Осторожно, спойлеры!
Одноименный роман Герберта Уэллса стал для Уоннелла только источником вдохновения. Режиссер перекроил классику, заточил ее под современность и вооружил острыми темами. В итоге от оригинала осталась только сама идея невидимого человека, воплощение которой при этом полностью переосмыслено. Гениальный ученый и мастер оптических иллюзий Эдриан (Оливер Джексон-Коэн) создает костюм для невидимости, оснащенный специальными камерами-лампочками. Тонкое и элегантное решение, надо сказать!
Так уж получилось, что за всей гениальностью Эдриана кроется психопатия, эгоцентризм, деспотия и социопатия. Главной героине Сесилии (Элизабет Мосс) не посчастливилось стать его возлюбленной. Он контролировал ее, манипулировал ею, будто даже читал ее мысли. В один момент она не выдержала и сбежала от него.
Острая и актуальная проблема
Далее по сюжету Сесилия узнает, что ее бывший бойфренд покончил с собой. Его брат Том, адвокат, даже показывает фотографию мертвого Эдриана. Однако героиня будто ощущает его присутствие. В то же время никто – ни приютивший ее друг Джеймс с дочерью Сидни, ни сестра Эмили – не верит ей. Сесилия пытается убедить их, что Эдриан все-таки смог успешно завершить свою «невидимую» разработку и теперь преследует ее. В ответ Сесилии говорят, что ей все это кажется, и дело в нервном расстройстве из-за психологического давления и физического насилия, которые она терпела от бойфренда.
Перед нами органично вписанная в сюжет тема домашнего насилия. Ли Уоннелл завернул в концепцию ужаса идею приглушенного – «невидимого» – крика, когда общество игнорирует все «сигналы бедствия», а беспомощная жертва медленно погибает. Автор делает ситуацию еще напряженнее, добавляя в сюжет не просто тирана, а настоящего манипулятора, который умело использует жертв как пешек в своей игре. Брат Эдриана становится марионеткой, а Сесилия – параноиком с психическими расстройствами. Все это ради картинки «идеальной семьи», которая вбита в голову Эдриана. После инсценировки собственной гибели Эдриан не дает Сесилии, талантливому архитектору, устроиться на работу, портит ее отношения с близкими и друзьями, доводит героиню до психлечебницы. Так он хочет доказать ей, что без него она никто.
Реализация
Как и в случае с «Апгрейдом», Ли Уоннелл крепко взялся за конкретную идею и держался выбранной концепции. Внимание к деталям, живые искренние чувства и актуальность центральной проблемы позволяют зрителям легко проникнуться историей.
Делают триллер еще крепче тонкая игра актеров, которые даже при мимолетном появлении (вроде Тома или Эмили) раскрывают уникальность своих персонажей. От тяжелого безумного взгляда Эдриана становится не по себе, будто герой постоянно на взводе и в любой момент может сорваться и разнести все к чертям. От сцен с ним мороз по коже.
Игра Элизабет Мосс дает зрителю почувствовать, что такое паранойя. Наблюдая за Сесилией, начинаешь тоже невольно обращать внимание на тени или какие-либо предметы, тут и там ожидая резких движений. В какой-то момент может даже может появиться желание крикнуть героине «Обернись!».
Невидимость показывает истинное лицо каждого человека. Этой идеи придерживался Уоннелл при создании фильма. Мы наблюдаем не только за проявлениями агрессии у главного антагониста, но и за эмоциями персонажей, которые остаются наедине с собой. Перед нами не простая беготня от маньяка, а тонкая игра с символами. Эти символы означают разные темы и подчеркивают характеры персонажей. Они появляются на экране в разных «формах» – от конкретных предметов до общих действий. Костюм для невидимости олицетворяет скрытые качества человека. Скептицизм окружающих Сесилию людей – социальные, описанные выше проблемы. Уединенный, холодный и все же идеальный дом Эдриана – характер хозяина. Изменение внешнего вида и эмоциональной палитры Сесилии – развитие героини.
Уже ставшая фирменной для Уоннелла «синхронная» съемка, когда камера вторит движениям персонажа, и выдержанные крупные планы обеспечивают напряжение от начала и до конца. Холодная гамма с редкими теплыми «бликами», симметрия в кадре, тщательно продуманное расположение предметов делают стилизацию важным элементом повествования. Каждая мельчайшая деталь работает на то, чтобы зритель воспринял происходящее в соответствии с авторской задумкой. Этот фильм Ли Уоннелл снял, чтобы им наслаждались, чтобы его обсуждали. Везде попал в точку.
Читайте также: Неожиданные разгадки концовок 8 запутанных фильмов
Почему Том помогал Эдриану
Том оказался, пожалуй, самым противоречивым персонажем. Сначала он казался корыстным и мстительным братом, который, по классике подобных сюжетных линий, хочет отомстить девушке «умершего» близкого. В первых сценах очевидно, что он видит в Сесилии жадную стерву, которая решила обогатиться за счет успешного Эдриана.
Однако Том тоже оказывается жертвой своего брата. Мы видим его подавленные, скудные эмоции, нервно поджатые, дергающиеся губы – и правда все-таки открывается. Он тоже почти всю свою жизнь страдал от манипуляций Эдриана.
И тут раскрывается новая, но вполне ожидаемая сторона Тома, олицетворяющая стокгольмский синдром. Выясняется, что мужчина помогал своему брату в запугивании Сесилии. Он знал о ее ребенке и подталкивал героиню к тому, чтобы она вернулась к Эдриану. Но как так? Куда же делись громкие слова о том, что он вздохнул с облегчением после «смерти» брата? Куда подевались речи о давлении со стороны Эдриана? Неужели это все игра Тома? Нет. Это очередное доказательство, как глубоко в его голову проник Эдриан. Том так и не смог избавиться от влияния брата. У него была вся жизнь на изучение Тома и создания личной «подушки для битья», а по совместительству «управляемой игрушки». Том понимал в глубине души, что Эдриан не прав. Но тот надавил на его слабости и лишил контроля. В итоге Том делал все, чтобы брат стал счастливым, даже себе во вред. Такой вид зависимости, губительный и беспощадный, тоже существует.
