20 марта на стриминговой платформе Apple TV+ состоялся релиз биографической драмы «Банкир» Джорджа Нолфи, ведущие роли в которой исполнили Энтони Маки, Сэмюэл Л. Джексон и Николас Холт. Разбираемся в нашей рецензии, какой получилась лента о сложном пути первых афроамериканских банкиров в 1960-х годах.
Платформа Apple TV+ пока никак не может сравниться с ведущими стримингами ни по количеству и разнообразию контента, ни в стабильности выпуска интересных новинок и настоящих хитов. И все же крохотная база платформы ежемесячно, пускай все еще маленькими порциями, пополняется новыми проектами. Среди них даже иногда мелькают любопытные релизы. В марте, например, важнейшей новинкой Apple TV+ стала биографическая драма «Банкир» от известного зрителям преимущественно по научно-фантастическому триллеру «Меняющие реальность» режиссера Джорджа Нолфи. На ведущих ролях задействованы такие известные актеры, как Энтони Маки, Сэмуэл Л. Джексон и Николас Холт.
Сюжет байопика «Банкир» развивается в 60-х годах XX века и рассказывает о Бернарде Гарретте и Джо Моррисе. Через тернии реалий американского общества тех лет – преимущественно через расовую сегрегацию во всех ее омерзительных юридических и социальных выражениях – они проложили себе дорогу в большой бизнес, став одними из первых афроамериканских предпринимателей-банкиров. Ради достижения цели и открытия этого пути для будущих бизнесменов с темным цветом кожи им, правда, пришлось воспользоваться помощью белого рабочего. Он стал для них подставным лицом и впоследствии партнером для официальных переговоров и сделок…
Казалось бы, «Банкир» – очередная история успеха, перенесенный на экран пример достижения американской мечты вопреки преградам и невзгодам. Однако картина Нолфи представляет не совсем стандартную подкатегорию таких историй, напоминая, что для некоторых американская мечта работает по другим, намного более сложным и жестоким правилам. Проблема расового неравенства, до сих пор в некотором роде актуальная для американского общества, рассматривается в данном случае на примере человека, бросившего ей вызов и в глобальном смысле все-таки одержавшего на одном из фронтов сражений с этой несправедливостью победу, которая открыла следующим поколениям афроамериканцев путь в банковскую сферу. Однако это не история о принцах в сверкающих доспехах. Авторы фильма показывают, что существующие реалии того времени не оставили героям другого выбора в попытках достичь поставленной цели и вынудили их прибегнуть к некоторой хитрости. При этом Фемида (а точнее, те, кто представляли ее интересы в ходе судебных разбирательств) в данном случае оказалась восприимчива к их цвету кожи и закрыла глаза на критичные обстоятельства.
Крепкую основу в виде уникальной реальной истории авторы облекают в довольно средний сценарий, который не отличается особыми изысками, вроде действительно живых диалогов (к слову, на Apple TV+ доступны русские субтитры) или глубокого рассмотрения персонажей и их внутреннего мира. Отчасти простоту материала украшает крепкий актерский состав, в котором ударно выступили сыгравший Бернарда Гарретта Энтони Маки, исполнивший партнера ведущей парочки, Мэтта Стэйнера, Николас Холт и в особенности Сэмюэл Л. Джексон в образе Джо Морриса. Более-менее одушевляют ленту исключительно их актерские работы, однако и их оказывается недостаточно, чтобы картина по-настоящему ожила.
Простоте сценария вторит сдержанная и лишенная особых красок работа постановщика Джорджа Нолфи. Режиссер фильма «Банкир» не предлагает интересных решений и не привносит в материал своего видения, из-за чего фильм кажется пресным. На тему расового вопроса в США было снято немало талантливых кинолент и сериалов, в том числе по реальным событиям, как недавнее пронзительное и эмоциональное ТВ-шоу «Когда они нас увидят» от Netflix. На его фоне «Банкир» выглядит откровенно заурядно.
В итоге по-своему уникальная реальная история не вызывает того мощного эффекта, который должна была вызвать, будь лента талантливее прописана и мастерски поставлена. «Банкир» – простенький, в чем-то даже примитивный байопик, который не становится громким высказыванием на тему расового неравенства и борьбы за права вопреки тяжелейшим обстоятельствам. Воспринимается он, скорее, как в лучшем случае сносный, но вовсе не обязательный для просмотра контент для стриминговой платформы. Чтобы сформировать и расширить аудиторию, Apple TV+, явно потребуется что-то намного более мощное.