О чартах в целом
Чартов существует великое множество. Есть песенные, есть альбомные, есть даже чарты авторов и продюсеров песен (например, Billboard, о котором мы еще много будем говорить, также ведет свой чарт авторов песен).
Бывают чарты, которые показывают популярность песни (альбома, артиста) на текущий момент, а есть итоговые (за год и даже за десятилетие, например, британский чарт за 2010-2019). У любого стримингового сервиса (или цифрового сервиса типа iTunes) есть свои чарты, которые позволяют наблюдать за популярностью музыки в реальном времени. Но нет ничего престижнее, чем попасть на верхние строчки официальных чартов разных стран, в особенности американского Billboard Hot 100.
Часто в чартах учитываются не только покупки и прослушивания песен, но и присутствие в радио- и телеэфире. Когда песня проигрывается на радио, это называется ротацией. До того, как по миру широко распространился Интернет, радио- и телеротации были главным способом продвижения музыки. Они остаются важными и сейчас: огромное количество людей по-прежнему слушает радио (например, в машине), а музыкальное телевидение часто транслируется в кафе и ресторанах.
Несмотря на то, что в чартах бывает по 100 и даже больше позиций, наибольшее значение имеют верхние 40 строк. Формат «топ-40» сложился исторически: именно такими были первые хит-парады, к тому же это удобный формат для радио (которое, как уже отмечалось, долгие годы было главным способом продвижения музыки). Создателем формата считается американец Тодд Сторц, который ввел его на своей радиостации KOWH. Выражение «top 40 hit» довольно часто употребляется в английском языке.
Billboard Hot 100: взлеты, падения и махинации
Наверное, нет на свете такого музыканта, который бы не хотел попасть в первую десятку Billboard Hot 100 (а уж возглавить – тем более). Этот чарт до сих пор считается самым престижным в мире.
Чарты Billboard появились давно. В 1940 году запустился первый «биллбордовский» чарт Best Sellers in Stores, отражающий популярность синглов в розничных магазинах. Потом появились рейтинги Most Played by Jockeys (радиочарт) и Most Played in Jukeboxes (песни из музыкальных автоматов). В нынешнем формате Billboard Hot 100 возник в 1958 году (кстати, в 2018 году вышел «юбилейный» хит-парад с самыми популярными песнями с 1958 по 2018 годы). К слову, сам журнал начали издавать еще в 1894 году (!): первоначально он был посвящен не музыкальной индустрии, а рекламной (отсюда и название), затем переключился на индустрию развлечений в целом, потом пытался охватить киноиндустрию, но не выдержал конкуренции с Variety и переключился на музыку.
Для известного артиста достичь неплохой пиковой позиции не так сложно (относительно, конечно). За счет первичного хайпа или радиоротаций можно «запрыгнуть» в первую десятку на одну-две недели, но долго продержаться – вряд ли. Если песня пробыла на верхних позициях недолго, хитом ее назвать не получится. Свежий пример – «Stupid Love» Леди Гаги: несмотря на то, что трек дебютировал с пятого места, он уже на следующей неделе потерял 25 (!) позиций, расположившись на 30-й строчке.
К слову, некоторые ротации оплачиваются. Это секрет Полишинеля – все об этом знают, но прямые доказательства найти сложно. Тем не менее, слово payola (означающее проплаченную ротацию) существует в английском языке уже очень давно: так, в 1950-х годах пытались продвигать более «традиционную» музыку, мешая раскрутиться новым артистам. На сайте Kworb можно посмотреть чарты Spotify, Apple Music и радио отдельно: если трек плохо показывает себя на стриминге, но хорошо на радио, это может кое о чем говорить. Кстати, в 2019 году журнал Rolling Stone запустил свои чарты. Их главное отличие от Billboard – радиоротации не учитываются, только реальные прослушивания и покупки песен.
Но payola уже давно проникла и на стриминг, просто приобрела несколько иные формы. Так, в 2018 году многие пользователи Spotify заметили, что лицо Дрейка появилось на обложке множества плейлистов, в том числе тех, к которым он совершенно не имел отношения – включая «Сильных женщин», «Лучшую британскую музыку» и «Фолк». Плейлисты превратились в современный аналог радио, и места в популярных плейлистах, похоже, тоже продаются и покупаются. По данным портала Daily Dot, существует целый черный рынок продаж позиций в плейлистах. Редактор портала Остин Пауэлл отмечает, что важно не только добавить песню в плейлист, но и разместить ее на верхних строчках: если в списке 100 треков, до последнего слушатель просто не доберется. По его словам, стоимость места в плейлисте оценивается от нескольких сотен долларов до двух тысяч.
