Для быстрого поиска начните вводить запрос

​Уиллем Дефо. Ангел и демон во плоти

Пересматриваем фильмы мастера перевоплощений и одного из самых – если не самого – недооцененного актера Голливуда.
22 июля 2020 0
Кадр из фильма «Ван Гог. На пороге вечности» (2018)
Кадр из фильма «Ван Гог. На пороге вечности» (2018)

22 июля Уиллему Дефо исполняется 65 лет. Четырехкратному номинанту на «Оскар» редко попадаются главные роли, хотя в кино он работает уже почти 40 лет, разрываясь между арт-кино и голливудским. Дебютировав на большом экране у Кэтрин Бигелоу в образе беспечного байкера в драме «Без любви», а потом сыграв у таких мэтров как Оливер Стоун, Мартин Скорсезе, Уэс Андерсон, Ларс фон Триер, Дэвид Линч и Вернер Херцог, актер получает роли едва заметные. Но как однажды было точно подмечено: «Лицо Дефо – оно не совсем человеческое, в том смысле, что таких больше нет». Уиллем Дефо, чьи образы – ангелы и демоны, убийцы и мученики, от детективов и заключенных до Пьера Паоло Пазолини и Иисуса Христа, остается одним из самых выдающихся актеров в американском кино, поэтому в день его рождения вспоминаем самые интересные образы этого большого артиста.

«Жить и умереть в Лос-Анджелесе» (1985)

Кадр из фильма «Жить и умереть в Лос-Анджелесе» (1985)

Кадр из фильма «Жить и умереть в Лос-Анджелесе» (1985)

Уильяма Фридкина будут помнить как режиссера «Изгоняющего дьявола» и «Французского связного», – но редко кто говорит о культовом нео-нуаре «Жить и умереть в Лос-Анджелесе», где есть потрясающая погоня на автостраде. Удивительная сцена. И хотя Уиллем Дефо здесь ни при чем, именно он играет злодея – фальшивомонетчика, который орудует красками, как художник, штампуя банкноты, сжигает полотна, снимает на видео свои любовные ласки и убивает напарника главного героя, превращая полицейское расследование в кровную месть. Наблюдать как Дефо виртуозно подделывает баксы так же волнительно, как смотреть за перестрелкой и слежкой.

«Взвод» (1986)

Кадр из фильма «Взвод» (1986)

Кадр из фильма «Взвод» (1986)

Военная драма Оливера Стоуна стала настоящим прорывом для Дефо, сыгравшего опытного бойца во Вьетнаме, который «тут уже три года и считает, что он Иисус Христос». Солдат не верит в то, что делает в этом аду, а значит, война проиграна. Дефо расстреливает вьетконговцев в густых джунглях и грызется с разъяренным командиром, сражаясь за души братьев по оружию и пытаясь победить в себе зверя. В страшной мясорубке солдат, преданный и расстрелянный, бежит через поле битвы, эпично падая под градом пуль и отчаянно протягивая руки к небесам. Никто из актеров больше не играл так здорово, как в оскароносном «Взводе». Кроме Дефо, которому по зубам любая роль.

«Последнее искушение Христа» (1988)

Кадр из фильма «Последнее искушение Христа» (1988)

Кадр из фильма «Последнее искушение Христа» (1988)

Самая требовательная роль в карьере Дефо, которого обвиненный в богохульстве Мартин Скорсезе переодел в Иисуса Христа, придав святому не божественности, а человечности. «Последнее искушение Христа» – образ падшего человечества. Иисус – плотник, который мастерит кресты для римлян, чтобы распять своих собратьев. Он – не то предатель, не то мессия. Дефо воплощает проповедника, ведущего вечную борьбу духа, охваченного страхом, сомнением, искушением, самоистязанием, жалостью к людям и любовью к карающему Отцу. Актер пытается остановить зло, молясь о распятии. Дефо в образе Иисуса убедит даже нерелигиозных. Ни наград, ни номинаций актер за эту скандально знаменитую картину не получил.

«Триумф духа» (1989)

Кадр из фильма «Триумф духа» (1989)

Кадр из фильма «Триумф духа» (1989)

Дефо играет греко-еврейского боксера, заключенного в «Освенцим», где он дерется со своими сокамерниками, развлекая нацистов, которые пленников пытают, убивают и сжигают. На родине герой Дефо был грузчиком, а теперь, ради куска хлеба, бьет лица узников концлагеря. И каждый бой – до смерти. Остается лишь работать и подчиняться, чтобы не сдохнуть с голоду и не попасть в печь, ибо «Arbeit Macht Frei» («Труд освобождает»). Персонаж похож на гладиатора, постоянно осознающего: если проиграет на ринге – погибнет навсегда. «Триумф духа» не просто так называют справочником для современных фильмов, посвященных Холокосту. Сильная актерская игра, трагическая история.

