​28 дней спустя. Фильмы о вирусных вспышках

Пятерка пугающих и актуальных картин для тех, кто ищет «острых» ощущений.

Сегодня человечество не одержимо страхом ядерного уничтожения. Паранойя в значительной степени утихла. Людей тревожат уже не столько бомбы, которые сыплются с небес, сколько зараза, которая передается от человека к человеку. «12 обезьян», «28 дней спустя», «Репортаж», «Дитя человеческое» – это пугающе современная классика жанра, в котором правила игры давно устоялись: смертельный вирус оказывается на свободе и начинает убивать все живое. И пока кинотеатры закрываются, полки пустеют, люди поддаются панике, а врачи призывают сидеть дома – это ли не повод, не вставая с дивана, вспомнить кино об эпидемиях, где человечество впадает в ужас, ученым поручено найти лекарство, а носителям болезни нельзя чихать и кашлять. Одни скупают туалетную бумагу, другие запасаются гречкой, а кто-то берет фильм напрокат. А может, все само пройдет?

«Штамм Андромеда» (1971)

Кадр из фильма «Штамм Андромеда» (1971)

Роберт Уайз, режиссер классики «День, когда остановилась Земля», поставил фантастику, эстетически похожую на кубриковскую «Космическую одиссею». Однако рассказывает Уайз не о рождении сверхчеловека, а о смертельном микроорганизме, который военные обнаружили на упавшем спутнике. Превращая кровь в порошок, инопланетная зараза убивает жителей маленького городка. Всех, кроме старика и младенца. В подземных лабораториях ученым предстоит изучить космическую тварь, но время играет против человечества. «Штамм Андромеда» демонстрирует, что фантастика – не шутки. В фильме нет ни космических монстров, ни живых мертвецов. Правда, под конец история превращается в боевик, когда компьютер начинает обратный отсчет и зелеными лазерами расстреливает ученых, пытающихся остановить апокалипсис.

«Вторжение похитителей тел» (1978)

Кадр из фильма «Вторжение похитителей тел» (1978)

Параноидальный хоррор начинается с безобидной тишины, а заканчивается тревожным воплем. «Вторжение похитителей тел» по-прежнему является великолепной метафорой современной жизни. Историю о том, как людей поглощает инопланетянин, называют самым страшным американским фильмом 70-х годов. Оригинальная картина Дона Сигела точно попала в настроение антикоммунистической истерии, зато «Вторжение похитителей тел» – не только о мировоззрении той эпохи, страхе перед холодной войной и коммунизмом, а обо всем человечестве. Заражение, похожее на заговор, происходит тихо, незаметно, но всепоглощающе. Угроза – это ассимиляция во время сна, пока не видишь и не чувствуешь. Наряду с карпентеровским «Нечто», этот тревожный жутик о вторжении как потере души и тела является сокровищем мирового кинематографа.

Читайте также: 10 лучших фильмов ужасов ХХI века

«Обитель зла» (2002)

Кадр из фильма «Обитель зла» (2002)

Вспышки болезней давно являются источником вдохновения для авторов фантастики. И не только как повод, чтобы спровоцировать еще один зомби-апокалипсис, где человек покрывается гнойниками, из которых сочится кровь, а потом он превращается в ходячего мертвеца. «Обитель зла» – зомби-боевик о чуме, порожденной зловещей корпорацией, пионером военных технологий и медицины. Кто станет во главе борьбы против смертельного вируса? Милла Йовович в красном платье с пушкой в руках. Авторский боевик Пола У. С. Андерсона, продавшего душу «Umbrella», остается одним из популярнейших блокбастеров о пожирающих человечину зомби. Хотя настоящая угроза – не хищные твари, а богоподобный компьютер, который управляет судьбами застрявших в лабиринтообразной лаборатории.

«Безумцы» (2010)

Кадр из фильма «Безумцы» (2010)

Хоррор «на выживание» о зараженной американской провинции. Шериф и его беременная жена наблюдают, как один фермер, потом другой, а затем все горожане впадают в сумасшествие. Люди безумствуют, солдаты в противогазах отстреливают зараженных, город оцеплен, дороги перекрыты. Выясняется, что токсин попал в воду. Армия подтягивается слишком поздно, чтобы остановить распространение эпидемии, и военная операция превращается в хаос. «Безумцы» жестокие и кровавые, но это не просто ремейк фильма ужасов Джорджа Ромеро – это критика американской военной машины за искусственное создание угрозы, а затем использование грубой силы для истребления как опасных, так и невинных. Объявлен режим строжайшей секретности, власть скрывает правду, пресса молчит, а страх того, что сосед набросится с вилами, всегда будет живым. Здоровья и приятного просмотра!

«Последняя любовь на Земле» (2011)

Кадр из фильма «Последняя любовь на Земле» (2011)

В то время как большинство фильмов представляют экстремальные условия глобального уничтожения, «Последняя любовь на Земле» рисует картину реалистичнее. Мелодрама Дэвида Маккензи рассказывает печальную историю любви Юэна Макгрегора в образе ресторанного повара и Евы Грин в роли эпидемиолога, исследующего загадочную болезнь, которая лишает людей чувства вкуса, запаха, слуха и, наконец, зрения. Оба влюбленных героя постепенно становятся жертвами по-настоящему трагической эпидемии. Никто не знает, как остановить распространение заболевания, но жизнь продолжается. Люди впадают в истерику, отчаяние, ярость, страдая от голода, жадно съедая все, что видят, будь то цветы, мыло или сырая рыба. «Последняя любовь на Земле» – очень странный фильм о страхе одинокой смерти. Нигилистам не понравится.

Читайте также