Лана Дель Рей – одна из самых ярких личностей в современной музыке. У нее есть свой стиль, и она играет по своим правилам. Захотела стать поэтессой? Почему бы и нет. Эксперимент удался на все сто процентов.
Многие музыканты пробуют себя в других сферах. Кто-то снимается в кино (Джастин Тимберлейк), кто-то создает модную коллекцию (Канье Уэст), кто-то рисует картины (Мэрилин Мэнсон). Автобиографических книг издается множество, художественных – намного меньше (хотя Пол Маккартни и Мадонна пробовали себя в роли писателей), а уж поэтических – совсем немного.
Певица анонсировала выход сборника стихов «Violet Bent Backwards Over The Grass» еще в 2019 году, затем в начале 2020 года отложила его из-за ограбления. Изначально книга должна была увидеть свет в январе 2020 года, затем Дель Рей пообещала опубликовать ее в течение месяца. И вот она наконец-то увидела свет.
«Violet Bent Backwards Over The Grass» – не просто книга, но аудиокнига, где Лана прочитала свои стихи под аккомпанемент Джека Антоноффа. Он уже работал с Дель Рей над прошлогодним альбомом «Norman F**king Rockwell» – кажется, у них сложился отличный тандем, а продюсерами записи они выступили вместе. Конечно, это нельзя назвать полноценным новым альбомом, но кое-что общее есть. Это не просто зачитывание строчек, а полноценное театральное представление в аудиоформате. Главное отличие «Violet Bent…» от альбома в том, что музыка играет второстепенную, сопровождающую роль, это аудиодекорации для спектакля одной актрисы – Ланы. Монологи Дель Рей будто бы взяты из фильма, а о кинематографичности ее музыки не говорил только ленивый. То же теперь можно сказать и про ее поэзию.
По признанию Дель Рей, она решила назвать сборник «Violet Bent Backwards Over The Grass», потому что именно это стихотворение было написано первым. Стихи рождались по-разному: одни появились уже в готовом виде (Лана надиктовала их на диктофон, а затем перепечатала в текст), а над другими она работала достаточно долго, кропотливо подбирая слова, чтобы создать идеальное стихотворение. Но все произведения, по словам певицы-поэтессы, получились «честными» и «аутентичными» и нет никаких оснований ей не верить.
Те, кто хорошо знаком с ее музыкой, могут примерно представить, какими получились стихи, они идеально укладываются во «вселенную» Дель Рей. Слова всегда играли важную роль в ее песнях, а Тейлор Свифт и вовсе назвала Лану своим любимым автором текстов. Темы знакомые: лето, грусть, надежда, любовь, поиски счастья. И не только они. В «LA Who Am I to Love You?» она ведет воображаемый диалог с Лос-Анджелесом, ее любимым городом. Дель Рей сравнивает его с Сан-Франциско и Нью-Йорком и рассказывает о проблемах, с которыми она сталкивалась в жизни (похоже, у певицы не слишком хорошие отношения с матерью – она два раза говорит, что у нее «не было матери»). В «Paradise Is Very Fragile» Дель Рей переживает из-за пожаров, климатических изменений и неравенства в Америке. В «Salamander» она дает понять, что очень серьезно относится к своей поэзии и не хочет торговать своими историями. Кстати, строчка из этого стихотворения («My life is my poetry, My love making is my legacy») вынесена в ее профиль в социальных сетях.
Конечно, не обошлось без отсылок: Лана упоминает Джима Моррисона, Эми Уайнхаус, Сильвию Плат, художницу Джорджию О’Кифф и других выдающихся личностей. Очень много упоминаний природы (вплоть до «цветочного» названия сборника). Было бы любопытно услышать эти тексты в виде полноценных песен. Но, с другой стороны, песен в ее дискографии и так достаточно, а этот формат довольно необычный и тем интересный.
Конечно, стихи можно и просто прочитать, но всем желающим ознакомиться с поэтическим творчеством певицы стоит послушать аудиокнигу. Буквы на экране или на бумаге – это всего лишь буквы, какими бы красивыми ни были слова. Голос Ланы и музыка Антоноффа создают из текстов новое, более выразительное и впечатляющее произведение.
В печатном (а также электронном) виде книга выйдет 29 сентября, и у фанатов Ланы Дель Рей есть как минимум один повод ее дождаться: в нее войдет не 14 стихов, как в аудиокниге, а вдвое больше – целых 30. Будет ли издание переведено на русский язык, пока неизвестно. В марте 2021 года должна выйти еще одна книга стихов Дель Рей – «Behind the iron gates – insights from an institution». Одно из стихотворений из этого сборника, «Patent leather do-over», выходило в мае (и тоже в формате spoken word под музыку Джека Антоноффа).
Несмотря на то, что альбом «Norman F**king Rockwell» вышел менее года назад (в августе 2019-го), 5 сентября исполнительница собирается выпустить новую пластинку «Chemtrails Over The Country Club». В настоящее время частые релизы не редкость: одни исполнители не хотят, чтобы их забыли, другие увлеклись написанием музыки на карантине. Но у Дель Рей причина другая: сейчас она находится в лучшей форме за всю свою карьеру, отличные песни и стихи, кажется, рождаются сами собой – и их не стоит ни прятать, ни откладывать.