После того как корейский «Поезд в Пусан» в 2016 году освежил жанр, став одним из самых кассовых азиатских фильмов, надежды увидеть что-то оригинальное и зрелищное в сиквеле усиливались по мере приближения премьеры. Казалось, зомби-хоррор живее всех живых. Однако надежды оказались несбыточными.
«Полуостров» начинается с того, что оставшихся в живых из Кореи отправляют на корабле в Японию, хотя потом разворачивают в Китай, и тут же выясняется, что на судно проник зараженный. Кажется, будто это начало первого фильма, но здесь интереснее: бежать некуда – вокруг вода. И вдруг авторы применяют дешевый прием: затемнение и переброска зрителей на четыре года вперед. Вирусная вспышка, породившая орды мертвецов, не остановлена. Целые страны закрыты. Правда, закрыты постольку-поскольку: китайские гангстеры посылают беженцев на верную смерть, чтобы найти грузовик с деньгами. Найти, забрать и вернуться. Только восставших из мертвых никто не уничтожил, поэтому нетрудно догадаться, что произойдет дальше.
Вошедший в программу не осуществившегося 73-го Каннского кинофестиваля, «Поезд в Пусан 2» – не прямое продолжение, а отдельная картина с другими персонажами, которые тоже вступают в схватку с зомби. Фильм даже назвали иначе – «Полуостров». Помимо необходимости бродить по ночам, потому что кровожадные твари быстро реагируют на свет и шум, герои узнают, что в зомбилэнде – о чудо! – остались выжившие. И как это часто бывает в зомби-фильмах, опаснее хищных монстров может быть только человек.
Если сюжет «Поезда в Пусан» прямой, как рельсы, и в этом его прелесть – фильм берет семейной драмой и сумасшедшей энергией, – то «Поезд в Пусан 2» мчится по шаблону. Второй фильм – это сплав «Обители зла» и «Форсажа» на грани трэша с грубыми визуальными эффектами и слабым голливудским, похожим на игру, сюжетом. Корейский боевик близок к «Безумному Максу» и «Побегу из Нью-Йорка», но без колорита, изобретательности и зрелищности. Страшно? Нет. Тревожно? Нет. А когда фильм справедливо сравнивают с блокбастерами Майкла Бэя, понимаешь, куда попал. За стрельбой, погонями, криками и слезинкой ребенка не видно живых людей – сплошные клише, отчего беготню в бетонных руинах среди брошенных машин не тянет пересматривать даже на малом экране. Диких мертвецов стало больше, но напряжения меньше. Парадокс. Паранойю и саспенс заменили небрежными эффектами и банальнейшим хэппи-эндом. Спрашивается: эти люди смотрели «28 дней спустя» и «Репортаж»?
Режиссер Ен Сан-хо, автор супергеройской трагикомедии «Телекинез», мультфильма «Станция "Сеул"», предыстории «Поезда в Пусан», и самого «Поезда в Пусан», пытается придать сиквелу важности: беженцы в чужой стране становятся второсортными. Но разве могут две маленькие девочки на джипе и намек на остросоциальность вытянуть карикатурный боевик о схватке с озверевшими тварями? И мало того, что здесь мертвецы – фон, авторы без особого интереса, набросками показывают, как выживают брошенные, мечтающие выбраться из убитого заразой мегаполиса. Одни терпеливо ждут военных, другие проводят бойцовский зомби-клуб.
В первом фильме вам и поезд как метафора общества, и критика капитализма, и семейная драма с трагичным, но вселяющим надежду концом, и постоянное обострение страха и отчаяния, аж дух захватывает. А второй стал мрачнее (буквально), но смысла поубавилось. «Полуостров» хочет казаться злободневным, но получилось легкомысленно. Можно подумать, мы не знали, что дружба требует жертв, жадность – грех, женщины – герои, а мужики – сволочи. Единственная здравая мысль выражается в том, что жесткая рука – надежный инструмент, когда человечеству угрожает гибель. В фильме говорят, что Северная Корея стала защищенной цитаделью от заразы. Зомби не пройдут!