65 лет исполняется Брюсу Уиллису, который, как показал прошлогодний триллер «Стекло», хоть и седой, но выглядит еще о-го-го. В 80-х актер исполнил главную роль в хитовом сериале «Детективное агентство "Лунный свет"» и двух мало кому известных фильмах «Свидание вслепую» и «Закат». В одном Уиллис спаивает Ким Бейсингер, а в другом играет звезду вестернов. Но настоящий рассвет карьеры в большом кино начался с образа крутого полицейского Джона МакКлейна.
Полный сарказма «Крепкий орешек» до сих пор остается классикой жанра и важнейшим голливудским боевиком, который для многих мальчишек эры видеопроката оказался одним из главных фильмов детства. Ухмылка консервативного копа в грязной майке, ползание по воздуховодам с зажигалкой, одно из самых эпичных падений в истории кино, безобидный совет снять носки, который заставит героя истекать кровью, и дерзкое «Yippee-ki-yay, motherfucker!». Трудно соревноваться с рождественской картиной Джона МакТирнана. Однако кроме квинтэссенциальной роли наглого и бесстрашного американского ковбоя, который не просто бросил вызов террористам, а задвинул легендарных Сталлоне и Шварценеггера, в кобуре этого упрямца с заразительным очарованием есть и другие пушки, которые стреляют так же мощно.
«Последний бойскаут» (1991)
Частный детектив Джо Хэлленбек
Еще одна классика жанра с пуленепробиваемым Уиллисом в роли сурового лос-анджелесского копа, который впутывается в заговор, когда берется охранять стриптизершу, подругу звезды американского футбола. А когда девушку убивают, детектив и спортсмен начинают распутывать опасное дело, где грязная политика переплетается с крупным бизнесом. «Последний бойскаут» – бодрый и стильный бадди-боевик, где один герой скачет на коне по футбольному полю прямо в разгар матча, а другой сталкивает убийцу в лопасти вертолета и отплясывает джигу. Тогда Брюс Уиллис был на вершине своей славы, как и режиссер Тони Скотт, который снял «Лучшего стрелка», и Джоэл Силвер, продюсер «Смертельного оружия». Изящный фильм Скотта заряжен по полной, а небритый острослов Уиллис наконец-то не спасает ни жену, ни Рождество и не ползает по трубам.
«Сейчас 90-е, нельзя просто подойти к парню и врезать ему в харю. Сначала скажи что-нибудь крутое». – «Типа, "Ай'л би бэк"?» – «Да, только еще круче».
«Смерть ей к лицу» (1992)
Доктор Эрнест Менвилл
Брюс Уиллис, сыгравший у таких мастеров, как Квентин Тарантино, Люк Бессон и Майкл Бэй, является одним из самых каноничных киногероев. Но жутковатая сатира Роберта Земекиса показала, что актер прекрасен и в комедийных образах. «Смерть ей к лицу» – парадоксальная черная комедия о пластическом хирурге, который становится танатокосметологом, подрумянивая стареющих звезд шоу-бизнеса, одержимых вечной молодостью и красотой. Смешивая любовную мелодраму с мистическим хоррором, Земекис показывает, как женщины сворачивают головы и сражаются в бессмертном бою на лопатах, распив волшебное зелье, которое превращает их в ходячих мертвецов. А Уиллис, похожий на Новосельцева из «Служебного романа», на это абсурдное безобразие смотрит и удивляется. Актер метко стреляет и хорошо выглядит, но он ловок не только с катаной, а еще с кисточками, припудривая гниющие тела своих любимых, как сумасшедший художник.
Читайте также: 15 лучших боевиков за последние 30 лет
«12 обезьян» (1995)
Узник Джеймс Коул
В середине 90-х Уиллис пережил своеобразный ренессанс, сначала в «Криминальном чтиве» Квентина Тарантино, а после – в «12 обезьянах» Терри Гиллиама. И если в тарантиновской головоломке Уиллис сыграл роль запоминающуюся, но эпизодическую, смачно расстреляв Траволту, то в постапокалиптическом триллере с нотками хичкоковского «Головокружения» и «Птиц» актер исполнил роль главную и трагическую. В этой фантастике о предопределенности бытия бритоголовый Брюс – то ли пророк, то ли безумец, который видит будущее, но не в силах это будущее изменить. Где еще вы увидите напуганного Уиллиса в дурдоме, рассказывающего врачам, что он прибыл из мира, где одна часть человечества ушла в грязное подполье, а другую уничтожил страшный вирус? Может, это параноидальная фантазия? Сюжет парадоксального фильма о потере веры в реальность становится еще страннее и загадочнее, когда выясняется, что мир погубили террористы, которых возглавляет Брэд Питт в образе сумасшедшего радикала, как Тайлер Дерден, философствующий о том, что ты – псих, если не потребитель. «12 обезьян» – уникальная картина в арсенале Уиллиса. Здесь он не врубает «крепкого орешка», не спасает человечество и не меняет историю. Герой беспомощный, отчаянный и обреченный на смерть.
«Неуязвимый» (2000)
Охранник Дэвид Данн
В отличие от трагичного «Шестого чувства», где Уиллис сыграл одинокого доктора, мрачный «Неуязвимый» не имел оглушительного успеха. Зато спустя два десятилетия этот нетипичный кинокомикс называют не только одним из лучших фильмов Шьямалана, у которого Уиллис исполнил самые тихие роли в карьере, но и одним из сильнейших фильмов о супергероях. Актер играет охранника, чье бремя – он никогда не болеет. «Неуязвимый» – не наивный блокбастер, но все еще сказка о сверхчеловеке, замаскированная под серьезную драму. Нет гигантских декораций и головокружительных эффектов, а вместо волшебных костюмов герой носит дождевик. Приближенный к реальности кинокомикс Шьямалана можно назвать предвестником таких нуаров, как «Темный рыцарь» и «Джокер». «Неуязвимый» – не столько о мифологическом герое, исполненном волей к победе, сколько о страхе быть избранным, и комиксе как форме современной истории. А кому мало лысоватого Уиллиса, который, как в «Шестом чувстве», застрял между мирами, смотрите дикий нуар «Город грехов». Хотя мне по душе тот, где Уиллис – не коп.
«16 кварталов» (2006)
Детектив Джек Мосли
Фильмы Брюса Уиллиса можно разделить на те, в которых он улыбается, и те, в которых он не улыбается. Последняя картина голливудского ветерана Ричарда Доннера, режиссера «Смертельного оружия», похожа на третьего «Крепкого орешка», который, между прочим, тоже заслуживает особого упоминания. В этом криминальном боевике персонаж Уиллиса – помятый полицейский, который останавливается в ликеро-водочном на завтрак. Под конец дежурства офицеру поручают отвезти болтливого свидетеля в здание суда для дачи показаний против продажных копов. Рутинное задание нью-йоркского стража порядка, которого мучает похмелье и недосып, превращается в заваруху с погонями, перестрелками, предательством и жертвами. Усатый, хромой и одинокий Уиллис по традиции оказывается не в том месте, не в то время и снова срывает планы плохих парней. «16 кварталов» – простенький, но все равно напряженный боевик. Актер воплощает забитого жизнью носителя правды, который бежит по дороге к погибели. А еще это напоминание о том, что Джон МакКлейн – смертный, как и все мы.