Лана Дель Рей – одна из самых выдающихся фигур в современной музыке. Так считают Тейлор Свифт, Билли Айлиш, журнал Billboard и многие другие. Она создала собственный стиль и повлияла на целое поколение музыкантов – и это при том, что хитов в ее дискографии не так уж много. 21 июня певице исполнилось 35 лет, и мы решили выяснить, из чего создана вселенная Ланы.
Грусть, размеренность и элегантность
«Грусть – это счастье для меня», – признается Лана Дель Рей. Когда она заставила о себе говорить в 2012 году, многие решили, будто ее образ и стиль – изобретение продюсеров. Но достаточно послушать мини-альбом «Kill Kill» (2008) или посмотреть ее ранние выступления (она начала заниматься музыкой еще в 2005 году, ниже ее EP «Young Like Me» (2005) для сравнения), чтобы понять, что это, скажем так, ее естественное состояние.
Нельзя сказать, что все песни Ланы печальные – есть и другие («Love», «Happiness Is a Butterfly»), но и они звучат тихо и медленно. Даже когда Дель Рей зла, она не кричит, а высказывается в своей привычной томной манере – и в этом есть определенная элегантность.
Вдохновение культовой музыкой прошлых лет
Целых две песни посвящены ее увлечению Guns N’ Roses («Guns and Roses», «Axl Rose Husband»). Дель Рей перепевала Леонарда Коэна («Chelsea Hotel #2») и Нину Симон («Don’t Let Me Be Misunderstood»), упоминала в текстах песен Билли Холлидей и Джима Моррисона, сэмплировала Дэвида Боуи. Нельзя сказать, что современная музыка ее совсем не интересует: так, в «Blue Jeans» Дель Рей признается, что выросла на хип-хопе; кроме того, она дружит с The Weeknd, A$AP Rocky, Уайз Блад и Мариной Диамандис.
Ретро и эскапизм
Ее часто называют «гангстерским вариантом Нэнси Синатры» (кстати, Лана перепевала ее песню «Summer Wine»). Певица черпает вдохновение в культуре прошлых лет – преимущественно 1950-х и 1960-х, называет Элвиса Пресли и Мэрилин Монро своими родителями в песне «Body Electric» и даже внешне подражает Присцилле Пресли и Джин Шримптон (топ-модель 1960-х). Сюжет клипа «Doing Time» (2019) позаимствован из фильма «Нападение гигантской женщины» 1958 года.
Но это не столько ностальгия, сколько сотворение собственной реальности и побег из повседневности. Сама Лана 1950-е и 1960-е не застала, даже «формально». Ее песни – это создание собственного мира с помощью полюбившихся образов и приемов, а не попытка возродить старое. Это середина XX века, которой никогда не существовало, это вселенная, существующая в ее фантазии.
Детали и подробности
Главное достоинство музыки Ланы Дель Рей – атмосферность, а для ее создания нужны детали. Лана прекрасно знает об этом, именно поэтому она такой отличный рассказчик. Города и районы (Нью-Йорк, Бруклин, Калифорния), детали одежды, машины, любимые места, культовые артисты, поэты и художники и цитаты из любимых произведений – все эти, казалось бы, незначительные подробности создают эффектную картину. Лос-Анджелесскому району Бель-Эйр посвящена целая песня (она так и называется – «Bel Air»), также он упоминается в тексте «Young And Beautiful». Кстати...
Красота, молодость и гламур
Героиня ее песен – молодая привлекательная женщина. Что бы ни говорили, а внешний образ для любого артиста важен, и он сыграл не последнюю роль в успехе Ланы Дель Рей. Анонс ее российского выступления в 2016 году начинался со слов «одна из самых красивых женщин на мировой поп-сцене». Помимо «Young And Beautiful», у Ланы есть такие песни, как «Pretty When You Cry», «Pretty Baby», «Beautiful People, Beautiful Problems» и «God Bless America – And All the Beautiful Women in It». В юности Дель Рей работала моделью и снималась для рекламы Hollister, позже стала лицом H&M (уже обретя звездный статус), а в 2019 году появилась в рекламе Gucci вместе с Джаредом Лето.
