Что такое Spotify
Spotify – крупнейший в мире музыкальный стриминговый сервис, которым пользуется 286 млн пользователей, из которых 130 млн платят за подписку. Его библиотека насчитывает более 50 млн песен.
Spotify появился очень давно – еще в 2006 году, когда легальное прослушивание музыки через интернет казалось чем-то фантастическим, главной соцсетью для артистов тогда был MySpace, а YouTube только-только отпраздновал первый день рождения. В те времена музыкальная индустрия терпела убытки: физические носители окончательно ушли в прошлое, а продавать песни через Интернет еще не научились. Изначально Spotify был торрент-трекером, но затем перешел на новейшую для того времени стриминговую модель – настолько новейшую, что даже Стив Джобс был уверен в ее провале. Еще была жива память о пиратском сервисе Napster, который закрыли после громкого судебного разбирательства с Metallica (сейчас Napster существует в формате онлайн-магазина, но его лучшие дни явно остались позади).
Основатели компании Даниэль Эк и Мартин Лорентсон хотели создать легальный аналог пиратских музыкальных ресурсов, который бы обходил конкурентов по всем параметрам. По сути, Spotify появился на музыкальном интернет-рынке с его самых первых дней, что дало его создателям возможность хорошо его изучить и понять, что именно нужно слушателям. Официальный запуск состоялся в 2008 году, и Spotify быстро начал набирать популярность – да такую, что Apple (у которых тогда было преимущество за счет iPod и iTunes) это очень не понравилось. Даниэль Эк утверждал, будто Джобс лично ему звонил; по данным шведской газеты Svenska Dagbladet Apple в 2010 году пытались помешать запуску Spotify в США. Но у них ничего не получилось, и с июля 2011 года сервис стал доступен и для американцев.
В отличие от Apple Music или YouTube Music (ранее Google Play), за Spotify не стояло крупной компании с большими ресурсами – это чисто музыкальное предприятие, которое смогло привлечь внимание инвесторов. В итоге это сыграло им в плюс: Spotify серьезно относились (и относятся) к каждой мелочи и постоянно улучшали (и улучшают) свой сервис.
Почему Spotify ждали в России
Несмотря на вполне себе приличный выбор других музыкальных стриминговых сервисов (рассказывали о них подробно), прихода Spotify в Россию ждали. Одни просто хотели иметь доступ к главному музыкальному сервису мира, других зацепили хвалебные отзывы о рекомендациях, третьи хотели «на практике» понять, почему именно Spotify занял лидирующее положение в мире.
До официального запуска многие российские пользователи все равно слушали музыку через Spotify с помощью VPN. В Рунете даже выходили статьи на эту тему с подробными инструкциями по подключению к Spotify (пример из 2015 года, пример из 2018-го) – причем, отметим, к тому моменту в России уже работало несколько стриминговых сервисов. В «ВК» работало неофициальное сообщество Spotify Community с несколькими десятками тысяч пользователей, а с 2016 года появилась группа с говорящим названием «Оформление премиум подписки Spotify». В день запуска Spotify – 15 июля 2020 – активно обсуждалась проблема смены страны в аккаунте (которая, впрочем, быстро решилась).
В начале 2020 года у некоторых пользователей Spotify начал работать на российском IP – но только в веб-версии (Open.spotify.com). Десктоп- и мобильное приложения были по-прежнему недоступны. Первая попытка выйти на российский рынок была предпринята еще в 2014 году: тогда было зарегистрировано ООО «Спотифай». К сожалению, она не удалась. Второй раз о запуске Spotify в России заговорили весной 2018 года (вместе с Индией и Африкой), затем назывались разные даты – лето 2019 года, конец 2019 года… Когда в начале июля 2020 года появилась новость, что сервис заработает уже 15 числа, многие восприняли ее со скепсисом, но по факту Spotify стал доступен чуть раньше – 14 июля.
