Для быстрого поиска начните вводить запрос

​Фильмы из будущего: мечтает ли кино о философии

Представим, что премьеру «Бегущего по лезвию» не отменили и поговорим о фантастике, где раскрываются темы легендарного киберпанка Ридли Скотта.
24 апреля 2020 0
Кадр из фильма «Бегущий по лезвию» (1982)
Кадр из фильма «Бегущий по лезвию» (1982)

Фантастика, по крайней мере в кино, сводится к двум вопросам: «чужие» хотят нас убить или спасти? А еще, что значит быть человеком? В этом жанре человечеству угрожают то смертельная зараза, то разумные роботы, то инопланетные твари. Зрители хотят и любят погружаться в фантастику, потому что она позволяет совершать завораживающие путешествия, исследовать странные миры, делать революционные открытия или заглядывать в будущее, которое из-за быстро развивающихся и переплетающихся технологий все труднее контролировать. Но только великий sci-fi, а точнее sci-phi, дает нам картину мира и самих себя, даже когда мы смотрим на что-то потустороннее.

Каждое десятилетие кинематограф демонстрирует новый взгляд на вечное: о теле и душе, памяти и сознании, жизни и смерти, переосмыслении времени и себя. Такое кино лежит на стыке искусства, философии и науки, где само понятие «человечности» остается загадкой. Кто-то справедливо спросит, почему здесь нет «Матрицы», «Терминатора», «Робокопа», «Интерстеллара», «Вспомнить все», «Космической одиссеи», «Призрака в доспехах», «12 обезьян», «Из машины», «Особого мнения», «Метрополиса», «Искусственного разума» и «Бегущего по лезвию». В конце концов, какой смысл обсуждать фантастику без разговора об этой классике жанра. Но ответ прост – эти великие фильмы и так закрепились в памяти поколений. Вспомним другую, менее попсовую фантастику о человечестве в эпоху новых технологий, которые размышляют о сознании и самопознании, роботизации и свободе воли, расчеловечивании и капитализме, который отчуждает человека от плодов его труда, а значит – от смысла жизни, о создании сверхчеловека и даже бога, которого человек заставляет себе служить, а также о голубях, единоpогах и мгновениях, которые исчезнут во времени, как слезы под дождем. Уверен, эта фантастика тоже вдохновит и заставит ценителей антиутопий пофилософствовать о том, что делает человека человеком. Как сказал Морфеус: «Пора освободить разум. Страх, неверие, сомнения отбрось – очисти свой разум».

Воспоминания – «Странные дни» (1995)

Кадр из фильма «Странные дни» (1995)

Кадр из фильма «Странные дни» (1995)

После культового боевика «На гребне волны» Кэтрин Бигелоу сделала криминальный триллер, где народ в гоpодских джунглях Лос-Анджелеса зависим не только от наpкотиков, секса, денег, власти и инфоpмации. Человека делают живым воспоминания. Накануне нового тысячелетия наркотиком стали мини-диски с фрагментами чужой памяти, записанными через медузообразный аппарат, который крепят к голове. Человек проживает воспоминания незнакомцев, как свои. Хочешь девушку? А может, хочешь ощутить себя девушкой или вооруженным грабителем? Такой радостью торгует Рэйф Файнс, одетый как сутенер, который на пороге Судного дня, когда на улицах правит бандитизм и анархия, впутывается в полицейский заговор. Продающий мечты Файнс погружается в водоворот шантажа, убийств и изнасилований.

Даже четверть века спустя этот киберпанковский нео-нуар, который с треском провалился тогда, зато сейчас остается поразительно современным, показывает фетишизацию насилия, одержимость проживать чужие жизни и изображение визуальных медиа как наркотика, который не отличишь от реальности. «Все уже пройдено. Вся музыка написана, правительства выбраны, все прически сделаны, все жвачки пережеваны, все позы в сексе перепробованы. Что нам еще делать?».

Свобода воли – «Темный город» (1998)

Кадр из фильма «Темный город» (1998)

Кадр из фильма «Темный город» (1998)

Фантастический детектив, о котором мало кто говорит, а кто-то наверняка даже не знает, рассказывает о вымирающих пришельцах, которые захватывают людей, чтобы изучить и понять, что делает человека человеком. Живущие коллективным разумом существа постоянно перестраивают город, внедряя ничего не подозревающим жителям разные воспоминания. Джон Мердок (если это его настоящее имя) просыпается в ванной отеля с трупом в номере без памяти, зато с копами и бледными тварями, идущими по следам. Потерянный герой должен распутать загадочную историю, которая меняется вместе с городом, где люди погружены во мрак и лишены свободы воли. Какой смысл жить, если жизнь тебе не принадлежит? Зрителю дают ответ на вечный вопрос: смысл бытия – в выборе.

