«Затерянные в Ла-Манче» (2002)
Многострадальный фильм Терри Гиллиама «Человек, который убил Дона Кихота» (2018) застрял в «производственном аду» на целых 29 лет (с 1989 по 2018-й год). Даже когда в 2000 году, после необычайно долгих проволочек, съемки наконец начались, обстоятельства по-прежнему были против Гиллиама. Исполнитель главной роли Жан Рошфор травмировал спину и так и не смог вернуться к работе, съемочную группу преследовали неприятности: то в самый неподходящий момент налетала буря, то пропадало важное оборудование. Время и усилия, затраченные Гиллиамом на то, чтобы все-таки воплотить в жизнь свой замысел, сделали съемки его «фильма мечты» достойными отдельного рассказа. В «Затерянных в Ла-Манче», правда, речь идет только о первом этапе всей эпопеи – съемках в 2000 году, которые так и не были завершены. Гиллиам не раз был вынужден откладывать работу над «Человеком...», но потом все равно к ней возвращался. «Затерянные в Ла-Манче» – история о том, как иногда даже у лучших профессионалов кинематографа все валится из рук, и что бывает, когда «все, что только может пойти не так, идет не так».
Позднее та же команда, что сняла «Затерянных в Ла-Манче», создала еще один документальный фильм о работе Гиллиама над его легендарным проектом – «Он мечтал о гигантах» («He Dreams of Giants»). По словам режиссера Кита Фултона, это фильм «о внутренней борьбе в уме художника», посвятившего одному проекту почти 30 лет своей жизни.
В нашей рецензии мы делились мнением, каким в итоге получился фильм-долгострой Гиллиама «Человек, который убил Дон Кихота» (2018).
«Семья Крестного отца: Взгляд внутрь» (1990)
За кадром трилогии по роману Марио Пьюзо творились интриги и перипетии не хуже, чем в самих картинах. Фрэнсис Форд Коппола взялся за съемки первой части, еще не зная, удастся ли ему уладить свои трения со студией, утвердят ли подобранных им актеров на роли (к примеру, Аль Пачино мог так и не сыграть Майкла Корлеоне) и понравятся ли публике персонажи бестселлера, когда появятся на экране. Коппола не знал даже, сумеет ли довести дело до конца и не сместят ли его в процессе. В итоге Коппола и вся собранная им команда прошли огромный путь в течение съемок целых трех фильмов и создали настоящую сагу о семье Корлеоне. «Семья Крестного отца» – это не только семья Майкла Корлеоне, но и режиссер и актеры, которые за время работы над трилогией действительно стали «одной семьей». «Мы сидели все вместе, мы разговаривали, читали сценарий... И это было гениально, просто гениально».
В 1990 году (когда вышла заключительная часть) Коппола и компания решили еще раз оглянуться назад на всю проделанную работу. Результатом стал очень подробный и искренний рассказ о том, как происходило создание «Крестного отца». В фильм включены отрывки из трилогии, закадровые съемки, в том числе обсуждения сценария, кинопробы и интервью с самим Копполой и исполнителями главных ролей (Аль Пачино, Робертом Де Ниро, Джеймсом Кааном, Энди Гарсиа, Талией Шайр) и другими причастными к трилогии – от оператора и монтажера до продюсера.
