Снятые в 1991 году «Новые приключения Билла и Теда» заканчиваются триумфом группы «Дикие жеребцы» в родном городе, а затем на стадионе «Уэмбли», в Гранд-каньоне, на Ближнем Востоке, далее везде и всюду, включая Марс. Новый фильм, как можно было судить уже по трейлерам и синопсису, несколько корректирует эту живописную ситуацию. Вслед за взлетом пришло падение, и за 25 лет, прошедших со времени последнего фильма, Билл и Тед докатились до игры на свадьбах и в задрипанных барах. Однако они по-прежнему не хотят меняться и все еще мечтают стать теми звездами, о которых им рассказывал старина Руфус (ныне покойный Джордж Карлин).
«Звездной тропой» идут и две очаровательные дочери Билла и Теда. С одной стороны, мы знаем, что в конце второй части фигурировали «маленький Тед» и «маленький Билл», но, черт возьми, почему бы и не простить такое переписывание истории. Тем более что Билли Логан и Теа Престон души не чают в музыке, на которой воспитывались их отцы. «Будьте примером для своих дочерей! Ах да, вы и так уже для них пример. Обеим по 24 года, обе живут с вами и не работают», – язвит в начале картины престарелый капитан Джонатан Логан. (Кстати, фильм примечателен еще и тем, что собрал вместе всех или почти всех актеров оригинальной дилогии.) Линия отцов и детей продолжается и далее, когда из будущего прибывает очередной вестник в исполнении актрисы Кристен Шаал. «Greetings, my excellent friends» – обращается она к героям, и именно эта фраза дает им понять, что перед ними дочь Руфуса. Кстати, неподалеку будет и цифровое камео самого Джорджа Карлина.
Вообще, одной из самых симпатичных черт новой картины можно назвать обыгрывание ситуаций из двух первых фильмов, которые кое-кто изрядно успел позабыть. К тому же новый фильм не ограничивается традиционным для таких лент фансервисом и оказывается не просто очередным рассказом о путешествиях во времени, но своеобразной историей запоздалого взросления двух шалопаев из Сан-Димаса.
Напомним, что в прошлом Билл и Тед обходили препятствия, мотаясь туда-сюда по пространству и времени: достаточно придумать план побега из полицейского участка или победы над злодеем и объявить о нем во всеуслышание, как желаемое осуществлялось точно по мановению волшебной палочки. Узнав, что от существования их будущей песни зависит ни много ни мало судьба Вселенной, Билл и Тед решают воспользоваться испытанным способом и прыгнуть на несколько лет вперед, позаимствовав означенную песню у самих же себя. Но в юности нам нередко удается то, что уже никогда не повторить в зрелости – и новые встречи с собой в будущем могут обернуться чем угодно (зацените камео Дэйва Грола в одном из эпизодов!). А достигнуть цели оказывается возможно, только повернувшись лицом и к прошлому, и к настоящему. К слову, именно в этом заключается смысл полного названия картины, ускользнувшего от российских переводчиков: «Face the music» значит «расплачиваться, держать ответ, храбро встречать трудности или критику».
Пока непутевые папаши ищут смысл жизни в недалеком будущем, в собственное путешествие отправляются и юные дочери – дабы не спойлерить эту часть сюжета, предложим лишь вспомнить детали первого фильма. Линии отцов и детей движутся параллельно, чтобы сойтись в одной точке, и авторы сценария не стремятся задвинуть «стариков» на задний план ради новых молодых лиц, как это произошло, к примеру, в новой трилогии «Звездных войн». Зато работу этих самых молодых лиц в данном случае нельзя не отметить. Актриса Самара Уивинг в роли дочери Билла, может быть, и более известна зрителю, зато мимика и движения юной Бригитт Ланди-Пейн (Билли Логан) весьма явно напоминают самого Киану Ривза в первых двух фильмах. Украшением истории стал и известный нам по сериалам «Готэм» и «Барри» актер Энтони Кэрриган, как всегда великолепный в роли незадачливого киборга из будущего (ау, вторая часть!).
Не слишком отстает и старая гвардия: за прошедшие годы Киану Ривз вроде бы сросся с образом супермена и не очень любит вспоминать о своих ранних комедийных ролях. Тем не менее здесь Ривз и его давний партнер Алекс Уинтер не боятся быть смешными, эдакими Питерами Пэнами рок-н-ролла (их сцены у семейного психолога – это что-то!), и в этом, право же, есть своя прелесть. А последняя встреча Билла и Теда с самими собой одновременно и забавна, и печальна, и вносит в триквел глубину, которой явно не хватало двум первым фильмам.
Станет ли триквел о Билле и Теде событием в мире кино? Сказать сложно: вернее всего, его ждет судьба двух предыдущих картин, которые обрели скорее культовый статус, нежели славу классики на все времена. Впрочем, именно это сослужило триквелу добрую службу. Если более знаменитые франшизы в наше время скорее предмет для выколачивания денег (назовем вещи своими именами), то «Билл и Тед 3» явно снимался, чтобы добавить к двум первым картинам что-то еще, и авторам это определенно удалось. Да, это не «Терминатор» и не «Назад в будущее», но это как минимум «Автостопом по Галактике», чья сравнительная неудача в прокате никак не повлияла на качество самой картины. В этой же связи можно вспомнить и фильм «В поисках галактики», также поставленный Дином Паризо и также соединивший в себе черты пародии, комедии и драмы.
Более того, «Билл и Тед 3» – лишнее доказательство, что главное в фильме не многомиллионный бюджет, не звезды и не спецэффекты, а прежде всего сценарий, авторы которого, помимо прочего, умело используют «фактор времени». Песню, которая спасет мир, Билл и Тед должны сочинить за 78 минут. Примерно столько – или чуть больше – идет и сам фильм, который не дает особенно заскучать и в то же время оказывается блюдом практически на любой вкус, включая вкус меломанов и бас-гитаристов.
В этой связи особое значение принимает вопрос, стоявший во главе угла в двух первых фильмах. Способна ли музыка изменить мир, и не кажется ли сама эта идея вышедшей в тираж вместе с 80-ми? В триквеле эта тема оборачивается новой стороной. «Важна не сама песня, а то, что все мы играли ее вместе», – подводят итог дочери Билла и Теда, оставляя зрителя наедине с кадрами отчаянно музицирующих жителей Земли. И поневоле задумаешься – может быть, идея подобного единения и оптимизма и была самым главным в музыке минувшего века?