Дэвид Боуи был не просто рок-звездой планетарного масштаба, но музыкантом, чей голос и композиторские способности в немалой степени определили облик рок-мейнстрима как такового. Но даже в этом случае третий архивный концертный альбом, пусть пока только цифровой, за неполные четыре месяца выглядит некоторым перебором. Разве даже самым преданным поклонникам музыканта не хватит изданного в мае концертника «LiveAndWell.com» и в июле – «Ouvrez Le Chien – Live Dallas 95», обоих с записями 1995 года? Конечно, нет. Прежде всего потому, что Боуи для подавляющего большинства слушателей – это не студийные и сценические музыкальные эксперименты 90-х, а те его песни 70-х и 80-х, которые никаким особым радикализмом не отличались и которые можно слушать снова и снова. Следовательно, альбом «Something In The Air (Live Paris 99)» – совершенно необходимое дополнение к дискографии Маэстро.
Вопрос «как играть концерты, чтобы никому не надоесть с одной и той же песенной программой» на самом деле стоит перед музыкантами, группами и их издателями даже тогда, когда концерты уже никто не играет. Парадокс? Да нет, на современном сверхпереполненном музыкальном рынке постоянно появляются концертные записи прославленных имен былых лет и даже эпох. Но одно дело – группы пусть известные, но по нынешним временам нишевые: там можно и десяток архивных релизов подряд особо не менять содержание (как то происходит с концертными записями британской группы UFO). И совсем другое – те звезды стиля, имена которых в большом мире знает каждый культурный человек. Все верно – с именами уровня Дэвида Боуи промаха быть не может, тем более если речь идет об именно цифровом концертном альбоме, изначально рассчитанном на миллионы слушателей.
Но всегда нужно помнить о том, что в своем творчестве Боуи всегда был подлинно изобретательным рок-хамелеоном, и периодизация его альбомов – дело неблагодарное. В принципе, это объяснимо для музыканта, оказавшегося на сцене под юношескими впечатлениями от раннего творчества Великих, а именно Элвиса Пресли и Литтл Ричарда. И какую бы музыку Дэвид Боуи не сочинял и исполнял, у него всегда получался рок-н-ролл в первородном, общекультурном смысле этого слова – то есть рок для всех. Аранжировки – дело десятое, и с таким масштабом личности исполнителя не они являются главным в творчестве.
К тому же надо обратить внимание на дату записи «Something In The Air (Live Paris 99)» – а это 14 октября 1999 года. Альбом «Hours» издан всего десять дней назад, и Боуи находится в европейском турне в его поддержку. Причем «Hours» оказался той работой, которой от Дэвида Боуи ждал именно широкий слушатель – здесь артист вернулся к собственным рок-корням 70-х, отбросив известную полуэлектронную радикальность альбомов «Outside» (1995) и «Earthling» (1997). Плюс прекрасное совпадение – именно в этот день в Париже Боуи был вручен Орден Искусств и изящной словесности (L’Ordre des Arts et des Lettres), являющийся высшей наградой Франции в области культуры. Конечно, об этой акции артист знал заранее, потому вряд ли можно назвать случайностью совершенно выдающуюся концертную программу зафиксированного выступления.
В «Something In The Air (Live Paris 99)» всего пять пьес с «Hours» (в том числе исторически первое сценическое исполнение номера «Something In The Air», который и дал название этому альбому), но зато море разливанное собственной классики. Плюс чрезвычайная редкость – и какая! В качестве абсолютного эксклюзива в программе «Something In The Air…» оказался чрезвычайно бойкий трек «Can’t Help Thinking About Me», ставший первой записью певца под именем Дэвида Боуи в 1966 году, и представленной тогда на 7" сингле. До 14 октября 1999 года она не исполнялась на концертах 30 с лишним лет! Кроме этой редкости, в программе присутствуют такие несомненные песенные достижения Боуи, как «Drive-In Saturday» с альбома «Aladdin Sane» (1973) и «Word On A Wing» (альбом «Station To Station», 1976) , а также хит «China Girl», который артист записал для одного из самых своих известных альбомов «Let’s Dance» (1983), в значительной степени определившего само лицо коммерческой новой волны середины 80-х годов.
Такому построению песенной программы соответствует и звук концертного альбома – в чем, а в наличии звукового экстремизма или даже экспериментов упрекнуть «Something in the Air (Live Paris 99)» совершенно невозможно. Настроение концертной программы очень верно задается ее первым номером – пианистической балладой «Life On Mars?» (с альбома «Hunky Dory», 1971) и продолжается парой роскошных треков с «Hours». Да и звук альбома в целом может быть определен как «роскошь за необидную сумму» – Боуи и его инструменталисты будто бы погружают нас в первую половину рок-семидесятых. Конечно, не тех 70-х (с оговоркой – до 1976 года), что существовали на самом деле, но тех, какими они виделись из 1999 года и с точки зрения человека, уже в те времена бывшего рок-звездой. Оттуда взялись и чисто рок-н-ролльные тембры гитар, и обилие хорошо продуманных, хотя одновременно простых и эффектных фортепианных партий в новых аранжировках материала.
Как известно, альбом «Hours» в свое время не получил восторженных отзывов критики, и вообще впервые за много лет даже не попал в американский альбомный Top-40 – так вот, новинка должна 21 год спустя объяснить, почему это произошло. Ведь что наш, что мировой слушатель до сих пор настроен воспринимать рок-музыку как «искусство бунта», но тот альбом никаким бунтом ни против чего не был. Песни для всех, просто рок-н-ролл без подтекста, просто «энтертейнмент», так сказать. А сейчас, с выходом «Something in the Air (Live Paris 99)» Дэвид Боуи уже не отсюда и еще раз поделился этим тайным знанием: иногда, и очень часто, рок-н-ролл бывает просто рок-н-роллом. Давайте слушать и радоваться.