Spotify Россией тоже давно интересовались: страна большая, потенциальных подписчиков много. В интервью «Коммерсанту» от все того же 15 июля вице-президент компании Густав Гилленхаммер сообщил, что объем рынка составляет около 100 млн пользователей, а согласно отчету IFPI за 2019 год, объем российского рынка достигает 171 млн долларов (IFPI – Международная ассоциация производителей фонограмм). Гендиректор российского Spotify Илья Алексеев отмечает, что Россия входит в топ-20 музыкальных рынков мира.
В чем плюсы и минусы Spotify
Плюсы
Для многих меломанов музыкальные сервисы – не только возможность послушать любимые треки и альбомы, но и открыть для себя новых артистов. Судя по многочисленным отзывам, в этом Spotify действительно обошел конкурентов.
Рекомендации. Можно слушать «радио» по конкретному треку, можно – по исполнителю. Spotify удалось разработать эффективную рекомендательную систему, которая подошла огромному количеству людей. Как она устроена – это отдельный и очень сложный вопрос, однако она позволяет слушателю найти множество новых песен и исполнителей, которые с большой степенью вероятности ему понравятся, не затрачивая собственные силы и время на поиск. Радио Spotify предлагает не несколько похожих треков, а целые подборки длительностью в несколько часов.
Плейлисты. В ту же тему: еще один жирный плюс Spotify – нереально огромное количество плейлистов (4 млрд). Есть автоматические, есть авторские, есть жанровые: подборок музыки очень много и, кажется, на любой вкус. В Spotify присутствует элемент соцсети, благодаря которому когда-то давно выстрелил Last.fm: если залогиниться в сервисе через Facebook, то можно найти страницы своих друзей (возможно, в будущем можно будет найти и друзей из «ВК»). Профиль в Spotify легко привязать к другим соцсетям, включая даже приложения знакомств.
Для каждого слушателя создается автоматический плейлист «Открытия недели», основанный на его вкусах и содержащий 30 новых песен. По мнению Spotify, это напоминает рекомендацию «от самого себя, только из будущего».
Скорость. Spotify очень быстро грузится, что в эпоху повсеместного Интернета очень важно.
Легко «поделиться» музыкой. Если нужно вставить песню, плейлист или альбом на сайт или в блог, это сделать легко: код небольшой и много места не занимает, его не надо править и «подгонять».
Данные и статистика. Spotify привлекает внимание не только простых слушателей, но и работников индустрии. Он публикует данные об авторах и продюсерах песен, а также позволяет посмотреть количество прослушиваний у конкретной песни и узнать, в каких городах и странах конкретный артист наиболее популярен. Есть и вкладка с ближайшими концертами (сейчас, правда, не до этого, но штука полезная) и, само собой, новинки и чарты.
Удобство. Сервис устроен так, чтобы слушателю было максимально удобно им пользоваться: поиск работает быстро и выдает максимум результатов (можно искать не только по музыканту, но и по жанру, и по году), в настройках можно выбрать плавный переход между треками, автовоспроизведение похожей музыки после окончания плейлиста, управлять приватностью и т.д. Приложение «легкое», не грузит смартфон и синхронизирует прослушивания с разных устройств. Есть возможность перенести плейлисты из других сервисов, автоматически составляются индивидуальные «миксы» на основе предпочтений конкретного слушателя – Spotify даже запоминает, какие именно песни пользователь включал на повторе.
Эксклюзивы. У Spotify есть свои эксклюзивы, в 2016 году была запущена серия релизов Spotify Singles, в которой участвовали самые разные артисты - от Селин Дион до Kaleo.
