Для быстрого поиска начните вводить запрос

​Nightwish «Human. :II: Nature.»: Концепт обо всем, для всех и вовремя

По-настоящему смелый и революционный альбом для группы.
10 апреля 2020 0
Обложка альбома ​Nightwish «Human. :II: Nature.»
Обложка альбома ​Nightwish «Human. :II: Nature.»

Пандемия коронавируса – плохое время для поп- и рок-музыки. Не говоря уже про отмены фестивалей и концертных туров, серьезные переносы сроков издания альбомов следуют один за другим. Но есть и исключения: когда артист уже по-настоящему велик в мировом масштабе, его популярность может противостоять даже напастям планетарного размаха. Именно такая история приключилась с действительно долгожданным, в том числе благодаря разумной пиар-кампании издателя, девятым студийным альбомом финских мастеров симфо-метала Nightwish. Но дело не только в интересе издателей и реально существующем гигантском успехе группы. Перед нами – не просто первая действительно концептуальная работа Nightwish за всю историю коллектива, но и второй ее революционный альбом в смысле ухода от собственных клише.

Но лучше отвлечься и от коронавируса, и даже частично от мирового стадионного успеха Nightwish, и рассматривать альбом «Human. :II: Nature.» в рамках мирового музыкального процесса двух последних десятилетий. Что даже важнее, при этом не надо забывать собственно историю Nightwish как группы с широчайшей фэнской аудиторией – воистину, музыке группы клавишника и композитора Туомаса Холопайнена все народы и возрасты покорны. А раз так, то Туомас и коллеги имеют полное право на смелые артистические шаги – как ни пафосно это звучит, предпринимаемые не ради собственного музыкального и финансового прогресса, но ради поднятия культурного, и даже, вероятно, мировоззренческого уровня своей аудитории. Причем, если как следует вспомнить историю Nightwish, то можно понять, что маленькие шажки в подобном направлении делались группой на всех без исключения альбомах, но действительно «гигантских прыжков» в таком смысле на сегодняшний день всего два. «Human. :II: Nature.» – второй из них.

Посему имеет смысл вспомнить, каким же был первый «гигантский прыжок» – им оказался дебют в составе Nightwish шведской вокалистки Аннеты Ользон «Dark Passion Play» (2007), на котором группа фактически родилась заново. В конце концов, причиной изгнания из команды своенравной дивы Тарьи Турунен был не только ее комплекс примадонны и скучноватые вокальные данные… Нет, Туомас прекрасно понимал, что с Тарьей его группа обречена на пусть звездный, но застой. И потому – смена певицы и… лишение финансирования издателей. В это трудно поверить, но запись «Dark Passion Play», обошедшуюся примерно в полмиллиона евро (!), музыканты и их менеджмент оплачивали из собственных карманов. Но такая самоуверенность стоила всех рисков – с тем удивительно музыкальным альбомом Nightwish перетянули на свою сторону всех тех, кто рассматривал группу просто как творцов несложных поп-металлических мини-опер. В результате за океаном на Nightwish даже начали навешивать ярлык прогрессив-металлистов. Сейчас история повторилась – Туомас Холопайнен не мог не понимать, что прекрасный коммерческий успех альбома «Endless Forms Most Beautiful» (2015), первой работы состава с голландской вокалисткой Флор Янсен (экс-ReVamp и After Forever) не очень-то соответствует уровню собственно музыкального материала. Понадобился новый решительный шаг – и он был сделан.

«Human. :II: Nature.» – это нередкий в дискографии групп с именем и «не-нишевой» популярностью, в который музыканты вкладывают все свои знания о музыке и все свои симпатии. Даже поверхностное знакомство с новинкой выдает подлинную страсть Туомаса-композитора к американской киномузыке и мюзиклу. На альбоме не сыскать привычных для группы монотонных «почти хитовых» пьес в усредненной стилистике металлизированного симфонически аранжированного европопа 80-х, напоминающих нашему слушателю о родной группе «Мираж». В числе источников вдохновения Туомаса сейчас нужно назвать также американский «большой» полусимфонический нью-эйдж в духе творений Дэвида Аркенстоуна конца 90-х – начала 2000-х годов и альбомы американского же проекта Trans-Siberian Orchestra, что более всего заметно в замыкающем песенную программу помпезном номере «Endlessness».

При таких неожиданных музыкальных параллелях как минимум пять первых пьес альбома скроены по единому лекалу – в них равным образом скомбинирован симфонический нью-эйдж пополам с киномузыкой, а также партии атмосферного фортепиано и очень аккуратное, по-другому не скажешь, пение Флор Янсен. В эту комбинацию очень хорошо вписываются самые общеупотребительные фолк-мелодии и очень уместные в таком контексте волынки и флейты Троя Донокли. Громкие же гитары и ритм-секция присутствуют там только эпизодически, но и до конца альбома (кроме уже упомянутого трека «Endlessness») они опять же не выводятся в миксе на передний план. Очень интересно, как подобный материал будет исполняться группой на концертах… Выход за подобные пределы на альбоме, по сути, только один – мрачная мелодраматическая пьеса «Tribal», построенная на в меру экзотических рисунках ритм-секции и несколько заполошном вокале Флор.

Ну а что же концепция альбома, вынесенная нами в заголовок? Тут даже ни о чем не нужно догадываться. Музыканты и их издатели рассказали все заранее: «Human. :II: Nature.» повествует о взаимоотношении человека и сил природы, и даже шире – планеты Земля. Последние восемь номеров альбома – это «любовное послание к нашей планете», «All The Works Of Nature Which Adorn The World», идеальный саундтрек для релаксации, к тому же изрядно расширяющий представления рядового слушателя об амбициях и композиторских способностях Туомаса Холопайнена. Конечно, попыток создать концептуальный альбом «про все» не счесть. Но одно дело, когда этим занимаются музыканты с культовой популярностью (вроде шведов Pain Of Salvation), и совсем другое, если за дело берется группа, которую знают почти все. Вот в этом случае подобная гуманистическая концепция может быть донесена почти до каждого жителя Земли.

Воистину, новейшая работа Nightwish не только расширяет горизонты познания ее поклонников, но и просто является очень смелой и необычной записью прежде всего с чисто музыкальной точки зрения. Можно надеяться, что любителей называть Nightwish «симфо-металлической группой» сейчас сильно поубавится, поскольку «Human. :II: Nature.» – это редкий образец умного рок-мейнстрима без конкретной географической и стилистической привязки. А самого Туомаса Холопайнена и его команду можно только поздравить с тем, что они записали один из своих несомненно лучших альбомов (и уж точно самый разнообразный) за всю карьеру, попутно задав реально труднодостижимый стандарт для массы последователей.

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.


В центре внимания

Поделитесь с друзьями