«Песочный человек» (The Sandman)
Нил Гейман, издательство Vertigo
Графическую серию Нила Геймана «Песочный человек», рассказывающую о похождениях древнего бога сновидений Морфея, безуспешно пытаются перенести на экран с конца 90-х. На раннем этапе производства студия Warner Bros. (материнская компания DC Comics, частью конгломерата которой является издательство Vertigo, выпускавшее «Сэндмена» с 1989 по 1996 год) планировала привлечь к проекту соавтора сценария «Криминального чтива» (1994), оскароносного Роджера Эвери. Однако он выбыл из проекта, и создание картины было приостановлено. Тогда же Нил Гейман заявил, что хотел бы видеть у руля экранизации «Песочного человека» Терри Гиллиама, так как, по его мнению, это единственный режиссер, художественное видение которого близко духу комикса – такое же «нестандартное» и «изощренное». Тем не менее Гиллиам за фильм браться не стал. Разработка «Сэндмена» возобновилась в 2013 году, когда к проекту примкнул Дэвид С. Гойер, один из авторов трилогии «Темный рыцарь» (2005-2012). На главную роль в экранизации тогда рассматривался звезда мелодрамы «500 дней лета» (2009) Джозеф Гордон-Левитт. Больше того, после успешного дебюта актера в режиссуре с лентой «Страсти Дон Жуана» (2013), тепло принятой критиками и окупившейся в прокате более чем в 10 раз, ожидалось, что он сам же и возглавит съемки «Песочного человека». Но в итоге Гордон-Левитт отказался участвовать в работе над многострадальным проектом из-за творческих разногласий со студией.
В 2019 году экранизация «Сэндмена» снова дала о себе знать. Стриминговый сервис Netflix, заключивший с Warner Bros. крупную сделку, готовит масштабную адаптацию произведения Геймана, которая будет представлять собой дорогостоящий сериал. Курировать шоу назначен сам Гейман, а также сценарист «Чудо-женщины» (2017) Аллан Хейнберг. Продюсерские обязанности за собой сохранит Дэвид С. Гойер. С одной стороны, приятно осознавать, что экранизация «Песочного человека» наконец-то увидит свет. С другой – посмотреть на полнометражную версию «Сэндмена», созданную для больших экранов и с голливудским размахом, конечно, хотелось бы.
Правда, учитывая многослойность графического романа Геймана (в произведении между собой переплетаются античные сюжеты и библейские мотивы), а также его ориентированность на взрослую аудиторию (комикс наполнен сценами насилия и жестокости, у него мрачная и гнетущая атмосфера), рассчитывать на коммерческий успех здесь, скорее всего, не стоит. Кто знает, может, в будущем, когда зрители пресытятся марвеловскими фильмами, сделанными по единому шаблону, у киноадаптации «Песочного человека» появится возможность проявить себя и продемонстрировать другие правила игры на поле экранизаций комиксов.
«Неуязвимый» (Invincible)
Роберт Киркман, Image
В начале нулевых Роберт Киркман, автор популярной линейки комиксов «Ходячие мертвецы» (и один из шоураннеров одноименного сериала), создал комикс о могущественном супергерое-подростке, который сильно выделялся на фоне прочих историй о сверхлюдях. Хоть Марк Грейсон, главный герой серии «Неуязвимый», и является богоподобным инопланетянином, который обладает невероятной силой и умеет летать, он еще не до конца осознает свой дар, поэтому часто ошибается и поступает неправильно.
На момент выпуска комикса его сюжет казался абсолютно уникальным, так как он показывал другую сторону супергеройства. Классическая история «избранного судьбой» в данном случае принимает абсолютно неожиданный оборот: Марк не хочет быть супергероем только потому, что им был его отец. Тот факт, что ему еще до рождения было предначертано продолжить «семейный бизнес», не дает ему покоя. Марк считает, что его лишили права выбора. Внутренние переживания героя по этому поводу играют в сюжете «Неуязвимого» важную роль: они помогают понять, что чувствует человек (ну, «почти человек»), который хочет жить обычной жизнью, но не может в силу того, что он не такой, как все.