Режиссер Алекс Пройас, который позже поставил боевик «Я, робот» по Азимову, взял инструменты двух жанров – sci-fi и хоррора – и реанимировал третий – нуар, чтобы зритель, как параноидальный пленник иллюзий Джон Мердок, пробил кирпичную стену, заглянул по ту сторону безнадежного мира и увидел то, что пришельцы называют «правдой». Блокбастеры, вроде «Матрицы» и «Начала», говорящие о познании бытия как бесконечного лабиринта, выросли из мрачного и таинственного «Темного города», который наводит на серьезные размышления о человеке как боге.

Читайте также: 10 отличных научно-фантастических фильмов ХХI века

Клонирование – «Шестой день» (2000)

Кадр из фильма «Шестой день» (2000)

Кадр из фильма «Шестой день» (2000)

Последний имеющий вес боевик Арнольда Шварценеггера, в котором герой возвращается домой и видит своего клона. Казалось бы, закон запрещает клонирование людей, но это не останавливает мощную корпорацию совершенствовать технологии, прикрывая свои богоподобные замыслы. «Шестой день» – остросюжетное кино о погоне человека за вечной жизнью. Шварценеггер спасает Шварценеггера, гадая, человек ли он, и есть ли душа у клона, и рушит планы капиталиста, который решает, кому жить, а кому умирать. Как говорил создатель репликанта «Nexus-6»: «Торговля – наша цель. "Более человечный, чем человек" – вот наш девиз».

По фильму, человек – это набор воспоминаний, убеждений, желаний, эмоций... Если они сохраняются – мы сохраняемся. История о стремлении человека победить смерть хоть и объясняет передачу клонам воспоминаний, но не показывает создание «зрелых» заготовок. Впрочем, главная мысль фантастики в том, что смерть, которую человек пытается обойти любой ценой, не надо бояться, потому что без смерти нет жизни.

Рабство – «Элизиум: Рай не на Земле» (2013)

Кадр из фильма «Элизиум: Рай не на Земле» (2013)

Кадр из фильма «Элизиум: Рай не на Земле» (2013)

Зрелищная антиутопия о «дивном новом» мире победившего фашизма. Автор социально острого «Района №9» показывает, как Über-богачи покинули загаженную Землю, сбежав на роскошный спутник, в то время как нищие гноятся в пыльных руинах, вкалывая на заводах, создавая роботов, которые служат для контроля населения Земли. В таком будущем есть лишь два пути: подчинение или смерть, работай или умри.

Бритоголовый Мэтт Дэймон с прикрученными к телу железяками загружает в голову зашифрованные данные и становится лидером пролетарской революции. Фильм о схватке мессии с корпорацией, которая защищает свое «идеальное» общество, не хвастается новизной, зато иллюстрирует, что и в технологически продвинутом будущем будут тяжелые и опасные работы, а богатые, как и сейчас, будут платить копейки бедным за их выполнение, потому что бедные приговорены служить образу жизни богатых. И все оформлено футуристично и постапокалиптично, персонажи апгрейдятся (вспоминается «Грань будущего» и «Апгрейд»), и если погони, перестрелки и взрывы, то всегда визуально изобретательно. Голливуд умеет исполнять.

Техницизм – «Превосходство» (2014)

Кадр из фильма «Превосходство» (2014)

Кадр из фильма «Превосходство» (2014)

Одно из самых больших разочарований того года, но здравые мысли в дебюте оператора «Начала» и «Темного рыцаря» все же есть. Джонни Депп выступает в роли современного Франкенштейна, который одержим созданием искусственного разума. Обвиненный в сотворении нового бога, ученый может умереть, если его сознание не загрузить в Интернет. Так уничтожается грань между человеком и машиной, поэтому по смыслу истории в духе «Вторжения похитителей тел» подойдет прямой перевод – «Выход за грань». Ученый воскресает виртуально и начинает исцелять людей, но появляются сомнения: мыслящий компьютер – тот же человек или машина с лицом и голосом Деппа, технологическое продолжение погибшего гения, эдакий Skynet?

«Превосходство» – не столько блокбастер о захвате планеты сверхразумом и зле в каплях дождя, сколько мелодрама о любви человека и компьютера. Утопия встpечается с антиутопией. Классический конфликт человека и машины, твоpца и его твоpения, техноглобализации и гуманизма выкладывает на обозрение сущность человека и его желание познать и подчинить не только природу, но и технологии. Кто перед нами – человек, превратившийся в робота, или робот, жаждущий быть человеком? Однажды реанимированного ученого спрашивают, может ли он доказать, что он обладает самосознанием, на что машина, которая для человечества и благо, и угроза, отвечает: «Это сложный вопрос. Можете ли вы доказать, что обладаете самосознанием?».

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.


В центре внимания

Поделитесь с друзьями