​«Приди ко мне»: Матриархат вместо патриархата

Арт-мейнстримный триллер Малгожаты Шумовской на стыке религии и феминизма.

Где-то в лесу живет мужчина с женами и дочерями. Все они зовут его Пастырем и преклоняются перед его словом. Девушка-подросток Сэла никогда не видела другого мира, так как каждый день она следует только словам единственного мужчины в их обители. Она помогает женам по хозяйству и просто общается со своими условными сестрами. Но не все так гладко в их общине. Сэла знакомится с изгнанными женами, одна из которых становится для нее проводником в совершенной иной мир, отличный от догм Пастыря. Если раньше будущее Сэлы было предопределено, и в любой момент она могла стать женой, то теперь у нее появились сомнения.

«Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь».

Христианство и его догматика, к которой прибегало (и прибегает) общество на разных этапах своего развития, являются неотъемлемой частью кинематографа Малгожаты Шумовской. Католическая церковь в польской культуре как спорное явление социума до сих пор вызывает противоречивые оценки. В триллере «Приди ко мне» режиссер отходит от привычной и родной Польши, но заимствует те же архетипы и взгляды. Единственный мужчина в общине зовется Пастырем, это прямое изображение Иисуса Христа. Даже внешне он похож на Агнца Божия, а все женщины вокруг всего лишь овечки, совсем не апостолы.

Кадр из фильма «Приди ко мне»

Античное толкование пастыря как аллегория человеколюбия не сходится с христианскими идеями о жертве Иисуса. Гуманизма, свободы и жизни нет у мужчины в «Приди ко мне». Община со своими законами и традициями в современном контексте больше похожа на сектантские «паломничества». Пастырь здесь словно Чарльз Мэнсон со своими кровожадными последователями – только он убивает не столько людей, сколько их мысли, точнее – свободу и собственное «я». Внутренний конфликт Шумовской с христианством принимает достаточно радикальные обороты, которые она уже показывала в «Во имя» и в картине «Лицо». И это не какой-то «плод фантазии», а реальность, искаженная верой.

Овечки Пастыря даже не задумываются, какое видение мира он им проповедует. Любое его слово – закон, а его внимание – настоящее благословение. Спрятавшись от мира где-то в ирландских лесах, они живут в придуманной гармонии в тесном контакте с природой. Универсальность локации играет значительную роль, когда невозможно определить место действий. Это может произойти в любом уголке мира или же в чьем-нибудь сне. Но у Шумовской цель, конечно же, открыть глазам людям и показать зеркальное их отражение.

Феминистская оптика вступает в полемику в противовес всему мужскому – другими словами, Иисусу Христу. С Агнца Божия начинается патриархат, а единственных женских изображений были удостоены его мать и Мария Магдалина, грешницы, но в будущем святые. Последнее у Шумовской все-таки остается под вопросом, потому что ее Сэла ничем не отличается от того же Пастыря. Поглощенная злостью и гневом, девушка прибегает к кровавым методам для истребления насилия в их общине. Жестокость – это часть человеческого сознания, поэтому никакие ягнята у Сэлы никогда не выживают.

Кадр из фильма «Приди ко мне»

Пастыря ждет «долгожданное» распятие, а Агнцем Божьим станет сама Сэла. Последний символ считается первым изображением Иисуса Христа, еще до того, как его начали представлять на кресте. Другими словами, Агнец Божий, как христианская адаптация античной теологии, еще не доказывает наличие патриархальной оптики. Этот символ также не документирует, что такое благодать и сама религия, потому ягненок в руках оказывается мертвым. Таким он предстает в руках у Сэлы. Неживое и совершенно черное животное. Женский бунт, ослепленные христианским зовом Марии Магдалины восстали против своего единственного Пастыря.

Новоиспеченное сестринство, где условно все женщины равны, находят свободу у водопада, вода является прямым символом очищения. Они сами соприкасаются с божественным, им не нужен какой-то проводник. Однако никакая община не может существовать без предводителя. Несмотря на равенство среди женщин, Сэла в один момент становится их лидером. Матриархат побеждает патриархат. Другими словами, человек создан, чтобы следовать. Шумовская просто надеется, что это будут не бездумные поступки.

Читайте также