Похоже, что главная цель Spotify – стараться удержать пользователя всеми возможными способами и оставить у него положительное впечатление, чтобы он продолжал пользоваться платформой. Вторая возможная цель – работа по привлечению рекламодателей, которые также хотят «положительных» ассоциаций. Менеджер Оксимирона Женя Муродшоева обратила внимание (со ссылкой на книгу «Spotify Teardown: Inside the Black Box of Streaming Music»), что плейлисты Spotify оформлены как популярные профили в Instagram («позитивные» обложки и названия) и стараются «продать хорошее настроение», плейлистов, так или иначе связанных с «негативом», практически нет (из имеющихся – «Coping with loss», «Break up songs»). Это очень похоже на правду: реклама в бесплатной версии сделана максимально ненавязчивым образом.
Минусы
Рашн контент. Покритиковать Spotify тоже есть за что. Любители российской музыки пожаловались, что в библиотеке не лучший выбор «местного» контента, и на русскоязычной музыке рекомендации работают хуже. Впрочем, говорят, для «полноценной» работы рекомендаций нужно активно пользоваться сервисом две недели, а локальные плейлисты, подстроенные под российского слушателя, уже появляются и, скорее всего, в дальнейшем их будет больше.
Подкасты. Не совсем музыкальное, но тоже важное: пока в российском Spotify нет подкастов, но компания работает над этим. «Это очень важное для нас направление, и мы обязательно представим их российским пользователям, когда будем к этому готовы», – ответили представители Spotify.
Фальшивые артисты. В 2019 году прогремел скандал с фальшивыми артистами на Spotify, набравшими в совокупности более 2 млрд прослушиваний. Пользователи предположили, что компания создала этих исполнителей для снижения выплат правообладателям, с которыми все тоже неоднозначно – за низкие выплаты авторам Spotify критиковали и инди-музыканты, и суперзвезды, вроде Тейлор Свифт.
Еще Spotify в 2016 году обвиняли в продаже личных данных другим компаниям с целью рекламы, но Даниэль Эк в прошлогоднем интервью Variety опроверг эту информацию.
Spotify и конкуренты
До прихода Spotify на российском рынке стриминга преобладали две компании: «BOOM/ ВКонтакте» (40% аудитории по данным 2018 года) и «Яндекс. Музыка» (32% аудитории). Интересно, что обе компании именно «местные», а не международные, и обе привязаны к другим популярным «местным» сервисам.
Если в начале пути Spotify мог выигрывать у других за счет обширного каталога, то сейчас практически любой популярный сервис предоставляет доступ к огромному количеству самых разных песен. Но у него есть преимущества перед BOOM и «Яндексом»: удобный поиск и рекомендации (по сравнению с первым), быстрая работа и мгновенное «реагирование» (по сравнению со вторым). У BOOM и «Яндекса», впрочем, есть и свои преимущества, главное из которых – широкий выбор музыки из России и стран СНГ, а также связь с «ВКонтакте» и «Яндексом», самой популярной соцсетью и поисковой системой в стране соответственно.
Что же касается Apple Music, то его доля на российском рынке не так высока. По сравнению с ним, Spotify выигрывает за счет рекомендаций (снова!), социального элемента и бесплатного доступа: в Apple Music бесплатно можно слушать лишь 30-секундные сниппеты. У Apple, впрочем, тоже есть свои козыри – например, собственное 24-часовое радио Beats 1 (настоящее радио, а не «радио» из рекомендаций) и тексты песен (к слову, Spotify уже тестирует эту функцию в некоторых странах).
Многие «фишки» Spotify перенял YouTube Music – но он появился слишком поздно, в 2018 году (этим объясняется невысокая доля на мировом рынке), у него нет такого количества плейлистов, рекомендации и радио работают неплохо, но Spotify заметно уступают; зато можно смотреть клипы без рекламы, а также получить доступ к их собственному контенту.
Стоимость платного аккаунта на Spotify стандартная – 169 рублей в месяц. Есть и «хитрый способ»: можно купить семейную подписку на шесть человек общей стоимостью в 269 рублей – тогда подписка на человека обойдется всего лишь в 44 рубля.
