Пандемия коронавируса – плохое время для поп- и рок-музыки. Не говоря уже про отмены фестивалей и концертных туров, серьезные переносы сроков издания альбомов следуют один за другим. Но есть и исключения: когда артист уже по-настоящему велик в мировом масштабе, его популярность может противостоять даже напастям планетарного размаха. Именно такая история приключилась с действительно долгожданным, в том числе благодаря разумной пиар-кампании издателя, девятым студийным альбомом финских мастеров симфо-метала Nightwish. Но дело не только в интересе издателей и реально существующем гигантском успехе группы. Перед нами – не просто первая действительно концептуальная работа Nightwish за всю историю коллектива, но и второй ее революционный альбом в смысле ухода от собственных клише.
Но лучше отвлечься и от коронавируса, и даже частично от мирового стадионного успеха Nightwish, и рассматривать альбом «Human. :II: Nature.» в рамках мирового музыкального процесса двух последних десятилетий. Что даже важнее, при этом не надо забывать собственно историю Nightwish как группы с широчайшей фэнской аудиторией – воистину, музыке группы клавишника и композитора Туомаса Холопайнена все народы и возрасты покорны. А раз так, то Туомас и коллеги имеют полное право на смелые артистические шаги – как ни пафосно это звучит, предпринимаемые не ради собственного музыкального и финансового прогресса, но ради поднятия культурного, и даже, вероятно, мировоззренческого уровня своей аудитории. Причем, если как следует вспомнить историю Nightwish, то можно понять, что маленькие шажки в подобном направлении делались группой на всех без исключения альбомах, но действительно «гигантских прыжков» в таком смысле на сегодняшний день всего два. «Human. :II: Nature.» – второй из них.
Посему имеет смысл вспомнить, каким же был первый «гигантский прыжок» – им оказался дебют в составе Nightwish шведской вокалистки Аннеты Ользон «Dark Passion Play» (2007), на котором группа фактически родилась заново. В конце концов, причиной изгнания из команды своенравной дивы Тарьи Турунен был не только ее комплекс примадонны и скучноватые вокальные данные… Нет, Туомас прекрасно понимал, что с Тарьей его группа обречена на пусть звездный, но застой. И потому – смена певицы и… лишение финансирования издателей. В это трудно поверить, но запись «Dark Passion Play», обошедшуюся примерно в полмиллиона евро (!), музыканты и их менеджмент оплачивали из собственных карманов. Но такая самоуверенность стоила всех рисков – с тем удивительно музыкальным альбомом Nightwish перетянули на свою сторону всех тех, кто рассматривал группу просто как творцов несложных поп-металлических мини-опер. В результате за океаном на Nightwish даже начали навешивать ярлык прогрессив-металлистов. Сейчас история повторилась – Туомас Холопайнен не мог не понимать, что прекрасный коммерческий успех альбома «Endless Forms Most Beautiful» (2015), первой работы состава с голландской вокалисткой Флор Янсен (экс-ReVamp и After Forever) не очень-то соответствует уровню собственно музыкального материала. Понадобился новый решительный шаг – и он был сделан.
«Human. :II: Nature.» – это нередкий в дискографии групп с именем и «не-нишевой» популярностью, в который музыканты вкладывают все свои знания о музыке и все свои симпатии. Даже поверхностное знакомство с новинкой выдает подлинную страсть Туомаса-композитора к американской киномузыке и мюзиклу. На альбоме не сыскать привычных для группы монотонных «почти хитовых» пьес в усредненной стилистике металлизированного симфонически аранжированного европопа 80-х, напоминающих нашему слушателю о родной группе «Мираж». В числе источников вдохновения Туомаса сейчас нужно назвать также американский «большой» полусимфонический нью-эйдж в духе творений Дэвида Аркенстоуна конца 90-х – начала 2000-х годов и альбомы американского же проекта Trans-Siberian Orchestra, что более всего заметно в замыкающем песенную программу помпезном номере «Endlessness».
При таких неожиданных музыкальных параллелях как минимум пять первых пьес альбома скроены по единому лекалу – в них равным образом скомбинирован симфонический нью-эйдж пополам с киномузыкой, а также партии атмосферного фортепиано и очень аккуратное, по-другому не скажешь, пение Флор Янсен. В эту комбинацию очень хорошо вписываются самые общеупотребительные фолк-мелодии и очень уместные в таком контексте волынки и флейты Троя Донокли. Громкие же гитары и ритм-секция присутствуют там только эпизодически, но и до конца альбома (кроме уже упомянутого трека «Endlessness») они опять же не выводятся в миксе на передний план. Очень интересно, как подобный материал будет исполняться группой на концертах… Выход за подобные пределы на альбоме, по сути, только один – мрачная мелодраматическая пьеса «Tribal», построенная на в меру экзотических рисунках ритм-секции и несколько заполошном вокале Флор.
Ну а что же концепция альбома, вынесенная нами в заголовок? Тут даже ни о чем не нужно догадываться. Музыканты и их издатели рассказали все заранее: «Human. :II: Nature.» повествует о взаимоотношении человека и сил природы, и даже шире – планеты Земля. Последние восемь номеров альбома – это «любовное послание к нашей планете», «All The Works Of Nature Which Adorn The World», идеальный саундтрек для релаксации, к тому же изрядно расширяющий представления рядового слушателя об амбициях и композиторских способностях Туомаса Холопайнена. Конечно, попыток создать концептуальный альбом «про все» не счесть. Но одно дело, когда этим занимаются музыканты с культовой популярностью (вроде шведов Pain Of Salvation), и совсем другое, если за дело берется группа, которую знают почти все. Вот в этом случае подобная гуманистическая концепция может быть донесена почти до каждого жителя Земли.
Воистину, новейшая работа Nightwish не только расширяет горизонты познания ее поклонников, но и просто является очень смелой и необычной записью прежде всего с чисто музыкальной точки зрения. Можно надеяться, что любителей называть Nightwish «симфо-металлической группой» сейчас сильно поубавится, поскольку «Human. :II: Nature.» – это редкий образец умного рок-мейнстрима без конкретной географической и стилистической привязки. А самого Туомаса Холопайнена и его команду можно только поздравить с тем, что они записали один из своих несомненно лучших альбомов (и уж точно самый разнообразный) за всю карьеру, попутно задав реально труднодостижимый стандарт для массы последователей.