы, продолжения истории Коннора Маклауда не смогли развить ни успех первого фильма, ни его невеселую философию. Зато все они, начиная с «Горца 2», словно бы задались целью вытереть ноги о предшественника. Таинственный же «приз» – дар, позволяющий Горцу стать незримым и мудрым советником правительств по всему земному шару – сменился охотой Бессмертных друг за другом без начала и, кажется, без конца. Больше 10 лет назад в Голливуде заявили о намерении снять ремейк первого фильма, однако на этот раз «Горец», похоже, застрял в производственном аду – к добру или к худу, сказать сложно.
«Смертельное оружие» (1987)
Еще одним заново изобретенным в 80-е жанром стали фильмы «бадди-муви» – о крепкой мужской дружбе, лучшим испытанием для которой становится совместное расследование. Именно оно сводит вместе стареющего копа Роджера Мерта и молодого, бесшабашного в хорошем и плохом смысле ветерана Вьетнама Мартина Риггса. История «разборок» лос-анджелесских полицейских с агентами ЦРУ – это и драма, и динамичный боевик, и комедия, закрепившая звездный статус Мэла Гибсона и заслужившая еще три продолжения, а также сериальный ремейк с другими актерами. Но если вам интереснее проект, сохранивший не столько букву, сколько удалой дух «Смертельного оружия», то куда лучшим выбором может стать сериал «Хорошие парни», одну из главных ролей в котором играет сын Тома Хэнкса Колин. Увы, этот сериал пополнил список проектов, несправедливо закрывшихся после первого же сезона.
«Кошмар на улице Вязов» (1984)
1980-е были временем не только могучих героев, но и столь же харизматичных злодеев, один из которых носил шляпу и грязный полосатый свитер, а на правой руке – перчатку с закрепленными на ней лезвиями бритв. «Кошмар на улице Вязов» стал классикой жанра ужасов и кинодебютом Джонни Деппа, а Фредди Крюгер оказался настолько харизматичным и живучим во всех смыслах слова антигероем, что «заработал» целых шесть продолжений, схлестнулся с другим знаменитым маньяком 80-х в кроссовере «Фредди против Джейсона» и стал героем ремейка 2010 года. Несмотря на неплохие кассовые сборы, история повелителя снов из Спрингвуда, штат Огайо, на этом закончилась – быть может, потому, что ее следовало бы сделать более драматичной и менее предсказуемой, как это умели делать в 80-е?
Читайте также: 10 известных кинофраншиз, которым давно пора остановиться
«Инопланетянин» (1982)
Своеобразным «противоядием» от таящихся за каждым углом убийц и бандитов стала эта классическая лента Стивена Спилберга о дружбе маленького мальчика и инопланетного существа, забытого на Земле. История И-Ти (от Extra-Terrestrial – инопланетянин) стала одним из самых кассовых фильмов 1980-х, получила все возможные награды, включая несколько «Оскаров» и «Золотых глобусов» и повлияла буквально на всю последовавшую кино- и телефантастику. Отсылки к фильму Спилберга можно найти в первом эпизоде «Звездных войн» и в 1-м сезоне нашумевшего сериала «Очень странные дела». Но всего этого могло бы и не быть, если бы не простая история о доброте и понимании, которые способны найти отклик даже в существе из иного мира.
«Клуб "Завтрак"» (1985)
Имя режиссера, продюсера и сценариста Джона Хьюза в 80-е стало не меньшим знаком качества, нежели имена Слая, Шварца, Чака Всемогущего и других киногероев. За подростковую тему в кино брались многие, но только Хьюз был способен глядеть на мир глазами подростка и рассказывать о подростках именно так, как нужно – с ноткой романтики, но без фальши и честно, без излишней пошлости. Одним из самых ярких его достижений стал «Клуб "Завтрак"» – история школьников, «отсиживающих» наказание в субботний день и открывающих неожиданные стороны в самих себе и собратьях по несчастью. Многие сцены фильма с тех пор неоднократно пародировались коллегами Хьюза по цеху, а Эмилио Эстевес, Молли Рингуолд, Элли Шиди и другие юные актеры стали символами 80-х – как и песня в исполнении Simple Minds.