О власти, успехе и деньгах
Во времена «Born To Die» Дель Рей упрекали в том, что ее карьера – дело рук богатого отца. Но это странная претензия: немало известных музыкантов выросли в обеспеченных семьях – например, Тейлор Свифт, Эд Ширан и Адам Левин из Maroon 5. Надо отдать Дель Рей должное: она не пытается разыгрывать из себя «девочку из народа», а, наоборот, говорит, что любит красивую жизнь (другой она, скорее всего, и не знает). «Деньги – причина, по которой мы существуем» («National Anthem»), «Я хочу денег, власти и славы» («Money Power Glory»). Иронично, но Лану Дель Рей как раз сложно обвинить в коммерциализации и продажности – совершенно очевидно, что она пишет песни и стихи, потому что ей хочется творить, а не потому, что ей хочется заработать.
Любовь и отношения (весьма спорные)
Пожалуй, самая неоднозначная тема в ее творчестве. Дель Рей неоднократно подвергалась критике за романтизацию нездоровых отношений, симпатию к «плохим парням» и мужчинам старшего возраста. Строчка «Он ударил меня, и это было похоже на поцелуй» (заглавный трек с альбома «Ultraviolence») действительно звучит дико в сегодняшней реальности – пусть это и цитата из песни The Crystals 1962 года. Но сама Дель Рей говорит, что она не романтизирует насилие, а лишь честно рассказывает о своих отношениях и поет о том, с чем многие женщины сталкиваются в реальности.
Искусство, поэзия и литература
Свой последний альбом «Norman F**king Rockwell» Лана Дель Рей назвала в честь художника Нормана Роквелла. Российскому уху имя может показаться незнакомым, но в истории американского искусства это действительно важная фигура. В США даже есть целый музей Роквелла (открытый в 1969 году).
Тексты песен играют важную роль в творчестве Ланы. В конце 2019 года она анонсировала выход сразу двух поэтических сборников – «Violet Bent Back Over the Grass» и «Behind the Iron Gates – Insights From an Institution». Название альбома «Ultraviolence» позаимствовано из книги Энтони Берджесса «Заводной апельсин», в песне «Hope Is a Dangerous Thing…» она рассказывает, как «читала Сильвию Плат сутками». Певица действительно образованный человек: она училась на философском факультете Фордемского университета и специализировалась на метафизике (кстати, одна из ее неизданных песен называется «Fordham Road»).
Америка и социальные проблемы
Лана Дель Рейне так часто говорит о том, что происходит в мире, но точно следит за новостями. Она любит свою страну и переживает за нее. Одна из ее песен называется «American».
Но ее патриотизм – не просто слова «для галочки» и не слепое обожание. Летом 2019 года Лана опубликовала песню «Looking For America», которая затрагивает тяжелую тему массовых расстрелов и перестрелок в США. На альбоме «Lust For Life» (2017) есть песня «Coachella – Woodstock On My Mind», в которой певица выражает беспокойство из-за ухудшившихся отношений США и Северной Кореи: пока она была на фестивале Coachella, в мире происходили другие события, у которых может быть много не самых положительных последствий.
Клипы, кинематографичность, гармония
Видеография Ланы Дель Рей довольно разнообразна: это и полноценные короткометражные фильмы, вроде «Tropico» и «Ride», и более простые ролики, вроде «Venice B**ch» или «Mariners Apartment Complex». У всех ее видео есть одна общая черта: они как будто существуют в другом измерении, как будто пришли из другого времени – они всегда прекрасно дополняют ее музыкальное творчество.
Музыку Ланы Дель Рей часто называют кинематографичной, неслучайно она записывала песни для фильмов. А что такое музыка? Саундтрек к нашей жизни. Все вышеупомянутые черты сплетаются в уникальную, неповторимую комбинацию, которая привлекает внимание самых разных людей, в том числе творческих. Без Дель Рей не было бы ни Лорд, ни Билли Айлиш, ни Halsey – это не полный список, и он еще будет продолжаться.