Смысл концовки
В финале «Человека-невидимки» выясняется, что Эдриан все время был «заперт» в собственном доме, якобы его насильно связал Том. Сесилия в это не верит, однако никто, кроме Джеймса, ее не слушает. Она решается на встречу с Эдрианом. Тот на встрече говорит об изменении, переосмыслении и искуплении. Сесилия не доверяет ему, но все же предлагает начать все сначала – если только он признается в содеянном. Сесилия прямо говорит Эдриану, что за всеми убийствами, нападениями и запугиваниями стоит он, а Том – лишь «инструмент».
Что-то в лице Эдриана меняется, но он не отступает от своих слов. Не виновен – и все тут. Затем следует такая череда действий, которую следует разобрать по отдельности. Уоннелл не стал делать финал сухой выкладкой фактов. Он разворачивал историю линия за линией, разбрасывал важные сюжетные элементы по всему фильму – чтобы все это собралось в единую яркую кульминацию.
Сюрприз, детка
Очевидно, что именно манипулятор Эдриан творил все безрассудства, спихивая вину на Тома. Особенно подкрепляет эту мысль то, что тот в точности повторяет слова Тома о контроле. Из уст его брата это звучало искренне и тревожно, а от Эдриана – издевательски и театрально. Но легенда Эдриана трещит по швам, когда он в угоду своим тщеславию и нарциссизму говорит «Сюрприз». Героиня покидает бойфренда, чтобы якобы привести себя в порядок. Наедине с собой Эдриан вновь меняется в лице и пристально смотрит на пустующее место за столом – отсылка к похожей сцене с Сесилией в ресторане. И тут переодетая в костюм для невидимости героиня инсценирует самоубийство бойфренда прямо на камеру. Убивает она его тем же способом, что тот убил ее сестру. Фирменное «Сюрприз» Эдриан использовал и в моменты своих недавних «невидимых» издевательств. Последний взгляд героя передает зрителям несколько важных сообщений. Он понял, что прокололся, и осознал, что героиня теперь видит его, человека-невидимку, насквозь. Нам не говорят прямо, что за всеми злодеяниями и правда стоит Эдриан. И все же его эмоции, слова и ряд других ранее произошедших событий доказывают его вину.
Рояль в кустах
Но откуда у Сесилии костюм? Ранее она спрятала его в шкафу. С одной стороны, странно, что героиня не забрала его с собой во время своего прошлого визита в дом. Ведь костюм можно было использовать в качестве доказательства своей правоты. Так подумали бы зрители – но не Сесилия. Она прекрасно знает своего бойфренда и хорошо усвоила, что для победы над ним подойдут только «нетривиальные» приемы. Если бы она забрала костюм, то он бы это заметил. Более того, влиятельный и богатый Эдриан с представителями власти наверняка бы разобрался быстро и без лишнего шума, и все обвинения обрушились бы на Сесилию. Она спрятала костюм в уже проверенный тайник, убедившись в том, что Эдриан придет только после того, как она сделает свое дело. Спасибо следам на ковре. Сесилия понимала, что закон может встать против нее, а с костюмом ей, вероятно, не удалось бы уйти далеко. Поэтому уже тогда она разработала план мести и спрятала костюм, чтобы вытащить в самый подходящий момент.
Стейк
В план Сесилии входил даже выбор блюда. Перед ужином Эдриан спросил у нее, что именно она хочет. Героиня быстро ответила – стейк. Можно предположить, что уже тогда, до того, как Эдриан стал упрямиться и отказываться признавать вину, Сесилия задумывала убить бойфренда. Она прекрасно понимала, что на столе для подачи стейка будет нож, который она в итоге использовала для инсценировки самоубийства.
Реакция Джеймса
Джеймс после убийства Эдриана увидел в сумке Сесилии костюм для невидимости. Он сразу понял, что произошло на самом деле. Однако то, что Эдриан мог виртуозно манипулировать людьми и имел определенный вес в обществе, наверняка позволило бы ему выйти сухим из воды. А вот Сесилию он бы «задавил». Она была бы заперта в доме с убийцей ее сестры и множества других людей (или «организатора» убийств). На видео- и аудиозаписях есть алиби героини. Сесилия, возможно, потом расскажет другу о своих доказательствах вины бойфренда, а пока Джеймс решает поддержать ее.
Что Ли Уоннелл и Элизабет Мосс говорят о концовке
У Элизабет Мосс есть однозначное мнение по поводу финала. Актриса сказала в интервью USA Today, что Том, вероятно, действительно совершал «плохие поступки» в костюме для невидимости (нападение на Джеймса и его дочь – точно его рук дело). Однако она уверена, что за всем этим стоит Эдриан:
«У него был костюм, он разработал его. Так что его брат – одна из его жертв».
Ли Уоннелл сказал лишь, что не собирается подтверждать или опровергать что-либо, у каждого свое мнение:
«Правда в том, что нет правильного ответа».
Есть ли сцена после титров?
Предполагалось, что фильм «Человек-невидимка» запустит серию подобных перезагрузок Universal. Провал «Мумии» с Томом Крузом заставил боссов студии передумать и пока отложить запуск так называемой Темной киновселенной. Необходимости в намеках на следующие фильмы несостоявшейся вселенной нет. Уоннелл сиквел не планирует. Так что и сцены после титров нет.