Для быстрого поиска начните вводить запрос

​Nine Inch Nails «Ghosts V: Together» и «Ghosts VI: Locusts»: Эмбиент сложных времен

Всеволод Баронин о том, как звучат «неожиданные» инструментальные альбомы Трента Резнора и Аттикуса Росса.
31 марта 2020 0
Аттикус Росс и Трент Резнор
Аттикус Росс и Трент Резнор

Когда артист обретает статус звезды, то уже не имеет значения, какая музыка будет представлена на его альбомах, тем более для его поклонников. А раз звезда – то и далеко не только поклонники обратят на новый материал внимание, и публикации о новой музыке появятся во вполне мейнстримовых СМИ. Поскольку лидер одних из ярчайших первопроходцев американского поп-индастриала Nine Inch Nails Трент Резнор пребывает в звездном статусе с 1994 года, он может продавать как минимум своим соотечественникам какие угодно звуки и созвучия. А что вы хотите – звезда той музыки, которую в широких слушательских массах называют «электронной»!

А дело-то не только в статусе: ключевое понятие, определившее успех Трента и Nine Inch Nails – «электронная музыка». С самого своего рождения в конце 60-х электронная музыка или все, что понималось под ней, от аранжировок мировой классики для клавишного синтезатора до технологичного, но мелодически примитивного электронного диско Джорджо Мородера, не говоря уж о техно или эмбиенте, автоматически считалась искусством для умных. Почему так – очевидно, по причине интуитивного восхищения человека новыми технологиями и сложности электронной схемотехники для рядового обывателя. Очень приятно осознавать себя персонажем из какого-то непонятного будущего, примерно из XXV-XXVII веков, внимая музыке, созданной и записанной без единого акустического инструмента. Какими будут эти инструменты, от справляющего в этом году вековой юбилей терменвокса до ультрасовременных клавишных рабочих станций производства всемирно признанных брендов – вообще неважно. По существу, уже к середине 70-х, практически безо всякой помощи шоу-бизнеса, в головах широкой аудитории сложилось интересное уравнение, имеющее слабое отношение к действительности, но мощное до необычайности: электронная музыка означает необычайный ум ее слушателей.

Сделать слушателю вот такой огромный комплимент – это всегда ко времени, но еще уместнее было сделать его в 1994 году, когда Nine Inch Nails со своим вторым альбомом «The Downward Spiral» объяснили заокеанскому слушателю, что на смену гранжу идут другие звуки – и не обязательно гитарные. То есть и гитарные тоже, но обработанные электроникой до полной непохожести на что-либо… Конечно, не одной Америке и только Трент Резнор и его коллеги показали, что электронная музыка может быть злой и актуальной, но именно они стали исполнять подобный материал с расчетом на широчайшую аудиторию. Все последующее – плоды медиа-взаимодействий группы с аудиторией, в том числе и высочайший статус Nine Inch Nails во всем мире, нисколько не умалившийся до сих пор.

Но статус – это одно, а музыкальный прогресс Nine Inch Nails – совсем другое. Как показал последний альбом группы «Bad Witch» (2018), Nine Inch Nails, сократившиеся ныне до дуэта Трента и мультиинструменталиста Аттикуса Росса, стали крайне минималистичным и мизантропичным составом, в музыке которого кое-где еще проскакивают рок-н-ролльные ритмические идиомы, но по части настроений – там тьма кромешная. Что не мешает, конечно, Тренту, как и любому серьезному электронному музыканту, хранить в своих архивах немало рабочих вариантов финальных треков и просто набросков к ним. В нужный момент их всегда можно обнародовать, приподняв, пафосно выражаясь, занавес над секретами своей творческой мастерской. Что Nine Inch Nails сейчас и проделали во второй раз за свою карьеру.

«Музыка – неважно, слушаете ли вы ее, думаете о ней или создаете ее – всегда помогает нам справиться с любыми обстоятельствами, хорошими или плохими». Так Трент и Аттикус объяснили причину совершенно неожиданного явления на свет бесплатных цифровых альбомов «Ghosts V: Together» и «Ghosts VI: Locusts» – понятно, что речь идет о нынешней пандемии коронавируса. Обе этих работы стали продолжением аналогичного инструментального сборника «Ghosts I-IV» (2008), представившего 36 нумерованных треков, изначально являвшихся набросками и рабочими версиями к альбому «Year Zero» (2007).

В смысле концепции две новых части «Ghosts» от предшественника не отличаются ничем: это материал, из которого изгнаны даже малейшие ритмические намеки на дарк-электро – именно таким, не самым подходящим, термином заокеанские эксперты величают современное творчество Nine Inch Nails. Строго говоря, перед нами 23 трека, безупречно выдержанных в стилистике мрачного эмбиента – восемь на «Ghosts V…» и 15 на «Ghosts VI…». Вечно сомневающиеся могут спросить – а зачем было делить программу на два альбома? Вероятно, точный ответ знает только Трент, но и мы по первому же знакомству с материалом можем сделать выводы: на «…Together» представлены звучащие как саундтрек к неснятому фильму тревожные «звуковые ландшафты» без особого музыкального развития, но в «…Locusts» картина совершенно иная. Конкретно говоря, на нем Трент ударился в минималистическую условно фортепианную музыку, где драматизм определяется не только избранным сэмплом синтезатора, но именно игрой исполнителя как пианиста. Интересно, что большинство пьес «…Locusts» обнаруживают изрядное сходство с полуавангардным условно джазовым материалом, издаваемым знатной немецкой фирмой ECM, девиз которой гласит: «ECM: next sound to silence» («ECM – ближайший звук к тишине»). Пьесы с «…Locusts» с чудесными названиями, вроде «The Cursed Clock» или «Another Crashed Car», и вправду обладают известным зарядом внутреннего позитивизма, на который так надеется в своих немалословных комментариях к релизу Трент Резнор.

Примечательно, что музыкант всячески напирает на позитивность именно «…Locusts» и на его нужность слушателю в наше «смутное время». Все верно, не смурные же звуки с «…Together» ради оптимизма слушать. И, хотя подобные эмбиентные альбомы из ауттейков основных записей не то, что шедеврами, но и необходимыми дополнениями к дискографии Nine Inch Nails назвать очень сложно, альтруизм Трента не может не обрадовать. Пара дармовых альбомов от несомненной звезды – всем бы так нынче поступать.



В центре внимания

Поделитесь с друзьями