«Создание легенды: "Унесенные ветром"» (1988)
«Унесенные ветром» были мегахитом и самой амбициозной, дорогостоящей и сложной кинопостановкой своего времени. На подготовку к съемкам ушло около трех лет, масштаб декораций и действа, которое должно было разворачиваться перед камерой, на тот момент не имели себе равных. На роль Скарлетт пробовались почти полторы тысячи актрис, в их числе – тогдашние суперзвезды: Кэтрин Хепбёрн, Джоан Кроуфорд, Лана Тернер, Полетт Годар. Кроме всего прочего, фильм решили сделать цветным, что само по себе было прорывом для 1939 года. Во главе предприятия стояли режиссер Виктор Флеминг (также над фильмом успели поработать не менее знаменитые в Голливуде Джордж Кьюкор и Сэм Вуд) и продюсер Дэвид Селзник, известный своим перфекционизмом и не признававший полумер. Результатом стали 10 «Оскаров» и статус самого кассового фильма, державшийся за «Унесенными ветром» 25 лет. Но прежде были съемки, не уступавшие самому фильму по степени эпичности, обошедшиеся в 4 миллиона долларов (неслыханный по тем временам бюджет) и осложненные столкновениями с цензурой, сверхтребовательностью Селзника и просто конфликтами на почве того, что и как лучше снимать. «Создание легенды» рассказывает обо всем этом, делая центральным персонажем Селзника, который был одержим идеей экранизировать роман Маргарет Митчелл, и воссоздает те события через интервью с членами съемочной команды и другими очевидцами, среди которых личная секретарша Селзника. С помощью архивных материалов о фильме, «Создание легенды» позволяет вообразить, какими могли бы быть «Унесенные ветром», если бы обстоятельства сложились по-другому. Например, если бы Ретта Батлера сыграл не Кларк Гейбл (который был основным и главным, но совсем не единственным претендентом на роль), а Гэри Купер или Эрролл Флинн.
Читайте также: 10 фильмов, которые лучше смотреть в режиссерских версиях
«Сердца тьмы: Апокалипсис кинематографиста» (1991)
Задокументировать те огромные труды, которых стоили Фрэнсису Форду Копполе съемки «Апокалипсиса сегодня» (1979), взялись режиссеры Факс Бар и Джордж Хикенлупер, а также жена режиссера, Элеанор Коппола. «Апокалипсис сегодня» должен был стать фильмом, отражавшим личную точку зрения режиссера на войну во Вьетнаме, и обернулся для всех участников съемок кошмаром, сравнимым с самой войной. Как однажды сказал Коппола, «мы делали этот фильм примерно так же, как американцы вели войну: нас было слишком много, мы тратили слишком много денег и понемногу сходили с ума». Затруднениям, которые приходилось преодолевать, не было конца, и чудачества и безответственность Марлона Брандо, который должен был играть одну из главных ролей, но не удосужился не то что подготовиться к роли, а даже прочитать сценарий, были одной из наименьших проблем. Из-за ужасной погоды и сложных природных условий, трудностей с согласованием сценария, финансированием, здоровьем актеров, самим процессом съемок, и так далее, все это нельзя было назвать иначе, чем самым настоящим «апокалипсисом кинематографиста».
Документальный фильм как нельзя точнее схватил и передал атмосферу «производственного хаоса», из которого родился на редкость реалистичный фильм, о котором Коппола позднее сказал, что он «не о Вьетнаме, он и есть Вьетнам».
«Память: Истоки "Чужого"» (2019)
«Как появился Чужой?» – вопрос, которым задаются не только герои популярной франшизы, но и зрители. Между тем, фильмы о Чужом и вся огромная работа, проделанная за кадром – наследие Ридли Скотта, которое исследовал в своем документальном фильме Александр О. Филипп к 40-летию выхода «Чужого» на экраны. В нем на мир Чужого можно посмотреть глазами его авторов и в свою очередь погрузиться во все то, чему Чужой обязан своим появлением. И заодно лишний раз убедиться, что Ридли Скотт создал нечто беспрецедентное и особенное, с точки зрения не только киноискусства, но и психологии, хорошенько порывшись в человеческом «коллективном бессознательном», чтобы вытащить наружу идеальную основу для своего идеального монстра – к примеру, страхи, которые уходят корнями в глубину нашей истории.
За созданием «Чужого» стоят мифы Древнего Египта и Греции, андеграундные комиксы, творчество Говарда Лавкрафта и Фрэнсиса Бэкона – в общем, своя вселенная, которую к тому же нельзя вообразить без художника и дизайнера Ханса Гигера (придумавшего самую основу ее атмосферы) и Ридли Скотта, который собрал ее воедино.