О киноадаптации «Неуязвимого» впервые заговорили в 2017 году. Сет Роген и Эван Голдберг, вдохновленные успехом их сериала «Проповедник» (2016-2019), тоже основанного на популярной серии комиксов, решили попробовать экранизировать другие «нестандартные» графические произведения. Ожидалось, что это будет полнометражный фильм, а производством займется студия Universal. Однако работа над картиной так и не началась, а Роген и Голдберг нашли себе еще один необычный супергеройский проект по мотивам комиксов – сериал «Пацаны» (2019-…) от Amazon. Тем забавнее, что в 2018-м тот же Amazon анонсировал мультсериал о Неуязвимом, премьера которого должна состояться уже в этом году. А судьба полнометражной экранизации от Universal по-прежнему остается неизвестной.
«Фелл» (Fell)
Уоррен Эллис, Image
Комикс «Фелл» Уоррена Эллиса (из его работ на экран в 2010 году была перенесена мини-серия «РЭД») рассказывает о сыщике Ричарде Фелле. Он занимается расследованием загадочных убийств, захлестнувших тихий городок Сноутаун, куда его определили для службы. Этот комикс интересен не только потому, что представляет собой лихо закрученный детектив с неожиданными поворотами сюжета, но и потому, что оно выполнено в стиле нуар, поэтому форма в данном случае играет ничуть не меньшую роль, чем содержание. Так что, если бы «Фелл» взялись экранизировать (увы, пока все тихо), то на выходе получился бы как минимум необычный визуальный эксперимент.
Читайте также: 12 самых необычных и смешных супергероев из комиксов
«Безнадежный» (Irredeemable)
Марк Уэйд, Boom! Studios
Серия комиксов издательства Boom! Studios «Безнадежный» переосмысляет классическую историю о Супермене. Сюжет показывает, что могло быть, если бы могущественный супергерой сошел с ума и вместо того, чтобы защищать Землю, решил ее уничтожить. Нечто подобное можно было наблюдать в фантастическом хорроре «Гори, гори ясно» (2019). С той лишь разницей, что фильм Дэвида Яровески получился банальным ужастиком с кучей скримеров, в то время как графический роман Марка Уэйда о персонаже Плутонианине является психологической драмой о борьбе с внутренними демонами.
Кстати, до того, как перейти во владение Disney, студия 20th Century Fox собиралась экранизировать «Безнадежного». Сценарий должен был подготовить Томми Вирколла («Охотники на ведьм»), а возглавить съемки Адам МакКей («Игра на понижение»).
«Черный молот» (Black Hammer)
Джефф Лемир и Дин Ормстон, Dark Horse
Сюжет серии комиксов Джеффа Лемира и Дина Ормстона «Черный молот» крутится вокруг команды супергероев, которые в ходе очередной миссии по спасению Земли оказываются в заточении в загадочном провинциальном городке Роквуд, где время для них замедляется. Теперь они вынуждены жить на ферме и скрывать свои способности, чтобы «не выделяться», пока не найдут способ вернуться обратно домой.
«Черный молот» показывает супергероев, которые беспомощны в своих попытках выбраться из передряги, в которую они угодили. Атмосферу отчаяния усиливает тот факт, что негласный лидер команды по прозвищу Черный молот, в честь которого и назван комикс, погиб. Пессимистическое настроение, царящее в произведении, подчеркивает и то, что герои не могут перестать цепляться за прошлое, предаваясь ностальгическим воспоминаниям о былых временах.
Несмотря на необычную концепцию произведения, в Голливуде уже ведется работа над экранизацией «Черного молота» – занимается проектом компания Legendary Entertainment. Правда, пока не совсем понятно, сдвинулся ли проект с места с момента его анонса в ноябре 2018 года.
«Черный жук» (The Black Beetle)
Франческо Франкавилла, Dark Horse
Еще один комикс о «черном» супергерое издательства Dark Horse, который, в отличие от «Черного молота», может, не такой самобытный, но все же довольно любопытный представитель жанра. Автор «Черного жука» – итальянский художник Франческо Франкавилла, большой почитатель классического рисунка. Поэтому ему хотелось, чтобы его персонаж был родом из 30-40-х годов, а его история представляла собой заурядный сюжет о мстителе-одиночке в маске, стоящем на страже городского порядка. В итоге комикс о таинственном вершителе правосудия в трико и с плащом, который имитирует крылья насекомых, стал своеобразной данью уважения ретро-стилистике (в частности – первых выпусков Detective Comics, где появляется Бэтмен). Интересное решение, но, видимо, слишком невыгодное по мнению продюсеров: о киноадаптации «Черного жука» пока ничего не слышно.
