Лента рассказывает об одном вымышленном эпизоде из жизни известной писательницы Ширли Джексон, которую сыграла Элизабет Мосс. Это не байопик. В основанной на одноименном романе Сьюзан Скарф Меррелл ленте тесно переплетаются элементы биографии создательницы «Призрака дома на холме» и фантазия.
История начинается с того, как молодые супруги Роуз (Одесса Янг) и Фред (Логан Лерман) переезжают в Вермонт. Он намерен строить карьеру филолога в Беннингтонском колледже, а она «составляет компанию» мужу. Героям приходится на время поселиться у профессора Стэнли Хеймана (Майкл Сталберг) и его жены Ширли Джексон. Роуз заинтригована таким поворотом событий: она жаждала познакомиться с автором рассказа «Лотерея». Именно это произведение девушка так увлеченно читала в поезде в начале картины.
Однако знакомство с первых минут не заладилось. Ширли видит в девушке лишь пустышку без амбиций, которая прячется за спиной мужа. Роуз пугается грубой манеры общения писательницы. Ширли редко выходит из дома, ругается и открыто критикует любого, кто ей не нравится. Она порой агрессивна и крайне щедра на язвительные саркастические замечания – в адрес девушки, в том числе. Тем временем страдающая от неврозов Ширли приступает к написанию нового романа под названием «Вешальщик». Ее вдохновила загадочная реальная история исчезновения студентки Полы Джин Велден. Ширли безуспешно пытается найти «правильный» подход к работе. Ее тяготят страх перехода от маленьких произведений к большим романам и то, что у нее никак не получается сформировать в голове образ главной героини.
В какой-то момент Роуз начинает раскрываться для Ширли с новой стороны. Теперь это уже не та простушка, которой она казалась поначалу. Между Ширли и Роуз развиваются странные, даже для них непонятные отношения, которые с каждой совместной сценой интригуют и завораживают все сильнее. И тут происходит творческое чудо. Искорка не только вновь разжигает писательский огонь в сердце Ширли, но и формирует ранее недосягаемый образ главной героини «Вешальщика». Исчезнувшая девушка с чертами Роуз готова рассказать свою историю.
Фильм «Ширли» – очередное доказательство, что Элизабет Мосс одна из самых ярких актрис современности. Звезда «Рассказа служанки» и «Человека-невидимки» вновь смогла удивить и покорить своей гениальной игрой. Не удивимся, если имя Мосс окажется в числе претендентов на премию «Оскар». Игра актрисы – это такая же большая тайна, как и сложная натура Ширли Джексон. Волнующая, многослойная и неземная Элизабет Мосс выдает несколько пронзительных перформансов. Они вызывают самые яркие эмоции и тут же сбивают с толку – настолько хороши и противоречивы.
Ширли поражает и радует колкими, смелыми, «прямыми» комментариями, которые подчас граничат с оскорблениями. Ее нрав горяч, в глазах бушует страсть, в этот огонь она постоянно подливает крепкий алкоголь. В ее кабинете полумрак, разбросанные бумаги и густой дым сигарет; она сама не брезгует ругательствами, ведет себя взбалмошно, выглядит растрепанной. «Ведьмовской» характер писательницы одновременно отталкивает и притягивает. В этом есть какая-то неповторимая магия. И Мосс верно прочитала заклинание. Настолько глубокое погружение в характер персонажа с сохранением актерской индивидуальности видишь нечасто.
Однако не все здесь держится только на Элизабет Мосс. Прекрасно дополняют ансамбль Одесса Янг, Логан Лерман и Майкл Сталберг, чьи герои вместе с Ширли развиваются, меняются и совершенствуются у нас на глазах, играя важную роль на каждом этапе истории. Работа оператора помогает сблизиться с персонажами. Создается ощущение «тесноты», которое заставляет зрителя думать, что и он стал гостем в этом мрачно-атмосферном доме. Многочисленные крупные планы задерживают наше внимание на эмоциях героев, сцены с динамичной съемкой добавляют напряжения. Мрачная и «густая» цветовая палитра не только погружает нас в писательский «мир ужасов» Ширли Джексон, но и делает знакомство с ней и ее окружением интимнее. Но такое «сближение» не пугает зрителей мраком, а, наоборот, влюбляет. Пусть и сводит, по-хорошему, с ума.
Лента кружит голову, а все произошедшие в ней события надолго остаются в памяти. Диалоги живые и бурные. Химия между персонажами будоражит и волнует. Фильм заряжен сексуальной энергетикой и пропитан умными вдохновляющими изречениями. Он заставляет думать, интригует недосказанностью в некоторых моментах, символизмом и иносказаниями. Твисты, действия героев и раскрытые идеи хочется обсуждать и анализировать, а саму картину – пересматривать, чтобы прочувствовать ее заново, подмечать новые детали и просто наслаждаться прекрасными кадрами.
«Ширли» погружает зрителя в сознание творца, поэтому все здесь настолько чувственно и характерно. Фильм постоянно балансирует между реальностью и сюрреалистичной фантазией, что иллюстрирует творческий процесс и эмоциональное состояние человека, находящегося в поисках важных решений. Однако мысли героинь направлены не только в сторону написания книги и личностного развития.
Через взаимоотношения Ширли и Роуз авторы исследуют тему феминизма. Как героини в реалиях 1940-х борются за свои права, пока мужским персонажам многое дается так легко. В обществе того времени сформировался стереотипный образ женщины, с которым Ширли не желает мириться. Она замкнута, у нее сложный характер, но героиня не только из-за этого предпочитает не выходить из дома. Ширли воротит от тщеславия и слащавости, сплетен и лицемерия. И молчать она не собирается. Роуз принимает позицию Ширли, ее привлекает характер и сила духа писательницы. Та же в ответ готова ей открыться. И это кардинально изменит жизнь девушки, ее отношение к себе и мужу.
Роуз и Фред со временем начинают все больше напоминать зрителю Ширли и Стэнли. На эти мысли наводят параллели в характерах и судьбах героев. В ленте много и насыщенных визуальных символов, означающих те или иные аспекты истории. Живописная сцена на скале демонстрирует перемены в жизни Роуз, о которых говорят и ее дальнейшие поведение и язык тела. Эпизод с примеркой нового наряда стал доказательством доверия и близости между Ширли и Роуз. А сцена с разлитым вином показала степень отчаянного разочарования Ширли в обществе, ее бунт и сожаление, что она дала людям в этот момент шанс. Казалось бы, на той вечеринке героиня была готова на многое закрыть глаза, чтобы наконец-то «влиться». Но нет, ей невыносимо все, что творится вокруг.
Фильм «Ширли» – настоящее произведение искусства и идеальное сочетание чувственной драмы, напряженного триллера и бодрой сатиры. Посыл ясен, но многое здесь спрятано между строк. Сразу же после титров возникает желание вновь вернуться к картине, чтобы не только насладиться чувственным исполнением и насыщенной картинкой, но и постараться открыть новые смыслы этой загадочной истории.