Для тех, кто не слишком серьезно увлечен музыкой, преимущества Spotify могут показаться несущественными. Но для меломанов со стажем, музыкантов, сотрудников индустрии Spotify действительно представляет серьезный интерес – а они в большой степени определяют «настроение» музыкального рынка.
Как Spotify может повлиять на российский рынок
Тенденция последних лет – короткие песни и длинные альбомы. Причина – правила Spotify: трек считается прослушанным, если его слушали более 30 секунд (и неважно, длится он две минуты, пять или десять), а число стримов (и, как следствие, продаж) альбома напрямую связано с количеством композиций. Поэтому современным артистам выгоднее выпустить альбом из 20 коротких песен, а не десяти длинных. Обозреватель New York Times Джон Караманика даже придумал специальный термин «Spotifycore», обозначающий песню, созданную для того, чтобы стать хитом Spotify. Характерные признаки: короткая длительность, хук звучит в первые 30 секунд (чтобы зацепить слушателя и не отпускать его), темп средний (чтобы попасть в популярные плейлисты). Под это описание подходит, например, главный хит 2019 года – «Old Town Road» Lil Nas X.
Благодаря чартам мировая музыкальная индустрия сможет получить подробную информацию о российских слушателях и их предпочтениях. Конечно, такая возможность существовала и раньше, но Spotify ситуацию сильно упростил. Когда концертная индустрия снова начнет полноценно работать, Spotify повлияет и на нее: если артист увидит, что в России у него много слушателей, это будет весомым аргументом для гастролей по стране. Верно и обратное: с включением России в общемировую музыкальную систему у местных артистов появилось больше шансов заявить о себе, привлечь внимание зарубежных лейблов, СМИ и других музыкантов. Не исключено, что в скором времени возрастет количество дуэтов российских и западных исполнителей, а талантливыми местными музыкантами заинтересуются иностранные лейблы и музыкальные издания.
Spotify и Россия. Итоги первой недели, продвижение и перспективы
Запуск Spotify быстро дал понять, какие зарубежные хиты популярны в России. Портал Spotify Charts опубликовал данные по прослушиваниям с 15 по 20 июля. На первых строчках – «Blinding Lights» The Weeknd, «Rockstar» DaBaby и «How You Like That» Blackpink. Среди отечественных исполнителей первенство держат Моргенштерн с «Cadillac», «Yamakasi» Miyagi & Andy Panda и «Дежавю» Kizaru.
Амбиции у компании большие. У российского Spotify уже появились официальные аккаунты в «ВК» (на момент написания этого материала 21 тысяча подписчиков), в Instagram (30 тысяч) и в Twitter (8 тысяч), а страница на Facebook с 22 млн подписчиков обзавелась версией на русском языке. Администраторы активно общаются с публикой и охотно отвечают на вопросы. Они сняли ролик о запуске Spotify, позвав не только русскоязычных звезд (самых разных – Илью Лагутенко, Светлану Лободу, Моргенштерна, Kate NV), но и международных (BTS, Кэти Перри, Imagine Dragons). Также у Spotify вышли промо-ролики с участием Little Big, Нины Кравиц и Тимы Белорусских. Реклама Spotify появилась и на уличных билбордах: в центре Москвы, например, можно увидеть плакат с Элджеем.
Но главной приманкой Spotify, наверное, все же стала возможность подключения премиум-аккаунта на три месяца бесплатно. Он дает доступ к более высокому качеству музыки, отсутствию рекламы и возможности слушать музыку без подключения к Интернету. Серьезные выводы делать еще рано, но уже можно сказать, что Spotify удалось «выстрелить» и что у BOOM и «Яндекса» появился серьезный конкурент.
Кстати, если вбить в «Яндекс» слово «спотифай», он будет предлагать трехмесячную подписку на BOOM за 1 рубль, а если вбить «спотифай» в Google, то появится контекстная реклама с этой подпиской. Кажется, конкуренты уже поняли, что борьба за слушателя будет нелегкой.