Премьера сериала «50 штатов страха» состоялась 13 апреля. К настоящему моменту вышло 14 эпизодов, которые рассказывают 5 абсолютно разных историй, каждая длится от 2 до 3 серий. Отметим, что один эпизод в этом и других шоу Quibi идет не больше 10 минут.
Такой «короткий» формат идеально подходит для баек. Если вам понравились, например, «Страшные истории для рассказа в темноте», то «50 штатов страха» станет скромным, но приятным «дополнением». Только вот в этом сборнике жутиков сделали акцент на крови и жестокости, чего нет в почти сказочных «Страшных историях для рассказа в темноте». Стоит учитывать.
Формат коротких баек работает не только благодаря ограничению по времени (обеспечивает емкость и насыщенность событиями), но и подходом к повествованию. Эти страшные городские легенды мы узнаем из уст очевидцев необъяснимого или же, например, знакомых главных героев. Рассказчики делятся информацией во время интервью или на допросе. А за событиями одной из историй мы и вовсе наблюдаем через камеры уличного наблюдения и приборы наблюдения полиции.
Не обходится без ярких словечек, которые точно передают настроение и заставляют с интересом слушать, что же эти люди скажут дальше. Речь о громких фразах рассказчиков, которые подчеркивают драматизм и ужас произошедшего. Обычный жутик благодаря таким «наводкам» превращается в атмосферные посиделки. Мы как бы наблюдаем за событиями со стороны, в качестве тех же очевидцев. Авторы ведут прямой разговор со зрителями через этих персонажей. Но когда в «закадровых» сценах-интервью тоже начинает твориться что-то подозрительное – зритель мгновенно становится частью истории.
Одним из сценаристов ленты выступает мастер трэша и ужаса Сэм Рэйми, его влияние на проект очевидно. Создатель «Зловещих мертвецов» и «Затащи меня в Ад», как и ожидалось, насытил сериал сценами с фонтанами крови, жутким зомби, расчлененкой и безумными моментами с ножами и топорами, которые кромсают здесь налево и направо. Мистические существа и таинственные незнакомцы свирепы и ужасны – это выражается не только в том, что и как они делают, но и в том, какой ужас они внушают. Их образы созданы по принципу «много – лучше», чтобы сразу было ясно, кого надо бояться. Мерзкая гниль, пугающие клыки, громоздкие шлемы и наряды воинственных молчаливых убийц – классические элементы хорроров собраны в самых наглядных проявлениях.
Очевидно, что для столь скромного проекта Рэйми не стал выкладываться на 100%. Зрелище безумное, но не слишком. Хаос на месте, но не бьет по нервам. И все же ужаса достаточно, чтобы проекту хватало жизни и красок. Скучно не будет. Хотя это и в принципе невозможно, за 10-то минут просмотра.
Читайте также: 10 фильмов ужасов, основанных на реальных событиях
Некоторые эпизоды могут зацепить поклонников Стивена Кинга. Особенно в его духе вторая история. Таинственный клубок бечевки необъятных размеров скрывает внутри себя нечто зловещее, а город с этой диковинкой в качестве главной достопримечательности населен уж очень подозрительными, хотя и на первый взгляд милыми жителями. По духу сериал в чем-то схож с, например, «Кладбищем домашних животных» или «Мглой».
Однако расставляем точки над i: крепкого хоррора с душераздирающей драмой и мощными эмоциями здесь нет. Эмоции на поверхности, идеи просты, подтекста нет. Быстрое «чтиво», которое пролистываешь без особого желания окунуться в происходящее с головой, чтобы разобраться в тайнах. Во время просмотра не покидает ощущение, будто есть какое-то еще главное «хоррор-блюдо», а это лишь легкий «перекус». И дело здесь не в хронометраже – существует множество короткометражек вроде «И гаснет свет» и «Груза», которые работают лучше. Зато проект отлично справляется с «экспресс- доставкой» ужаса. Эдакие «Байки из склепа» для современного зрителя, которому иногда нужен быстрый всплеск эмоций.