«Человек-тень» (Shadowman)
Valiant
Человек-тень известен многим в первую очередь как герой одноименной серии видеоигр, а уже потом как комиксовый персонаж. Впрочем, это не отменяет того факта, что графическая серия «Человек-тень» долгое время являлась флагманом издательства Valiant, составляя конкуренцию даже более успешным в этой отрасли Marvel и DC.
История супергероя, обладающего магической силой вуду, насчитывает уже два десятилетия, за которые его роль на себя успели примерить четыре персонажа. Человек-тень такая же яркая фигура в мире комиксов, как Бэтмен или Человек-паук. Пускай не столь популяризированная, но от этого не менее значимая. Учитывая мистическую подоплеку сюжета, нетрудно догадаться, что борется Человек-тень преимущественно с порождениями тьмы – такими, как призраки, упыри, зомби и т.д. Казалось бы, идеальная почва для экранизации: необычный супергерой, среди врагов которого целая россыпь фантастических монстров. Но почему-то впервые о киноадаптации «Человека-тени» всерьез заговорили только в 2017 году: Valiant Entertainment пригласила режиссера Реджинальда Хадлина («Бумеранг») возглавить съемки картины. Пока проект так и не сдвинулся с мертвой точки.
Читайте также: 10 фильмов, которые на самом деле сняты по комиксам
«Ниндзяк» (Ninjak)
Valiant
Как и Человек-тень, другой популярный супергерой издательства Valiant Ниндзяк тоже имеет богатую историю, начало которой, как ни странно, было положено на страницах комикса о Бладшоте. Персонаж пережил несколько перезапусков, каждый из которых был призван улучшить его боевой арсенал (к сюрикенам и катане вскоре добавились пистолеты и гранаты), а также усовершенствовать дизайн костюма. Сюжеты комиксов о Ниндзяке весьма разнообразны: где-то герой сталкивается с могущественными воинами-самураями и первоклассными мастерами восточных единоборств, а где-то оказывается в эпицентре криминальных разборок мафиозных кланов. Но, даже несмотря на общую увлекательность концепции «Ниндзяка», киноделы не спешат браться за его экранизацию.
«Предвестник» (Harbinger)
Джим Шутер и Дэвид Лэпхэм, Valiant
Комиксы Джима Шутера и Дэвида Лэпхэма «Предвестник» – своеобразный аналог марвеловских «Людей Икс», тоже с подростками-мутантами в центре сюжета. Каждый из героев графического произведения наделен уникальным даром: кто-то обладает способностью к телекинезу и телепатии, кто-то может контролировать стихии, а кто-то – создавать разрушительные звуковые волны. Но есть и те, кого называют Предвестниками: они могут как предотвратить конец света, так и стать его причиной. Именно поэтому за ними и охотятся члены секретной правительственной организации, занимающиеся ликвидацией сверхлюдей.
Информация о возможной экранизации «Предвестника» появилась еще в 2012 году, когда студия Sony Pictures приобрела на нее права. Режиссером тогда был назначен Бретт Рэтнер («Час пик»). Однако, как это часто бывает, с момента анонса проект не продвинулся ни на шаг. Впоследствии Рэтнер покинул режиссерское кресло экранизации «Предвестника», чтобы заняться постановкой «Геракла» (2014). В 2018-м куратор и исполнительный продюсер фильма Нил Х. Мориц сообщил, что у студии в планах снять аж пять фильмов по мотивам «Предвестника», а также сделать масштабный кроссовер с серией «Бладшот». Тогда же стало известно, что главную роль в ленте получил Дилан О’Брайен из «Бегущего в лабиринте». Что же мы имеем в итоге? «Бладшота» экранизировали, а о «Предвестнике», похоже, забыли.
«Рай» (Rai)
Valiant
Один из главных старожилов издательства Valiant, японский супергерой Рай, первые комиксы о котором были выпущены еще в 1991 году, по популярности не уступает Бладшоту. Тем не менее один уже получил дорогостоящую киноадаптацию, а другой пока может о ней лишь мечтать. Возможно, в случае успеха «Бладшота» в Голливуде задумаются над тем, чтобы перенести сюжет «Рая» на экран. Ведь, по сути, чем этот персонаж хуже той же Черной Пантеры? Он обладает сверхчеловеческой силой и выносливостью, не говоря уже о том, что в его тело встроены различные технологические примочки (это вдобавок к катанам и другим видам традиционного японского оружия), которые он использует во время сражений. Но самое главное – Рай, как и Пантера, охраняет покой своей страны, являясь ее добрым духом.