Кстати, не так давно Ридли Скотт рассказал, что та самая сцена появления ксеноморфа сбила с толку Стэнли Кубрика.
«Ингмар Бергман делает фильм» (1963)
Возможность посмотреть изнутри на работу великого шведского режиссера предоставляет документальный фильм в пяти частях, созданный соотечественником Бергмана – Вильготом Шёманом. Шёман, будучи начинающим сценаристом, обратился к Бергману с просьбой позволить понаблюдать за его творческим процессом и зафиксировать его на пленке. Бергман, как раз в это время собиравшийся приступать к съемкам драмы «Причастие» (1962), согласился. Хотя непосредственно на съемки Шёман с командой допущены не были, они присутствовали на репетициях и записали несколько интервью с самим Бергманом, актером Гуннаром Бьёрнстрандом, оператором Свеном Нюквистом и другими.
В фильме Шёмана охвачены все этапы создания картины – от появления идеи и выбора мест съемок до премьеры. Работу Шёмана (который впоследствии сам стал известным режиссером, в чьей манере отмечали явное влияние Бергмана) оценили очень высоко: она позволяет увидеть Бергмана в «естественной среде», где он находится в своей стихии, открыт, искренен и увлечен работой. Кроме того, благодаря внимательному ко всем деталям режиссерскому взгляду Шёмана, его фильм как нельзя лучше раскрывает сам процесс кинопроизводства, обычно скрытый от посторонних глаз.
Читайте также: 8 документалок об известных режиссерах, которые заслуживают внимания
«Комната 237» (2012)
Культовый фильм ужасов Стэнли Кубрика «Сияние» известен тем, что породил множество фанатских теорий и до сих пор привлекает любителей загадок в кино. Об этой стороне знаменитой картины Кубрика и рассказывает документальный фильм «Комната 237». Так, из него можно узнать, какую связь отыскали между «Сиянием» и теорией заговора, согласно которой Кубрик снимал «фальшивую высадку американцев на Луну», и какие еще в фильме разглядели скрытые темы, смыслы и подтексты. К примеру, где в «Сиянии» якобы существуют отсылки к проблемам коренного населения Америки и даже к Холокосту. Одним словом, фильм целиком состоит из рассуждений и догадок на тему того, «что Кубрик хотел сказать на самом деле».
Сам Стивен Кинг (который, впрочем, никогда не относился к фанатам адаптации его романа Кубриком) отнесся к «Комнате 237» довольно скептически, сказав, что теории в фильме «не назовешь иначе, как сильно притянутыми за уши». Несмотря на это, по выражению одного из критиков, «неважно, правдивы эти теории или нет, самое интересное здесь то, что люди до сих пор сходят с ума по отличному фильму о том, как однажды кто-то сошел с ума».
О том, почему «Сияние» – идеальный хоррор, мы рассказывали в нашем специальном материале.
«Лучший фильм из худших» (2009)
Малобюджетный фэнтезийный фильм ужасов «Тролль 2» (1990), казалось бы, никак не могла ожидать судьба «культового»: в свое время его сочли слишком «своеобразным», и в конечном счете он угодил в списки «худших фильмов в истории». На этом все могло бы и закончиться, однако режиссер Майкл Стивенсон, когда-то в детстве сыгравший в «Тролле 2» главного героя, однажды совершенно случайно наткнулся в Сети на сообщество поклонников фильма, который считал не лучшим эпизодом в своей биографии. И все-таки, как оказалось, кое-кому наивный ужастик пришелся очень даже по душе. Так к Стивенсону пришла идея – поведать, «как это было», как родилась эта «легенда» и что за судьба ее ожидала впоследствии: из «худших» фильмов – в «лучшие». В фильме Стивенсона поучаствовали актеры, снимавшиеся в «Тролле 2» вместе с ним. «Лучший фильм из худших» был принят тепло: как выразились на сайте Rotten Tomatoes, – «Это очень позитивный и веселый фильм про то, как даже из полнейшего киношного безумства может получиться достижение».