«Великая»: Провокационный переворот с Эль Фаннинг

Автор «Фаворитки» Тони МакНамара продолжает экспериментировать с «историческими» сюжетами.

Вдохновением для сюжета послужили реальные исторические события – дворцовый переворот 1762 года, в результате которого Екатерина Великая пришла к власти. При этом «историческим» проект назвать нельзя: здесь значительно больше художественного вымысла, авторских решений, элементов фарса, нежели фактов «из учебника истории». Так, уже из трейлера ясно, что в сериал пригласили не только актеров с европейской внешностью. А Петр I вообще внезапно оказался отцом Петра III – таким образом авторы сделали более явной линию про никудышного сына, который на фоне великого «отца» и сам себя ощущает «так себе правителем».

XVIII век. Юная София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская – будущая Екатерина (Эль Фаннинг) – прибывает из Германии в Россию, чтобы стать супругой Петра III (Николас Холт). Героиня наивно полагает, что ее ждет большая любовь, однако все мечты быстро рушатся. Молодой император не оправдывает ожиданий Екатерины. Правитель ведет разгульный образ жизни и легкомысленно относится ко всем, даже самым важным делам. Особенно Екатерину беспокоит, что император наплевательски относится к своему народу. И тут она понимает кое-что важное. Ее большая любовь – это сама Россия. Она намеревается взять ситуацию в свои руки и вести страну к лучшему будущему. У Екатерины есть два варианта развития событий: либо постоянно «подталкивать» мужа-императора к необходимым решениям, либо свергнуть этого большого капризного ребенка с престола.

Кадр из сериала «Великая»

Сериал с самого начала держит баланс между серьезным и легкомысленным, однако на старте у него это получается не так дерзко и насыщенно, как в той же «Фаворитке». Ярких эмоций от просмотра поначалу ощутимо не хватает. Много абсурдных моментов, но поданы они актерами и авторами осторожно, без остроты и противоречий. Даже шокирующие сцены, вроде момента с Екатериной в сундуке, воспринимаются ровно. Постепенно сериал разгоняется – слабо выраженные в начале идеи раскрываются, приключения становится действительно волнующими, а Эль Фаннинг и другие актеры мастерски вызывают у зрителя смех и тут же – глубокие переживания.

Эпизод за эпизодом «Великая» все больше увлекает в свой карнавал абсурда. Это будто вольная костюмированная постановка в театре, в которой ловко перемешиваются смешное, странное и грустное. Серьезные темы, вроде религии, политики и равноправия, лежат на поверхности, подаются без лишних усложнений. В сериале есть жесткие сцены со смертями и пытками, при этом воспринимается шоу в целом легко, весело и даже с задором.

Традиционно «исторические» ленты радуют своими эстетикой и атмосферностью, но им редко удается сбить зрителей с толку. «Великая» в этом плане приятно удивляет. Во время просмотра ждешь вполне очевидные «исторические» сюжетные повороты – но получаешь резкие твисты. Они шокируют и потрясают. Открытый финал, который намекает на 2 сезон, повышает градус интриги до максимума. Колоритные и неординарные персонажи удивляют своими выходками, неожиданными фразами и колкими замечаниями. Голову кружат пейзажи, интерьеры и роскошные наряды. Красота впечатляет, пусть все выглядит не так продуманно и утонченно, как в той же «Фаворитке». Если сравнивать, то здесь не хватает необычных ракурсов и насыщенности в цветах. При просмотре «Великой» не возникает ощущения, что перед нами полотно искусного художника – в то время как картина Лантимоса вызывает именно такие ассоциации.

Кадр из сериала «Великая»

Однако прежде всего «Великая» – это сатира. Некоторые особо приятные «шутки» сценаристы спрятали в отдельных деталях, действиях и словах. Глупый внешний вид дам с перекошенными париками отлично демонстрирует идею слепого следования моде. Ярко выраженное предвзятое отношение к Екатерине, влияние слухов на мнение и отношение придворных, жесткая иерархия в общении между людьми – все это одна большая, диковатая, смешная и неловкая карикатура на явления, актуальные и для нашего общества. Даже в поведении персонажей много «современного», что делает отсылки к реалиям XXI века еще очевиднее.