Как же определить реальную популярность песни, если заинтересованные лица постоянно прибегают к нечестным методам? Это не так сложно: показатель настоящей востребованности – не пиковая позиция, а длительный и стабильный спрос. Песня Awolnation «Sail» не поднималась выше 17-го места в Billboard, но очень долго держалась в чарте – за счет этого сингл стал платиновым шесть раз. Реальный доход артисту и лейблу приносят не пиковые позиции, а продажи, поэтому длительный спрос – это еще и выгоднее. Еще один пример – Билли Айлиш: ее трек «Lovely» не поднимался выше 64-го, песня «Idontwannabeyouanymore» и вовсе добралась лишь до 96 строки, но оба сингла стали дважды платиновыми за счет постоянного спроса («Lovely» даже сейчас входит в топ-100 самых прослушиваемых песен на Spotify). «When The Party’s Over» дошла до 29-го места, однако стала четырежды платиновой.
Радио, формат и стриминг
Что касается радио (и музыкального телевидения), payola – не единственная причина, по которой ротации не отражают реальной популярности. Дело в том, что есть еще понятие формата: не самую выдающуюся, но подходящую по формату песню будут крутить чаще, чем интересную, но «неформатную». Чем «безобиднее» и «попсовее» трек, тем выше у него шансы. Музыканты нередко выпускают специальные «радиоверсии» песен: с более коротким хронометражем и отсутствием крепких словечек. У радио свои задачи: контент должен быть максимально универсальным, преимущественно позитивным и хорошо слушаться фоном.
Недавно в Великобритании опубликовали подборку самых ротируемых песен 2010-х. Он несколько отличается от рейтинга самых продаваемых. Есть и пересечения («Uptown Funk» Марка Ронсона, «Happy» Фаррелла Уильямса), а вот «Moves Like Jagger» Maroon 5, занявшая третье место в списке самых ротируемых, вообще не вошла в топ-40 самых прослушиваемых. То же случилось с песней Адель «Rolling In The Deep», которая заняла вторую строчку в рейтинге самых ротируемых. Но если Адель удалось войти в топ-40 самых прослушиваемых с двумя другими песнями («Someone Like You» и «Hello»), то Maroon 5 там не обнаружилось вообще.
Billboard 200, альбомы и не только
Возглавить альбомный чарт существенно легче, чем песенный. Конкуренция ниже в разы: песен выходит намного больше, чем альбомов. Также можно подгадать дату релиза: можно узнать, когда крупные артисты выпускают свои альбомы и, при отсутствии сильных соперников, возглавить его. Недавний пример: «Rare» Селены Гомес возглавил Billboard 200 с продажами в 112 тысяч копий, а вышедший через неделю «Manic» Halsey расположился лишь на втором месте с продажами в 239 тысяч. Причина – неожиданный релиз Эминема с «Music To Be Murdered By», продажи которого составили 279 тысяч.
С пиковыми позициями альбомов та же история, что и с пиковыми позициями чартов. 5 Seconds Of Summer и Дуа Липа выпустили свои новые альбомы в один день. На первой неделе 5SOS обошли Липу в британском чарте, однако на следующей неделе их пластинка упала ниже 15-го места, а Липа поднялась на первую строчку. Спустя месяц после релиза Дуа находится на третьем месте, а 5 Seconds Of Summer – на 71-м. Еще один пример с альбомами: «Come On Over» Шанайи Туэйн достиг лишь второго места в Billboard 200, но входит в число самых продаваемых за всю историю.
Есть еще такая вещь, как tour bundles: это когда стоимость альбома включается в стоимость билета на концерт (или, реже, в стоимость мерча). Именно благодаря tour bundles группа Bon Jovi смогла возглавить Billboard 200 (альбомный чарт США) в марте 2018 года с альбомом «This House Is Not For Sale», вышедшим в ноябре 2016 года. Одни считают, что tour bundles – нечестный метод прибавить себе очков, другие замечают, что для артистов-ветеранов это единственный способ попасть в первую десятку.
Что с музыкальными чартами в России
Официального чарта, аналогичного Billboard, в России нет. Иногда в обзоре мировых чартов в качестве российского хит-парада фигурирует Tophit, однако он лишь представляет из себя чарт аудио- и видеоротаций. Отдельные стриминговые сервисы (BOOM/VK, «Яндекс. Музыка», Apple Music) публикуют свои чарты, но это во многом зависит от аудитории. В социальной сети «Вконтакте», например, сидит больше подростков и просто молодых людей, а на «Яндексе» пользователи уже взрослее.
Тем не менее, если трек показывает выдающиеся результаты на одном из сервисов или хорошие сразу на нескольких, можно сделать вывод, что он популярен. Также еще можно посмотреть количество просмотров на YouTube – но это не всегда показатель, так как во многом решает картинка, а не песня (между клипом и просто треком пользователи чаще выбирают именно первое), к тому же не у каждой композиции имеется клип.