2 марта 55 лет исполняется одному из наиболее успешных киномюзиклов в истории – ленте Роберта Уайза «Звуки музыки» (1965). По такому случаю рассказываем интересные факты о любимой классике кинематографа. Собрали самые интересные истории: о создании, о кастинге, о песнях, о романтичных историях на съемках и, конечно, об исполнителях главных ролей.
20 Century Fox купила права на экранизацию истории фон Траппов вместе с двумя фильмами об этом семействе, снятыми ранее в Германии. Надо отметить, что в тот момент кинокомпания только-только отходила от разорительных съемок «Клеопатры» с Элизабет Тейлор. Производство киномюзикла «Звуки музыки» и траты на него (покупка прав, реклама, мутные перспективы – «выстрелит» фильм или нет) грозило 20 Century Fox полнейшим банкротством. Однако случилось так, что хитами проката стали и «Клеопатра», и «Звуки музыки». Это буквально спасло компанию от разорения.
Боссы 20 Century Fox в первую очередь предложили Роберту Уайзу занять режиссерское кресло фильма «Звуки музыки». Однако сам Уайз поначалу отклонил предложение, посчитав картину слишком «слащавой». После этого продюсеры приглашали в проект режиссеров Стэнли Донена, Винсента Донахью, Джина Келли и Джорджа Роя Хилла – но все они отказались от постановки.
Некоторое время режиссером картины числился Уильям Уайлер («Римские каникулы», «Бен-Гур»). Он собирался добавить серьезности и драмы в «Звуки музыки», что не очень нравилось продюсерам. С самого начала было ясно, что его сердце не лежит к этому проекту, и все же заменить его было на тот момент некому. Однако случилось так, что слух Уайлера начал ухудшаться. Это стало серьезной проблемой для режиссера, взявшегося за создание мюзикла. В итоге Уильям Уайлер оставил проект. Тогда же, по стечению обстоятельств, съемки фильма «Песчаная галька» (также «Канонерка», 1966) Роберта Уайза перенесли, и он все-таки согласился поработать над «Звуками музыки».
Актрису Джули Эндрюс сразу присмотрел на роль Марии сценарист Эрнест Леман. Однако продюсеры «Звуков музыки» склонялись к кандидатурам Дорис Дэй, Лесли Карон, Грейс Келли и Энн Бэнкрофт. Сама Эндрюс чуть не отказалась от роли, так как посчитала ее похожей на только что сыгранную ею Мэри Поппинс. К слову, киноработ Эндрюс до съемок «Звуков музыки» почти никто не видел. Ее первая большая роль пришлась как раз на «Мэри Поппинс», которая на тот момент еще не вышла в прокат.
К слову, временно занимавший должность режиссера Уильямс Уайлер всерьез подумывал над тем, чтобы Марию все-таки сыграла Одри Хепберн. Но в итоге остановился на кандидатуре Джули Эндрюс.
До утверждения Кристофера Пламмера на роль барона Георга Людвига фон Траппа рассматривались Бинг Кросби, Питер Финч, Уолтер Мэттау, Ричард Бертон, Шон Коннери, Максимилиан Шелл и Кит Митчел.
Роберт Уайз остановил выбор на Кристофере Пламмере благодаря его ярким бродвейским работам. Актер, правда, от роли упорно отказывался. Уайз даже полетел в Лондон, чтобы лично встретиться с Пламмером и объяснить ему концепцию фильма. В конечном счете его удалось убедить. Пламмер даже отказался от роли в фильме «Досье Ипкресс» (1965, роль в итоге получил Майкл Кейн) – правда, потом об этом очень жалел.
Читайте также: Как «Клеопатра» с Элизабет Тейлор оказалась величайшим провалом и хитом одновременно
Хотя роль в «Звуках музыки» одна из наиболее известных и знаковых в фильмографии Кристофера Пламмера, ему съемки в картине совсем не понравились. Он называл киномюзикл не иначе как «Звуками соплей», а песню «Edelweiss» считал слишком приторной. Актер даже просил заменить эту песню, но получил отказ.
Работу с Джули Эндрюс Пламмер сравнивал с «каждодневным ударом по голове большим мешком с валентинками». Еще он называл коллегу по фильму «миссис Дисней». Позже актер признался, что вел себя незрело, а Эндрюс – прекрасная актриса, которая проявила себя максимально профессионально. Актеры остались хорошими друзьями. Эндрюс даже отметила, что циничность Пламмера уберегла фильм от излишней сентиментальности.
Кристофер Пламмер признавался, что сильно наедался и напивался между съемками – так он «глушил расстройство из-за своего участия в проекте». Нетрезвым он даже появлялся в кадре. По ходу съемок костюмерам пришлось перешивать его костюмы, потому что разгульный образ жизни сказался на фигуре Пламмера.
