Сериал «Люцифер» по комиксам Нила Геймана и Сэма Кейта – один из самых ярких проектов, в основе которых гремучая смесь фэнтези и религии. Он не первый год радует поклонников и остается на вершине популярности. А все потому, что в сюжет про ангелов и демонов на земле «вклинили» детектив, страстную романтику, а также темы веры (в себя или во что-то неземное), взаимоотношений и личностного развития. 21 августа Netflix выпустил первые 8 эпизодов 5 сезона сериала «Люцифер», в котором продолжается история земных похождений Люцифера Морнингстара в исполнении неподражаемого Тома Эллиса. Новый сезон – предпоследний, так что уже слышны финальные аккорды. Партия первой половины 5 сезона сыграна хорошо. Хотя могло быть лучше.
В тексте есть небольшие спойлеры (выделены).
После демонического восстания в финале 4 сезона Люциферу пришлось вернуться в ад – без короля там творится настоящий бардак. Детектив Хлоя Деккер (Лорен Джерман) уже не злится из-за очередного исчезновения напарника, поскольку она с некоторых пор знает его тайну. Однако в ее сердце неспокойно: любовь, вопрос о взаимных чувствах и все такое. Героиня все-таки открылась возлюбленному, но в ответ получила лишь хлопанье крыльев.
Спустя два месяца Хлоя продолжает расследовать преступления, пока Люцифер восстанавливает порядок «внизу». Вдруг в очень подходящий момент – прямо во время перестрелки – Люцифер возвращается! После трогательной сцены воссоединения мы узнаем, что все на самом деле не то, чем кажется. Перед нами вовсе не Люцифер, а его брат-близнец – архангел Михаил. Новый герой шоу намерен занять место Люци, чтобы показать всем «истинное лицо» братца и реализовать что-то коварное. Сам дьявол вскоре узнает о «самозванце», так что жаркой семейной разборки не миновать.
С интересом наблюдаешь, как Том Эллис, примерив образ Михаила, изменил поведение, мимику и даже манеру речи – пусть Люцифер в нем иногда все же и проскакивает. Актер «искривил» осанку, принял более «замкнутую» позицию – если сравнивать с раскрепощенным Люци. Эдакий карикатурный гоблин, который одним своим видом дает понять, что втихаря собирается совершить нечто плохое. Главная способность Михаила – распознавать и вытаскивать наружу страхи людей. Герой активно пользуется этим, манипулируя Мэйзикин (Лесли-Энн Брандт), Аменадиэлем (Д. Б. Вудсайд) и даже Дэном Эспиносой (Кевин Алехандро), (начало спойлера) которому Михаил самым подлым образом раскрыл правду о существовании сверхъестественного, чтобы использовать детектива в борьбе против Люцифера (конец спойлера). Михаил и сам становится воплощением страха и неуверенности в себе. Актерский эксперимент Тома Эллиса удался на славу, и, судя по всему, артист наслаждался процессом.
5 сезон «Люцифера» продолжает играть по правилам, которые работали как на старте шоу, так и сейчас. Сценаристы умело и со вкусом подают в общем-то шаблонный и традиционный для современного телевидения сюжет, так что он смотрится в меру свежо и оригинально. Здесь и кроется одна из главных причин «долголетия» «Люцифера» и любви фанатов: авторы ловко комбинируют привычные элементы истории друг с другом, заставляя «старые» винтики работать по-новому. Любимый персонаж в нестандартных для него условиях. Неожиданный дуэт. Что-то из ряда вон выходящее после череды обычных для шоу событий. Простые шаги для «обновления» сюжета позволяют авторам поддерживать зрительский интерес. И это работает! Мы все еще внимательно наблюдаем, куда катится клубок интриг.
Однако год за годом «Люцифер» становится все более предсказуемым, особенно по части детективных линий. Со временем уже начинаешь привыкать к приемам авторов и с легкостью предугадывать некоторые твисты. В 5 сезоне эта проблема достигает своего пика, что наверняка озадачит многих преданных зрителей. Некоторые основные сюжетные повороты все еще могут удивить – но совсем чуть-чуть. Даже истинный «шепчущий» серийный убийца кажется очевидным, но об этом чуть позже.
