17 мая исполняется 20 лет со дня мировой премьеры «Танцующей в темноте» Ларса фон Триера. Это мрачный и депрессивный, но действительно трогательный, острый и эмоциональный мюзикл, где певица Бьорк сыграла роль слепнущей матери-иммигрантки, которая вопреки всему пытается уберечь сына от болезни, губящей ее. По случаю юбилея лауреата Каннского кинофестиваля 2000 года вспоминаем 15 фильмов, создатели которых по-разному поработали с музыкальной стороной своих картин, но во всех случаях сделали это самобытно и достойно.
«Братья Блюз» (1980)
«Братья Блюз» Джона Лэндиса – своеобразный мюзикл, ставший культовым в узких кругах. Лента получила такой исключительный статус благодаря странноватому, но крайне харизматичному актерскому дуэту Дэна Эйкройда и Джона Белуши, живому юмору, крутым по меркам мюзиклов экшн-сценам, а также прекрасным музыкальным номерам с участием настоящих легенд джаза и блюза, среди которых Арета Франклин, Джеймс Браун, Рэй Чарльз и другие иконы музыкальной индустрии.
«Стена» (1982)
Музыкальный фильм «Стена» Алана Паркера, основанный на одноименном альбоме культовой группы Pink Floyd, – вызывающий и насыщенный гневом портрет израненного поколения, кровоточащий на экране. Полная метафоричных визуальных и поэтических образов картина вполне может «задавить» неподготовленного зрителя мрачной атмосферой и не менее тяжелым содержанием.
Больше о «Стене» можно узнать в нашем материале о фильме
«Волосы» (1979)
В центре сюжета фильма «Волосы», основанного на одноименной бродвейской постановке, несколько хиппи и призванный на службу во Вьетнам провинциал, открывающий для себя новый мир в Нью-Йорке. Недооцененный широкой публикой шедевр Милоша Формана – один из немногих мюзиклов, которые не искрятся слащавыми музыкальными номерами, а берут за душу пронзительной историей и чувственным исполнением песен, тонко передающих суть времени. Завершающий эпизод ленты «Волосы» – пожалуй, один из самых мощных финалов за всю историю киномюзиклов, который почетно занимает место среди сильных антивоенных сцен в кино.
«Это – Spinal Tap!» (1984)
Псевдодокументальный фильм Роба Райнера «Это – Spinal Tap!» рассказывает зрителям об американском турне вымышленной рок-группы Spinal Tap, которая после выхода ленты несколько лет давала настоящие концерты и выпускала музыку. Комедийная лента, чью сатиру многие зрители оценили лишь спустя время, в деталях пародирует индустрию рок-музыки, уделяя внимание разным ее аспектам, от звездной болезни музыкантов до творческих разногласий в коллективах. Фильм Райнера не только стал хитом эпохи VHS, но и популяризовал жанр мокьюментари.
«Меня там нет» (2007)
Биографическая драма Тодда Хейнса «Меня там нет» – неординарный музыкальный байопик, погружающий зрителей в жизнь легендарного американского автора-исполнителя Боба Дилана. Главной особенностью картины стало то, что разные стороны личности Дилана и периоды из его жизни в фильме в нескольких эпизодах воплотил выдающийся актерский ансамбль, в который вошли Кристиан Бэйл, Кейт Бланшетт, Хит Леджер и Ричард Гир.
Читайте также: 10 необычных байопиков о музыкантах
«Шоу ужасов Рокки Хоррора» (1975)
Мюзикл «Шоу ужасов Рокки Хоррора» режиссера Джима Шармена – экстравагантное кинозрелище, в котором актер Тим Карри выдает один из ярчайших перформансов в своей карьере. Музыкальный хоррор, ставший экранизацией одноименной британской постановки, – броское фрик-шоу, сочетающее немного от «Франкенштейна» Мэри Шелли, научной фантастики первой половины прошлого века и ужастиков категории «B».
«Фантазия» (1940) и «Фантазия 2000» (1999)
Диснеевские фильмы-концерты «Фантазия» и «Фантазия 2000» – творчески выразительные сборники короткометражных анимационных зарисовок под классическую музыку. Некоторые из короткометражек – это абсолютно абстрактные визуальные образы, навеянные известными композициями Бетховена, Чайковского или Стравинского, другие – вполне цельные истории, оживающие под легендарные классические произведения. Помимо чудесной музыки, эти анимационные альманахи впечатляют разнообразием мультипликационных стилей, в которых каждая история или визуальная инсталляция раскрывается по-своему.
