«Назад в будущее» (1985)
Композиция «Back to the Future»
С режиссером Робертом Земекисом Алана Сильвестри связывают тесные творческие отношения. Во время работы над приключенческой лентой «Роман с камнем» (1984) Земекис попросил Сильвестри, тогда еще только начинавшего карьеру кинокомпозитора, написать энергичную музыку для сцены, в которой герои Майкла Дугласа и Кэтлин Тернер спасаются бегством от бандитов, пробираясь сквозь дикие джунгли. Композиция, получившая название «Escape In The Little Mule», так впечатлила режиссера, что он доверил Сильвестри написать оригинальный саундтрек. Впоследствии Алан Сильвестри стал постоянным композитором Земекиса, сочинив музыку ко всем его картинам, которые были созданы после «Романа с камнем».
Одна из самых запоминающихся работ Сильвестри среди тех саундтреков, что он написал для фильмов Роберта Земекиса, – его музыка к фантастико-приключенческой комедии «Назад в будущее» (1985). Композиция «Back to the Future», название которой повторяет название картины, входит в число самых популярных и узнаваемых лейтмотивов в истории кино. В ней присутствуют необходимые драйв и напряжение, поэтому она отлично ложится на действия, которые происходят в развязке фильма, где герой Кристофера Ллойда, Док, взбирается на башню с часами, чтобы соединить кабеля, которые разомкнулись из-за упавшего дерева. Динамичная музыка Сильвестри, пропитанная авантюрным духом картин Стивена Спилберга об искателе приключений Индиане Джонса (в этом нет ничего удивительного, ведь Спилберг выступил исполнительным продюсером «Назад в будущее»), делает этот эпизод по-настоящему захватывающим. В двух продолжениях, которые вышли в 1989 и 1990 годах соответственно, эта мелодия тоже использовалась в ключевых сценах, став таким образом основной музыкальной темой франшизы.
«Хищник» (1987)
Композиция «Jungle Trek»
После работы над саундтреком «Назад в будущее» (1985), который полюбился не только Роберту Земекису, но и зрителям, об Алане Сильвестри стали говорить как о перспективном и талантливом кинокомпозиторе. Сильвестри был завален предложениями от режиссеров, которые хотели, чтобы он написал музыку к их проектам. Вскоре композитора пригласил поработать над саундтреком своей новой картины – фантастического экшена «Хищник» – постановщик Джон МакТирнан, который на тот момент еще не был так известен (на счету режиссера легендарного «Крепкого орешка» (1988) тогда числился только детективный триллер «Кочевники» (1985) с Пирсом Броснаном). Сильвестри написал для боевика о столкновении группы американских коммандос с инопланетным монстром эффектную и запоминающуюся музыку, в которой хватает всего – динамики, драматизма и напряжения. Доказательством тому служит композиция под названием «Jungle Trek», которая сопровождает сцену пальбы отряда спецназа по Хищнику, ставшему невидимым. Отчаявшиеся военные стреляют по джунглям в надежде убить чудовище. Тревожная музыка Сильвестри блестяще передает тот первобытный страх перед неизвестным, который испытывают герои фильма в этом эпизоде.
«Бездна» (1989)
Композиция «The Pseudopod»
Одной из самых удачных работ Алана Сильвестри на начальном этапе его карьеры стал саундтрек к фантастическому триллеру Джеймса Кэмерона «Бездна». Музыка фильма получилась волнующей, подчеркивающей общую атмосферу таинственности. Также в ней прослеживаются черты, характерные для проектов Спилберга (Сильвестри выбрал оригинальный способ поблагодарить человека, которому он многим обязан) о внеземной жизни («Близкие контакты третьей степени», «Инопланетянин»), а именно беспокойство, которое очень скоро превращается в детское любопытство. В этом можно убедиться на примере композиции «The Pseudopod», которая звучит в сцене первого контакта сотрудников подводной научно-исследовательской станции с инопланетной формой жизни. Сначала героев охватывает паника и страх, так как они не знают, чего ожидать от посетивших их пришельцев. Именно поэтому играет тревожный саундтрек. Вскоре после того, как становится понятно, что инопланетяне не представляют для людей угрозы, музыка приобретает легкий и даже озорной характер.
Читайте также: 20 фильмов с отличными саундтреками
«Форрест Гамп» (1994)
Композиция «Run Forrest Run»
Оригинальный саундтрек, написанный Сильвестри для другого культового детища Роберта Земекиса, драмеди «Форрест Гамп» с великолепным Томом Хэнксом, является, пожалуй, самой теплой и душевной работой композитора. Лиричная музыкальная тема «Run Forrest Run» («Беги, Форрест, Беги!», как нетрудно догадаться, она играет в сценах, где титульный герой бежит) проходит через весь фильм. Она обладает невероятной жизненной энергией, а ее духоподъемный тон, выражающийся в бодром и одновременно умиротворенном звучании, лишний раз подчеркивает основной смысл картины: бежать нужно навстречу жизни, но никак не от нее.