За время пребывания в России Екатерина начинает понимать, что только грамотно, шаг за шагом проведенные реформы смогут принести перемены, в которых нуждается страна. Будущая императрица хочет оставить в прошлом жестокость по отношению к людям, необразованность и низкие моральные принципы. Именно с этим посланием в первую очередь работают сценаристы, и героиней, которая доносит до мирового зрителя эту мысль, стала Екатерина II – женщина, ставшая символом больших изменений в важных для российского общества сферах. Очаровательные и искренние Эль Фаннинг и Николас Холт демонстрируют вечную борьбу старого и нового – тех, кому и так хорошо, и тех, кто ждет перемен и, фактически, «делает» их. В «Великой» сделали особый акцент на стремлении героини развить культуру России и расширить права людей. Искусство, литература, свобода слова и действий – Екатерина в исполнении Фаннинг с огнем в глазах, с бодростью духа борется за все, что действительно важно для нормальной жизни. Решительность, ум, благородство и большая любовь к стране и народу и делают Екатерину II великой.

Кадр из сериала «Великая»

Авторы и актеры умело играют с образами и характерами своих героев. Идеи доносятся ярко и четко. При этом зачастую подача зависит от «сочетания» персонажей. Например, сторонники Екатерины друг другу явно противоречат – Мариал (Фиби Фокс) вспыльчивая и решительная, а Орлов (Саша Дхаван) деликатный и осторожный. Одна выделяется своими дерзкими речами, а второй – нарочитой скромностью. Екатерина же как бы «балансирует» между качествами тех, кто ее окружает, отчего союз так хорошо запоминается. Будущая императрица может в нужные моменты проявить быстроту и смелость или же терпеливость и дипломатичность. Авторы затеяли любопытную игру и с образом любовника Екатерины – Лео (Себастьян де Соуса). Это аполитичный, любящий природу юноша, чье эмоциональное состояние можно определить по цвету листьев дерева в его покоях (да-да). Таких «чудаковатостей» в сериале множество. Например, «дрессированные бабочки» забавной, но очень противоречивой Елизаветы (Белинда Бромилов), тети Петра III.

Особое место в сериале занимают любовные сцены – ведь жизнь во дворе постоянно и почти буквально кипит. Секс-сцены есть в каждом эпизоде, и их тут полный спектр – нежные, грязные, чувственные, страстные. Есть даже неловкие, странные моменты, которые смутят примерно так же, как постельные сцены в «Рассказе служанки». А если вам и этого мало, то «грязные» разговорчики героев о прошлых «любовных похождениях» добавят огня. Справедливости ради стоит отметить, что «распутство» сериала появилось не на пустом месте – в жизни Екатерины II было множество скандальных и вызывающих даже по меркам XXI века эпизодов. Однако новое искусство именно что одухотворяет телесное.

Авторы пошли на риск – проект легко мог скатиться к уровню «вульгарной пустышки», но им удалось соблюсти баланс между развлекательной подачей и поднимаемыми серьезными темами. Провокационный эксперимент прошел успешно по ряду вполне очевидных причин, которые позволят «Великой» стать одним из главных хитов 2020 года. Создатели бросают своих персонажей из крайности в крайность, интригуя зрителя и вызывая у него живое любопытство. Авторы утрируют все самые странные качества героев, делая происходящее еще абсурднее. Однако после нескольких глупых поступков персонажи неожиданно резко прекращают «дурачиться», демонстрируют серьезный настрой и приступают к решительным действиям. От такого контраста дух захватывает еще больше. «Великая» своим буйством красок и нравов вдохновляет и затягивает в просмотр с головой.

Читайте также