Современная Аланис Мориссетт – не дерзкая девушка, какой ее запомнили миллионы, а усталая женщина среднего возраста, что, конечно, отразилось в ее новых песнях. В 2020 году певица рассказывает о материнстве, борется с депрессией, страдает от бессонницы и вредных привычек и высказывает феминистские идеи. Альбом может показаться не слишком глубоким и не особо разнообразным, но в нем есть своя изюминка и привлекательность.
«Such Pretty Forks…» – первый альбом исполнительницы за восемь лет. Она иногда напоминала о себе: в 2013 году она приняла участие в записи альбома Souleye «Iron Horse Running» (Souleye – супруг певицы), а в 2014-м записала песню «Today» для политической кампании Марианны Уильямсон и песню «The Morning» для документального фильма «A Small Section of the World» о неординарных женщинах из Коста-Рики. Но полноценное возвращение состоялось лишь недавно: в декабре 2019-го вышел лид-сингл «Reasons I Drink», а в январе 2020-го Halsey выпустила альбом «Manic», в записи которого участвовала Мориссетт.
Говоря об Аланис Мориссетт, нельзя обойтись без упоминания ее главного альбома «Jagged Little Pill», который отметил в июне свое 25-летие. «Jagged Little Pill», конечно, увековечил Мориссетт в истории (много ли вы знаете альбомов с 33-миллионным тиражом?), но одновременно сослужил ей и плохую службу: повторить такое исключительное достижение невозможно, а сравнений избежать не получается. Интересно, что во время выхода альбома его приняли неоднозначно: например, газета Chicago Tribune обвинила певицу в наигранности, а LA Times, хотя и признали ее талант, поместили ее «где-то между Шинейд О’Коннор и Лиз Фэйр» (как оказалось, она обошла обеих). После «Jagged Little Pill» Мориссетт выпустила еще несколько альбомов, но «агрессивность» стала ее визитной карточкой: хит «You Oughta Know» исполняла даже Бейонсе, а когда Аланис появилась на обложке Rolling Stone в 1995 году, подпись гласила: «Злобная белая женщина».
Но «Such Pretty Forks…» – не столько про злость и гнев, сколько про печаль, сожаление и плач. Выразительный голос и честные (иногда до неловкости правдивые) тексты подкупают. Предыдущий альбом «Havoc And Bright Lights» был более бодрым, позитивным, а также стилистически разнообразным и похожим на привычную Аланис. Здесь же мало ударных, много акустики и грусти. «Reasons I Drink» – очень искренняя песня об алкогольной зависимости. Мориссетт считает, что людей с зависимостями не надо осуждать и стыдить, потому что они просто ищут облегчение. «Ablaze» – посвящение детям. «Losing the Plot» – о бессоннице и последствиях послеродовой депрессии, также эта тема затрагивается в «Diagnosis». О послеродовой депрессии певица рассказывала в интервью CBS в 2019 году, она страдает от болезни почти десять лет – в 2010 году она родила первого ребенка, а затем еще двоих. Депрессия у матерей – распространенная история; хорошо, что об этом говорит все больше женщин (и успешных тоже).
Аланис Мориссетт – не просто важный персонаж массовой культуры, но важнейший персонаж женской массовой культуры. Конечно, она не была первой известной исполнительницей собственных песен. Но на ее примере миллионы женщин смогли убедиться, что популярная певица может не притворяться доброй и милой, может позволить себе быть такой, какая она есть, злой, местами неприятной и просто несовершенной – и при этом оставаться успешной. Она открыла двери для других женщин-музыкантов – не только рокерш или альтернативных исполнительниц, но и поп-артисток: так, Кэти Перри назвала Мориссетт «одной из причин, побудивших меня писать свои песни».
Поэтому и без феминистской тематики, конечно, не обошлось, песня «Her» – и вовсе посвящение женщинам-наставницам и гимн всему женскому. В «Reckoning» певица поднимает проблему домогательств и призывает обратить внимание, что опасные люди могут быть рядом (почти 20 лет назад в «Hands Clean» она рассказывала о том, как ее в подростковом возрасте совратил взрослый мужчина). В «Sandbox Love» Мориссетт выступает против объективации и интересуется, что из себя представляют здоровые сексуальные отношения. Кстати, одним из продюсеров нового альбома выступила австралийка Кэтрин Маркс, номинированная на «Грэмми» за работу над композицией Wolf Alice «Mona Lisa Smile»: видных женщин-продюсеров, в отличие от певиц и авторов песен, пока еще не очень много.
Увы, «Such Pretty Forks In The Road» не получается включить в список лучших работ Мориссетт. Песни звучат красиво, к текстам и голосу никаких претензий, но, к сожалению, не остаются в голове и немного похожи друг на друга. И все же альбом обладает определенной притягательностью. С помощью музыки исполнительница делится своим уникальным и одновременно близким слушателям жизненным опытом: с одной стороны, она успешна и легендарна, с другой – она 46-летняя мать троих детей, страдающая от депрессии и вредных привычек. В ее новых песнях можно найти утешение, поддержку и разбор важных проблем, с которыми сталкиваются люди (особенно женщины). А это дорогого стоит.