На поверку некоторым историям так и не хватает размеренности, повествование разворачивается слишком суматошно. А ведь это же байки – тут надо каждое «слово» растягивать, чтобы привлечь внимание «слушателя». Встречаются и более сбалансированные «легенды», для создания которых авторы выбрали приятный, относительно неспешный темп. Страшилку в этих сериях бережно собирают по деталям, и за этим любопытно наблюдать. Понятно, что над сериями работали разные люди – однако такой разнобой оказывает плохую услугу для проекта в целом.
Тем не менее, зритель сполна получает желаемых шока и пугалок. Спасибо нужно сказать обилию жестких сцен и отсутствию затянутых пауз между активными действиями. Здесь много колоритных персонажей и необычных твистов, много удивительного и мерзкого. Ужас хоть и получился средний, хотя идеи приятно удивляют смелостью и неординарностью. Здесь нет банальных шаблонов о маньяках и призраках. Только хардкор. Пусть и упрощенный, но все же чудаковатый и дикий. Как физиономия Эша Уильямса из «Зловещих мертвецов».
Читайте также: 10 очень страшных комедий
Атмосфера у каждой истории своя. Этим и хорош формат антологии, что каждая серия – как отдельный мини-фильм. Места действий и реквизит помогают авторам еще ярче подать историю и нагляднее раскрывают героев. Жуткие экспонаты таксидермиста, старинные фотографии города с историей, сарай с массивными дверями и цепями, атрибуты сатанинских обрядов, мастерски сделанный золотой протез руки... Все на своих местах, все хочется рассмотреть.
В сериале друг на друга накладываются классические «детали» хорроров. Хриплое и свистящее дыхание за окном, которое сливается с ветром. Зловещее рычание. Прятки от монстров под одеялом или в маленьком темном помещении. «Игра на выбывание» в духе молодежных слэшеров с непременными «давайте разделимся» и «я сейчас вернусь». Индейское кладбище. Массовое исчезновение детей в тихом маленьком городке. Все это очень знакомо. Даже из-за слишком очевидных вещей раздражения не возникает. Это возвращает нас к тому, что перед нами эдакие посиделки с байками – а в таких историях обязательны свои традиционные приемы, которые наводят ужас и погружают в свою атмосферу. Набор таких «опций» никак не мешает восприятию, а даже создает некоторого рода «уют». Однако чрезвычайно ярким впечатлениям и восторгам тут точно нет места.
Актеры не выдают гениальных перформансов, но насыщенные эмоции показывают, что и требуется для рассказа шок-историй. А каст очень любопытный. Джеймс Рэнсон из дилогии «Синистер» и «Оно 2» стал центром внимания в пока что самой удачной и сбалансированной истории про упомянутого выше таксидермиста. А еще в первых эпизодах убегал от безумцев в лесу Эйса Баттерфилд из «Полового воспитания» и проводила осмотр «нехорошего места» во время патруля Денай Гарсиа из «Бойтесь ходячих мертвецов». В дальнейших сериях ждем Таиссу Фармигу, Рори Калкина и Кристину Риччи.
Сериал «50 штатов страха» со всеми своими плюсами и минусами выполняет свою главную функцию – дарит зрителю «быстрые» эмоции, которые шустро вспыхнут и так же скоро развеются. На хит не тянет. Тем не менее ярких безумных сцен, неординарных идей, вроде тех же золотой руки и клубка бечевки, и запоминающихся монстров вполне хватит, чтобы истории на какое-то время врезались в голову. С одной стороны, перед нами эдакое развлечение «на раз», которое не вызывает пылких чувств, повышенного интереса и дикого восторга. С другой стороны, авторы-чертяки сделали все для того, чтобы зрителей так и тянуло вернуться на эту карусель ужаса.