Вокал Кристофера Пламмера был продублирован Биллом Ли из квартета The Mellomen.
Видео: версия известной песни Фрэнка Синатры «Strangers in the Night» в исполнении Ли.
А вот Джули Эндрюс, наоборот, назвала песню «Edelweiss» своей самой любимой во всем фильме.
Джули Эндрюс научилась играть на гитаре специально для съемок в «Звуках музыки». Кристофер Пламмер тоже освоил гитару, но его партии были переозвучены.
По словам Пламмера, на съемочной площадке «Звуков музыки» случилась заметно более романтичная история, чем та, за которой мы наблюдаем в самой картине. Речь идет о романе, закрутившемся во время съемок между актрисой Элинор Паркер (баронесса) и оператором Тедом Ди Мак Кордом.
До утверждения Чармиан Карр на роль Лизель рассматривались Лайза Миннелли, Миа Фэрроу, Пэтти Дьюк, Ким Дэрби, Лесли Энн Уоррен, Тиша Стерлинг и Шэрон Тейт.
Читайте также: 10 актеров и актрис, которые чуть не отказались от прославивших их ролей
Кроме того, на роль детей семейства фон Трапп пробовались такие актеры, как Курт Расселл, Ричард Дрейфус и Вероника Картрайт.
Перед началом съемок Хезер Мензес (Луиза) была выше Николаса Хэммонда (Фридрих), так что тому приходилось носить обувь на платформе. К концу съемочного процесса Николас заметно вырос, так что часто ему приходилось сниматься босиком, а Чармиан Карр (Лизель) – стоять на платформе. Все исполнители ролей детей фон Траппов подросли за время съемок фильма, так что, чтобы сохранить баланс между ростом юных актеров, часто приходилось прибегать ко всевозможным ухищрениям, в том числе операторским.
Во время съемок «Звуков музыки» между исполнителями ведущих ролей возник настоящий романтический круговорот. Хезер Мензес понравился Николас Хэммонд, Николас влюбился в Чармиан Карр, а та – в Кристофера Пламмера. Сам Пламмер, сперва ненавидевший Джули Эндрюс и считавший ее надоедливой, в итоге тоже проникся к ней чувствами.
Джули Эндрюс в перерывах между съемками пела юным актерам песню «Supercalifragilisticexpialidocious» из фильма «Мэри Поппинс». Так как на тот момент картина еще не вышла в прокат, они посчитали, что Эндрюс сама ее выдумала специально для них.
Любопытно, что режиссер Роберт Уайз не поладил с настоящей Марией фон Трапп, когда та посетила съемочную площадку. Уайз назвал ее «властной».
Семья фон Трапп не получила внушительных доходов от фильма «Звуки музыки». В свое время Мария продала права на экранизацию мемуаров «Истории певцов семейства Трапп» немецким продюсерам, а те, в свою очередь, перепродали их в Голливуд.
Также никто из фон Траппов не принимал заметного участия в создании картины. Продюсеры фильма, конечно, выслушали некоторые советы Марии, однако особой роли они не сыграли.
К счастью, «Звуки музыки» в целом не разочаровали семью фон Траппов. Однако они отмечали, что в фильме их история крайне упрощена. Также Мария, которой, кстати, не нашлось места на голливудской премьере картины, отметила, что ее в картине показали чересчур мягкой и вежливой, а капитана фон Траппа – излишне холодным и строгим.
Критики обвинили авторов песен и сценария фильма в том, что «Звуки музыки» в отдельных сценах, музыкальных номерах и сюжетных линиях повторяют ленту «Король и я» (1956). Стоит признать, что над песнями и сценариями обоих фильмов работала одна команда (Эрнест Леман, Оскар Хаммерстайн II, Ричард Роджерс и другие).
Режиссер и продюсер фильма Роберт Уайз из-за сложных съемок фильма «Песчаная галька» не смог посетить церемонию вручения премии «Оскар». А жаль – тогда «Звуки музыки» получили сразу пять наград, в том числе сам Уайз – за режиссуру и лучший фильм.
Альбом саундтреков к фильму стал одним из наиболее продаваемых в истории (порядка 20 миллионов копий). Он до сих пор тиражируется.
В 2015 году, на церемонии вручения премии «Оскар», Леди Гага в честь 50-летия «Звуков музыки» исполнила попурри из песен культовой картины. Певица спросила у самой Джули Эндрюс, не возражает ли актриса, если она исполнит эти песни на сцене. Актриса благословила ее, и после выступления призналась, что она в полном восторге от перформанса Леди Гаги.