В то же время куда более раздражающей проблемой 5 сезона оказывается чрезмерная сентиментальность. «Люцифер» в новых эпизодах порой слишком лиричный, балансирует на грани «мыльной оперы». Персонажи натянули маски слезливых, пусть и милых сопляков, и это вызывает двойственное отношение. Вроде и веришь их переживаниям – но поддайте уже жару, а?! Присущая 1-4 сезонам дьявольская «острота» вроде бы и осталась, но в 5 сезоне «Люцифер» по каким-то причинам стал скромнее и «стерильнее». Откровенно смелым и дерзким сериал никогда не был – зато ему всегда хватало «перца». Теперь трогательность и простота вышли на передний план.
«Люцифер» в 5 сезоне не потерял способность интриговать. На то он, собственно, и дьявол, чтобы искушать. Мало того, что эпизоды полны страстных сцен, так еще они всегда обрываются на «нужном моменте». Финал первой половины 5 сезона – один из самых волнующих клиффхэнгеров за всю историю шоу, (начало спойлера) появление Бога (Деннис Хэйсберт) во время перепалки братьев – тот еще сюрприз (конец спойлера). Сценаристы «Люцифера» разработали простую, но действенную схему, заставляющую зрителей после почти каждой серии желать поскорее увидеть продолжение. Они знают, где недоговорить, что оставить «приоткрытым». Пусть из-за предсказуемости многое можно «предвидеть» – воодушевления от этого все равно не убавляется.
Герои в 5 сезоне «Люцифера» предстают простыми, но симпатичными ребятами, которые располагают к себе и вызывают сопереживание. Их развитие – это всегда увлекательное и порой неожиданное приключение. Они совершают ошибки, рискуют, поддаются страстным порывам, проявляют свою силу и решаются на важные действия. Арки почти каждого – это американские горки. Особенно волнует и интригует сюжетная линия демоницы Мэйзикин, которая в 5 сезоне сохранила статус самой сложной, непонятной и просто интересной героини. Она (начало спойлера) наконец-то нашла свою мать Лилит (Лесли-Энн Брандт/ Л. Скотт Колдуэлл) и поставила перед собой цель сделать все ради обретения души (конец спойлера). Хотя после некоторых событий очень много вопросов вызывает Элла Лопес (Айми Гарсиа). Какова ее предыстория, как она повлияет на сюжет, почему к ней «привязался» один из ангелов и как Элла (начало спойлера) отреагирует на слова Пита Дейли (Александр Кох) по поводу того, что он увидел в ней тьму? Парень оказался тем самым «шепчущим» маньяком, что не просто разбило сердце Эллы, но и изменило ее взгляды на себя и мир. Самая душераздирающая сюжетная линия сезона, что уж там (конец спойлера). Надеемся, к концу 5 сезона нам раскроют тайну героини, о которой, видимо, мисс Лопес и сама пока не догадывается.
Чем особенно хорош 5 сезон, так это полнотой раскрытия линий персонажей, чьи истории подходят к логическому завершению. И это понятно: некоторое время команда думала, что 5 сезон станет финальным (в итоге сериал продлили на 6 и последний сезон). Все силы были брошены на то, чтобы красиво и мощно завершить историю. На «плаксивость» сезона, может быть, повлияли эмоции авторов из-за грядущего прощания с героями. Возьмите себя в руки!
В плане визуальных решений «Люциферу» есть чем впечатлить. Крылья, дьявольский «фейс» Люцифера и «заморозка» времени Аменадиэля теперь выглядят реалистичнее – видно, что бюджет увеличили. Образы героев, как и всегда, приковывают внимание. Заметен оригинальный подход в техническом плане – в операторской работе, например, появилось много интересных решений. А финальная сцена 8 серии 5 сезона – это пик (в рамках возможностей команды) зрелищности сериала. Такого в «Люцифере» мы еще не видели! Круто обыгранное разбитое стекло в сцене с «заморозкой» и сочная драка ангелов и демона радуют глаз.
Почему же «Люцифер» при всех своих недостатках так популярен? Все просто. Авторы не стали усложнять сериал – создавать путаницу в духе, например, бесконечных воскрешений из «Сверхъестественного». Как и «Благие знамения» (тоже Гейман), «Люцифер» выигрывает за счет колорита и притягательности персонажей, стильных нарядов, волнующей химии и вечной ангельско-демонической романтики. Все эти фирменные элементы команда к 5 сезону усовершенствовала, сохранив при этом наивность в некоторых диалогах и поведении персонажей – кого-то она может раздражать, кого-то – умилять.
5 сезон «Люцифера» уверенно идет курсом «простого, но нескучного шоу» – и это неплохо. Первая половина сезона увлекает и порой даже захватывает дух. Так что, собственно, зачем авторам «изобретать велосипед», если все и так нормально «едет», и поклонникам все нравится?