«Самолетом, поездом, машиной» (1987)
Другой фильм Джона Хьюза – милое роуд-муви о злоключениях семьянина, пытающегося всеми правдами и неправдами доехать домой на День Благодарения. Сделать это, как выясняется, не так-то просто – при всем хваленом американском сервисе в нем тоже есть «отдельные недостатки» и стечения обстоятельств, способные довести до белого каления даже такого ангельски доброго человека, как герой Стива Мартина. Картину можно было бы назвать семейной – если бы не сцена, «заработавшая» фильму рейтинг «R» и виртуозно переведенная на русский язык Алексеем Михалевым.
«Мальчишник» (1984)
Своего рода антитезой фильмам Джона Хьюза оказалась эта классика «взрослой» кинокомедии, ставшая и одной из первых крупных ролей Тома Хэнкса. Сам он с тех пор изо всех сил открещивается от роли Рика Гэсско. Надо сказать, юмор там и впрямь не слишком изыскан, но многие фильмы 90-х в этом отношении пошли куда дальше, не обладая ни каплей очаровательной наивности «Мальчишника». Добавьте прелестную Тони Китэйн в главной женской роли, атмосферу веселья, свойственную и мальчишникам, и фильмам 80-х – и результат вряд ли заставит пожалеть о потерянном времени.
Читайте также: 5 разных ролей Тома Хэнкса
«Назад в будущее», трилогия (1985-1990)
Еще один фильм о путешествиях во времени, снятый Робертом Земекисом, оказался не только классикой 80-х, но и редким примером франшизы, продолжения которой вышли как минимум не хуже оригинала. История рокера-тинейджера и гениального эксцентрика-ученого соединила в себе динамичный сюжет, юмор, доброту, ностальгию по 50-м годам, вывела Майкла Джей Фокса и Кристофера Ллойда в число суперзвезд и стала основой другой культовой истории – мультсериала о Рике и Морти. И, в отличие от многих других фильмов того же времени, трилогии Земекиса ремейк не грозит. Режиссер явно считает, что актуализация и продолжения, высосанные из пальца, только повредят рассказу о дружбе, которой не помеха ни пространство, ни время.
«Голый пистолет» (1988)
К 1980-м годам тема полицейских расследований в кино и на телевидении стала достаточно расхожей для того, чтобы стать объектом пародии. Одной из них стал фильм братьев Цукеров и Джима Абрахамса о полицейском Фрэнке Дребине, выросший из шестисерийной телепародии «Полицейский отряд». Благодаря сочетанию слабоумия и отваги Дребин постоянно попадает в нелепые ситуации, но не только доводит расследования до конца, но и обретает любовь всей жизни. «Я всегда хотел чего-то подобного, просто режиссеры принимали меня за кого-то совсем другого», – говорил исполнивший главную роль Лесли Нильсен, ставший символом нарочито неинтеллектуального и вместе с тем доброго юмора, которым отличаются лучшие из кинопародий. Чуть позже эту же делянку освоит дилогия «Горячие головы» и пятисерийное «Очень страшное кино», но до уровня обаяния Лесли Нильсена не удастся допрыгнуть никому из продолжателей его дела.
«Полицейская академия» (1984)
Где именно проходил школу мужества неукротимый Фрэнк Дребин, в точности неизвестно, однако, судя по выучке, его альма-матер вполне могла стать академия, которую возглавляет бравый комендант Лассард. Принимают туда всех, кто изъявит желание: толстый ты или худой, дисциплинированный или раздолбай, мужчина ты или женщина, значения не имеет. Зато именно там дружба и смекалка могут оказаться важнее формальных знаний, а мелкий пакостник-инструктор получит не награду за повышение дисциплины, а кое-что другое. Кстати, сцене в баре «Голубая устрица» давно бы пора дать награду за самое смешное изображение гей-культуры в эпоху «До-политкорректного Голливуда».