«Стюарт Литтл» (1999)
Композиция «Boat Race»
Музыка Алана Сильвестри, сочиненная им к семейной картине «Стюарт Литтл» режиссера Роба Минкоффа, выполнена в лучших традициях его саундтреков, которые он создал для фильмов Роберта Земекиса. Она энергичная, игривая и очень эмоциональная. Оценить ее по достоинству можно в захватывающей сцене парусных гонок, во время которой играет композиция под довольно очевидным названием «Boat Race» («Гонки на лодках»), насыщенная духом приключений и драйвом.
«Мексиканец» (2001)
Композиция «The Mexican»
Саундтрек Алана Сильвестри к остросюжетной криминальной комедии Гора Вербински «Мексиканец» уникален тем, что в нем используются элементы стиля мариачи, мексиканской народной инструментальной музыки. В уморительной сцене, где Брэд Питт допрашивает одного из членов мексиканской мафии, композитор ловко накладывает одну тему поверх другой. По сути, происходит слияние двух разных по своей национальной специфике подходов к созданию саундтрека – американского, где важно правильно угадать настроение, царящее на экране, чтобы затем точно передать его зрителю, и мексиканского, где музыка задает тон всему действию. В результате получается удивительная, абсолютно ни на что не похожая композиция.
«Ван Хельсинг» (2004)
Композиция «Journey to Transylvania»
В «Ван Хельсинге», масштабном кроссовере легендарных монстров студии Universal (Дракула, Человек-волк и чудовище Франкенштейна), Сильвестри часто использует тревожную музыку, призванную заставить зрителя нервничать. Однако самой эффектной и запоминающейся композицией здесь является динамичный трек под названием «Journey to Transylvania» («Путешествие в Трансильванию»). Его энергичный ритм и эпический тон отлично подходят бойкой экшен-сцене сражения Ван Хельсинга с невестами Дракулы.
Читайте также: Любимые фильмы 10 известных режиссеров
«Ночь в музее» (2006)
Композиция «Where's Rexy?»
Для приключенческого семейного фильма «Ночь в музее» Алан Сильвестри написал музыку, в которой нашлось место не только чудесной атмосфере волшебства, но и чувству взволнованности (которого, кстати, уже были лишены его саундтреки к двум продолжениям картины). Все дело в том, что в первой части зритель, как и главный герой ленты в исполнении бесподобного Бена Стиллера, не знает, чего ожидать от музейных экспонатов, которые оживают по ночам. Именно этот элемент неожиданности, который нашел отражение в беспокойной музыке, и заложил в эпизод с приручением гигантского скелета тираннозавра Рекси композитор.
«Первому игроку приготовиться» (2018)
Композиция «Why Can’t We Go Backwards?»
Изначально саундтрек для фантастического блокбастера Стивена Спилберга «Первому игроку приготовиться» должен был подготовить композитор Джон Уильямс. Однако из-за того, что Уильямс был занят в другом проекте, его в итоге заменил Алан Сильвестри. В ленте, где собрано множество ярких отсылок к массовой культуре, звучит много популярных кинотем, в том числе и музыка из «Назад в будущее». Перед композитором стояла непростая задача: сделать так, чтобы узнаваемые лейтмотивы из культовых фильмов (например, жуткая заглавная тема из «Сияния» Стэнли Кубрика) гармонично вписывались в оригинальный саундтрек картины Спилберга. Сильвестри удалось найти правильный баланс между «старым» и «новым», поэтому его музыка к «Первому игроку приготовиться» не выглядит нагромождением одного на другое. Она размеренна и точна в своей подаче. Лучшего всего это ощущается в сцене, где главный герой, Парсифаль, выигрывает виртуальную гонку, потому что решает поехать назад, а не вперед, как другие участники. Известные музыкальные мотивы из таких фильмов, как «Парк Юрского периода» (1993), «Кинг Конг» (2005) и «Назад в будущее» (1985) в данном случае служат лишь сопровождением для динамичной композиции Сильвестри под названием «Why Can’t We Go Backwards?» («Почему нельзя поехать назад?»), которая задает ритм всему происходящему на экране экшену.
«Мстители: Финал» (2019)
Композиция «Portals»
Для кульминационного эпизода Третьей фазы Кинематографической вселенной Marvel – грандиозного супергеройского блокбастера «Мстители: Финал» – Алан Сильвестри написал эпичную (под стать фильму, так сказать) композицию под названием «Portals». Она стала расширенной версией заглавной темы «The Avengers» из первой части «Мстителей» (2012), сочиненной им же. Композиция играет в ключевой сцене картины, когда вернувшиеся из небытия члены команды Мстителей начинают по очереди выходить из магических порталов, которые создал Доктор Стрэндж, чтобы сразиться с армией межгалактического злодея Таноса. Появление каждого из персонажей сопровождается торжественной музыкой, которая затихает буквально на несколько секунд, чтобы Капитан Америка смог произнести теперь уже легендарную фразу: «Мстители, к бою!». Следующая за этим продолжительная экшен-сцена представляет собой своеобразную батальную симфонию, дирижером которой выступает Алан Сильвестри.