Классик американского кино Спайк Ли представил на Netflix свою новую картину – военную драму «Пятеро одной крови». Почему поклонникам творчества известного кинематографиста и просто ценителям необычного кино о войне не стоит пропускать этот фильм – читайте в нашей рецензии.
На стриминговой платформе Netflix состоялся релиз нового фильма легендарного американского режиссера Спайка Ли – военной драмы «Пятеро одной крови». Классик кинематографа ранее пробовал работать в этом жанре, но по большому счету всего раз, да и, откровенно говоря, лента «Чудо святой Анны» (2008) получилась далеко не самой удачной картиной режиссера. Однако новый фильм Ли становится его истинным посвящением в жанр.
Сюжет фильма «Пятеро одной крови» повествует о группе из четырех американских ветеранов войны во Вьетнаме. Спустя десятилетия они вместе возвращаются в джунгли Юго-Восточной Азии. К ним также неожиданно присоединяется сын одного из ветеранов, у которого весьма непростые отношения с отцом. Цель их возвращения во Вьетнам – найти останки своего командира, а также разыскать золотые слитки, которые они вынуждены были оставить на чужой земле много лет назад.
«Пятеро одной крови» на бумаге – военная драма, однако отнюдь не типичная. Авторы сценария рассказывают об истории, которая разворачивается в, казалось бы, спокойных джунглях Вьетнама в наше время, несколько раз во флэшбэках обращаясь к событиям войны. Путешествие в поисках сокровища спустя много лет оборачивается для героев фильма столкновением лицом к лицу с демонами своего прошлого. Особенно тяжелым и болезненным это столкновение становится для персонажа актера Делроя Линдо. Посттравматический синдром, вызванный в том числе страшным событием, которое он вынужден был скрывать все эти долгие годы, не дает персонажу спокойно жить и по сей день. На протяжении фильма воспоминания о пережитом неумолимо наращивают свое давление на героя и вместе с обостряющимся сюжетом картины возводят напряжение до критического уровня. Отчасти в этом и заключается тема картины Спайка Ли: травмирующие события прошлого будут преследовать нас, уничтожая нашу жизнь, пока мы не посмотрим им прямо в глаза и не смиримся с ними. Возможно, это приведет к долгожданному освобождению, но универсального лекарства от этого недуга, увы, попросту не существует.
Актеры мастерски погружаются в образы своих персонажей, со знанием дела сформированные авторами сценария. Несмотря на общий высокий уровень работ исполнителей, среди них уверенно выделяется перформанс Делроя Линдо, чей персонаж получил наиболее богатый сценарный материал. Актер блистательно передает широкую палитру эмоций своего героя, заставляя зрителя испытывать к нему то острое неприятие, то искреннее сочувствие. Работа Линдо – один из ярчайших перформансов текущего года, который, вполне вероятно, соберет несколько номинации на престижные награды.
В деталях сценария и постановке фильма «Пятеро одной крови» легко узнается настоящее кино Спайка Ли. Живые диалоги, целостные образы персонажей, синефильские отсылки (от «Апокалипсиса сегодня» до «Прослушки»), восхваление афроамериканской культуры и даже разбивающие четвертую стену классические монологи, в которых персонажи фильмов Ли раскрывают перед зрителями душу. Рамки кадра во флэшбэках сдвигаются в соотношении 4:3, а изображение в них стилизуется под телевизионную запись. Спайк Ли использует хроники исторических событий, военных и общественно-политических, вплетая их в повествование. На экране появляются Мартин Лютер Кинг и Малкольм Икс, а на фоне звучат прекрасные композиции Марвина Гэя.
Безусловно, как и любой фильм Спайка Ли, картина «Пятеро одной крови» наполнена переживаниями об острых проблемах и событиях общественно-политической жизни американского общества и в большей степени темнокожей его части. Поэтому без осведомленности в контексте в полной мере понять и, возможно, принять ленту Ли достаточно трудно.
Общую картину немного портят два момента. Первый – боевые сцены, которые сняты просто и без технической изюминки. Действительно атмосферных военных сцен в духе «По соображениям совести» в ленте Ли, к сожалению, нет. Но отчасти это можно понять, так как Спайк и его команда концентрируют внимание на драматизме «мирной» жизни персонажей, для которых война все-таки не осталась позади окончательно.
Вторым спорным моментом картины стало решение авторов задействовать главную четверку возрастных актеров во флэшбэках – при том, что в них они выглядят почти так же, как и спустя несколько десятилетий. По какой-то причине создатели фильма не приложили заметных усилий, чтобы «омолодить» актеров, например, с помощью современных компьютерных технологий или же просто снять в этих сценах исполнителей соответствующего возраста, которые бы гармонично смотрелись на фоне довольно молодо выглядящего Чедвика Боузмана, исполняющего командира Нормана. Отчасти это портит восприятие происходящего во флэшбэках, но критической проблемой для картины Ли не становится.
«Пятеро одной крови» – в хорошем смысле классический фильм Спайка Ли с продуманным сценарием, мастерской режиссурой и сильными актерскими работами, среди которых особенно ярко блистает внушительный перформанс Делроя Линдо. Тем, кто любит творчество известного американского кинематографиста и терпим к освещению общественно-политических тем в кино, новая работа мэтра обязательна к просмотру. Ну а Netflix можно поздравить с пополнением их коллекции оригинальных фильмов действительно стоящей кинокартиной, что случается не так уж часто.