В отношении отечественного меломана к программам «MTV Unplugged» присутствует странный снобизм, будто этот самый меломан до сих пор живет реалиями и представлениями конца 80-х, когда, собственно, это концертное телешоу и было запущено. Точнее – состоянием дел в рок-музыке на дату 31 октября 1989 года. У нас отчего-то на полном серьезе до сих пор считают, что это шоу чисто акустическое, и принимают участие в нем исключительно какие-то сверхсуровые рокеры, демонстрирующие публике свои умения на неподключенных (unplugged) инструментах. Возможно, это случилось из-за не самого великого числа альбомов, вышедших по результатам акустических телеконцертов – но даже среди этих альбомов и поп-роковых, и просто поп-работ полно. Так что, наверное, не стоит излишне модным в прошлом персонажам пенять Лиаму Галлахеру на факт записи его собственного «MTV Unplugged» – а ведь такие попытки уже наблюдаются. А чтобы успокоить излишне патриотично настроенных соотечественников, этот альбом имеет подзаголовок «Live In Hull City Hall» – слушатель в конце концов не обязан знать, что десятипесенная программа была записана 3 августа 2019 года вовсе не в американской телестудии, как и масса одноименных программ до нее.
Но тот, кто ожидал явления Лиама в формате «MTV Unplugged» исключительно с акустической гитарой в руках будет то ли разочарован, то ли удивлен: в записи альбома принял участие камерный оркестр Urban Soul Orchestra плюс аккомпанирующий микросостав – два гитариста и перкуссионист. А раз на сцене оркестр, то понятно и хорошо слышно, что представленная программа репетировалась не раз и не два, и потому являет собой прекрасный антидот от неподключенных проделок звезд гранжа в 90-е годы, на каковые также очень любят указывать критики «MTV Unplugged» как явления. Собственно, ненамного меньшей критики заслуживало и неизданное выступление Oasis в данной программе 23 августа 1996 года вообще без Лиама – к микрофону тогда вышел его брат Ноэл. Так что можно рассматривать новейший альбом как акт отмщения за тот концерт почти четвертьвековой давности – даже это будет справедливо.
Часть обозревателей (причем британских обозревателей!) уже успела попенять новой работе Лиама Галлахера почему-то за ее «старомодность». Посему констатируем: даже не все соотечественники музыканта поняли, что главным в брит-попе вообще и в материале Oasis в частности главным был не какой-то новоизобретенный бунт против рок-постулатов былого. Напротив, братья Галлахеры опирались на национальную британскую мелодическую рок-традицию в лице таких патриархов, как Kinks и Small Faces, а также лирической ипостаси The Rolling Stones и, само собой, The Beatles любого периода. Можно сказать прямо – местами на «MTV Unplugged (Live In Hull City Hall)» Лиам поднимается прямо-таки до уровня собственных кумиров. И таких мест на альбоме полно – разве что за исключением не очень аккуратно исполненных пьес «Some Might Say» (из репертуара Oasis) и «Now That I’ve Found You». Но здесь, видимо, мы имеем дело с банальным сценическим волнением, иногда, как мы видим (и слышим), посещающим и рок-звезд большого калибра.
Одновременно британская музыкальная критика в течение последних суток навесила на этот концертный альбом столь любезные ей определения «честный» и «теплый» (в смысле, по звучанию) – и на сей раз оказалось, что удивительно, совершенно права. Вот уж кому новинку нужно обязательно слушать и даже изучать – так это концертным звукорежиссерам, а также и саунд-продюсерам: данный концертник наглядно показывает, что даже не самый убедительный материал может быть представлен в выгодном свете не только за счет акустических спокойных аранжировок, но и благодаря аккуратной работе со звуком как на концертной площадке, так и в студии. Эта же звуковая дотошность скрадывает известный контраст между собственно сольным материалом Лиама Галлахера и представленным здесь материалом Oasis – помимо уже упомянутого номера «Some Might Say», это пьесы «Cast No Shadow» и «Champagne Supernova», а также редко исполнявшийся в прошлом сингловый би-сайд «Sad Song». Кстати сказать, именно «Sad Song» в новом исполнении способна стать у редких отечественных поклонников брит-попа натуральным манифестом этого неоправданно потерявшего популярность стиля. Плюс (огромный плюс!) ко всему вышесказанному – прекрасно раскрывшийся в акустическом, «тихом» контексте дар Лиама как крайне выразительного вокалиста – вероятно, вообще самого профессионального фронтмена брит-поповой сцены. Без шуток, слушая эту концертную работу, с какого-то момента понимаешь, что бессознательно начинаешь думать о том, что подобный альбом могли бы записать и кумиры Галлахера, если бы в эпоху их максимальной популярности вообще существовал прославленный MTV формат акустического концерта.
Остается только порадоваться такому возвращению добрых имен «в пакете»: не только бренду «MTV Unplugged», но и брит-попу в целом, и лично Лиаму Галлахеру как рок-вокалисту с серьезной карьерой. А для персон, только начинающих свое путешествие в рок-н-ролл, лучшей демонстрации лирической стороны рок-музыки и не придумать.