«Дикие сердцем» (1990)

Кадр из фильма «Дикие сердцем» (1990)

Кадр из фильма «Дикие сердцем» (1990)

Странное роуд-муви о любви, где Уиллем Дефо воплотил маленькую, но яркую роль. Актер играет техасского мафиози Бобби Перу, убийцу и извращенца – и это после Иисуса Христа. Тонкие усики, гнилые зубы и зализанные волосы. В этом амплуа Уиллем Дефо словесно насилует Лору Дерн, которая убегает с Николасом Кейджем от злой матери. Кейдж сходит с ума в пиджаке из змеиной кожи и поет песни Элвиса, а Дефо воплощает чертовски мерзкого и опасного персонажа у Линча, которого за эту романтическую сказку наградили «Золотой пальмой». Сюрреалистично и эксцентрично. И кровавая гибель Бобби – тоже нечто особенное.

«Тень вампира» (2000)

Кадр из фильма «Тень вампира» (2000)

Кадр из фильма «Тень вампира» (2000)

Вампиров много, а граф Орлок один. И кто, если не Дефо, мог исполнить роль главного в истории вурдалака? «Тень вампира» – о создании классического хоррора «Носферату. Симфония ужаса», где, по легенде, режиссер Фридрих Мурнау снял настоящего вампира, чтобы придать фильму подлинности. Лысый и бледный Дефо с осунувшимся лицом и длиннющими ногтями жутко прекрасен в образе таинственного зла. А ведь в самом деле мог бы сыграть в оригинале. Ужас, однако, разбавляется черной комедией, потому что никто, кроме режиссера, не знает, что клыкастый немец – чудовище тьмы. Вот как жизнь растворяется в искусстве. Может, и Дефо – не совсем живой человек?

«Человек-паук» (2002)

Кадр из фильма «Человек-паук» (2002)

Кадр из фильма «Человек-паук» (2002)

Без дурацкого костюма Зеленого Гоблина актер выглядит гораздо страшнее. Лицо Дефо и есть маска монстра. «Человек-паук» – не только о силе и ответственности, а прежде всего о борьбе с внутренним демоном, который поглощает своего создателя. Сюжет библейский, а для Дефо образ осатаневшего бизнесмена со зловещим хохотом по сей день остается самым кассовым. И это после целой декады невзрачных ролей. Смотреть на преисполненного ненависти и жаждой власти террориста – сплошное удовольствие. Взбесившийся капиталист корчит дьявольские гримасы и сеет хаос. Недаром Дефо мог оказаться в «Бэтмене» Тима Бертона.

«Проект Флорида» (2017)

Кадр из фильма «Проект Флорида» (2017)

Кадр из фильма «Проект Флорида» (2017)

Трагикомедия о детях в мотеле на пороге американской сказки, где за порядком следит строгий управляющий, похожий на няньку или, скорее, отца, защитника и ангела-хранителя. Фильм почти бессюжетный – историю тащат актеры, особенно Уиллем Дефо, который и за шкодливыми детишками присмотрит, и пузатого педофила прогонит, и со стайкой птиц побеседует, желая им хорошего дня. Каждое появление Дефо в этом грустном мире – чистейшая радость. Даже если он тихо стоит и курит. Актер играет не героя, а душевного дядьку, который пытается сделать мрачную жизнь на дне чуть светлее.

Чем еще хорош фильм «Проект Флорида»

«Ван Гог. На пороге вечности» (2018)

Кадр из фильма «Ван Гог. На пороге вечности» (2018)

Кадр из фильма «Ван Гог. На пороге вечности» (2018)

Живописное жизнеописание истерзанного Винсента Ван Гога. Сходство Дефо с художником невероятное. Актер с пронзительным взглядом и глубокими морщинами потрясающе точно изобразил страх, тревогу и одиночество, втягивая зрителя в мощный поток мысли и души бедного творца, который пытается достучаться до небес. В драме о природе искусства Дефо – изгнанник, ищущий покой и надежду, скиталец, подобный Христу, которого одни не понимают, другие боятся и презирают. Неспроста Ван Гога, фигуру великую, трагическую и бесстрашную, играет именно Дефо, который превосходен на экране, но обделен наградами. И все же приз Венецианского кинофестиваля за лучшую мужскую роль его по праву.

Мы включили фильм «Ван Гог. На пороге вечности» в топ важных фильмов 2019 года

«Маяк» (2019)

Кадр из фильма «Маяк» (2019)

Кадр из фильма «Маяк» (2019)

Образ хмурого смотрителя с дерзким нравом – сильнейший в карьере артиста, который запрещает загнанному грязной работой салаге взбираться на вершину таинственного маяка. Уиллем Дефо и Роберт Паттинсон пьянствуют, пляшут, дерутся и впадают в безумие в этом изысканно снятом хорроре, который полон крови, пота, слез и мифических тварей. Бородатый, хромой и рявкающий, словно старый пес, Дефо неотразим. Старик бегает с топором, пукает, посвистывая, и разговаривает на забытом диалекте. «Yer fond of me lobster, ain’t ye?» – такое не передать, надо слышать. И чем дальше, тем страннее, будь то убийство чайки или секс с русалкой. «Маяк» – самая дикая картина актера. Загадочный портрет юбиляра. Так опрокинем же стаканы!

Больше интересного и странного о фильме «Маяк»

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.


В центре внимания

Поделитесь с друзьями