«The Beatles: Желтая подводная лодка» (1968)
Ценители сюрреализма и абстрактного мышления по достоинству оценят анимационный фильм Джорджа Даннинга «The Beatles: Желтая подводная лодка», в котором звучат песни легендарных «битлов». Под ставшие культовыми произведения британской группы на экране разворачивается абсолютно фантасмагоричная история, юмором отчасти напоминающая «Алису в Стране чудес», визуализируя которую, аниматоры с головой ушли в отрыв.
Здесь мы рассказывали о 20 малоизвестных фактах о «Желтой подводной лодке»
«Экстаз» (2018)
Психологический триллер «Экстаз» Гаспара Ноэ – камерное кино о группе танцоров, которые, сами того не зная, употребили синтетический наркотик, подмешанный кем-то в пунш. Из-за этого танцевальная репетиция превращается в истинную вакханалию людских пороков, все сильнее накаляющуюся под действием веществ. Съемки «Экстаза» начались без полноценного сценария, поэтому как диалоги, так и большинство танцевальных сцен во многом были сымпровизированы. Зрелище получилось крайне динамичным и по-своему напряженным.
«Лабиринт» (1986)
Сказочный мюзикл «Лабиринт» от легенды кукольной анимации Джима Хенсона атмосферен и по-своему очарователен. По его сюжету героиня юной Дженнифер Коннелли отправляется в опасное приключение, чтобы спасти своего брата, похищенного гоблинами. Помешать ей пытается коварный король гоблинов в воплощении Дэвида Боуи, исполнившего в этой фантастической ленте несколько музыкальных номеров. Внушительные декорации ручной работы и колоритный дизайн персонажей делают этот мюзикл особенным. Однако, стоит отметить, что «Лабиринт» – довольно специфическое по меркам семейного кино зрелище. К счастью, это не помешало ленте Хенсона стать культовым фэнтези.
Читайте также: 10 любимых фильмов из 80-х, которые нужно показать детям
«Каннибал! Мюзикл» (1993)
Комедийный вестерн-мюзикл «Каннибал! Мюзикл» – студенческий фильм, ставший полнометражным режиссерским дебютом Трея Паркера. Он также сыграл в фильме одну из ведущих ролей, написал песни, вместе с другом Мэттом Стоуном спродюсировал ленту и написал для нее сценарий. Пародия на вестерны и мюзиклы от дуэта, ставшего в будущем авторами «Южного парка» и легендами «взрослой анимации», полна отборного стеба, обыгрывания всевозможных клише и уморительных музыкальных номеров.
«Магазинчик ужасов» (1986)
Комедийный хоррор-мюзикл «Магазинчик ужасов» Фрэнка Оза стал экранизацией мюзикла по мотивам одноименного малоизвестного фильма 1960 года. Музыкальные сцены привнесли в комедийно-абсурдную киноисторию, пародировавшую фильмы ужасов 50-х годов прошлого века, жизненную струю и особый шарм, который прекрасно контрастировал с довольно мрачным сюжетом о кровожадном монстре-растении, угрожающем всему человечеству.
«Кошмар перед Рождеством» (1993)
Кукольный мультфильм Генри Селика «Кошмар перед Рождеством», соавтором которого выступил Тим Бертон, – торжество готической эстетики. Стоп-моушен мюзикл про лидера ужасного городка Хэллоуин, который пытается познать все прелести Рождества, несмотря на мрачность, ужасно мил и волшебен, а его музыкальные номера мистически атмосферны. Ко всему прочему, он мастерски объединяет два во многом противоположных праздника в один.
«Призрак рая» (1974)
Музыкальный триллер «Призрак рая», постановщиком и автором сценария которого выступил Брайан Де Пальма, – необычный симбиоз «Призрака оперы» Леру и «Фауста» Гете. Фантастическая рок-опера о творчестве, любви и мести была номинирована за музыку на ряд престижных наград, но провалилась в прокате и получила смешанный прием у зрителей. Со временем, правда, картина была оценена по достоинству и получила статус культовой.
«Малыш на драйве» (2017)
В криминальном экшн-триллере Эдгара Райта «Малыш на драйве» саундтрек состоит преимущественно из коллекции композиций в плеере главного героя – юного, но уже очень искусного водителя по имени Майлз. Именно этот убойный список треков, в который вошли как всенародно признанные хиты, так и менее популярные песни разных лет, создает пульсирующий ритм фильма. Ему подчиняется монтаж и чуть ли не каждое действие в кадре, что формирует особое аудиовизуальное звучание картины. Британский кинематографист Эдгар Райт, к слову, даже снимал экшн-сцены под ту музыку, которая предназначалась для этих сцен в фильме.