«Группа доказала, что для нее нет ничего невозможного», «атмосфера концерта переполнена возбуждением», «концерт, о котором поклонники будут говорить спустя десятилетия» – и это еще не самые восторженные отзывы, опубликованные еще до выхода в свет (!) «S&M2». Хотя что тут такого особенного – Metallica как опытный концертный состав просто сыграла 6 и 8 сентября прошлого года два концерта вместе с симфоническим оркестром Сан-Франциско. Вроде бы ничего нового, с тем же оркестром был записан группой и концертный альбом «S&M», принесший музыкантам «Грэмми». Но дело-то не в музыкальных достижениях или их отсутствии, а как раз в изменившемся статусе концертного альбома в новейшую эпоху.
Почему концертные альбомы лучших мировых рок-групп во временном диапазоне 1970-1990 не просто имели высочайший статус, но и действительно были отличными работами, просящимися в коллекцию? Все просто: и музыканты, и поклонники понимали, что фиксация на виниле или CD толковой концертной программы – это возможность получить в руки сборник действительно лучшего, как минимум с точки зрения музыкантов, материала группы, плюс к тому же зачастую записанного куда более энергично (и высокоэнергетично), нежели в образе студийных оригиналов. Что тогда, что сейчас масса групп теряла в студии большую часть своей энергетики, да и звуковое продюсирование в 70-е и 80-е еще не достигло нынешних технологических высот. Когда оказалось, что студийные технологии могут почти все, концертные альбомы стали записывать непростые – то концептуальные, то, чаще, именно что с симфоническими оркестрами. Исключение – те коллективы, которые или действительно потрясающе звучат на концертах («живые» дискографии Rush и Dream Theater тому примером), или у кого энергетика на сцене просто зашкаливает, но вот кроме энергетики похвастаться особо-то и нечем. Увы, к современной Metallica оба этих определения не относятся.
Плюс трэш-метал – не самая благодатная почва для концертных работ. Достаточно вспомнить, что первый в истории концертный альбом трэш-металлической группы, мини-LP калифонийцев Dark Angel «Live Scars» (1990), получил в профильной прессе крайне суровые отзывы, а прочие коллеги-конкуренты по стилю также не спешили обнародовать свои «живые» опусы. Когда же это случалось, подобные альбомы проходили фактически незамеченными. А вот Metallica – другое дело, у группы на момент выхода первого концертника, «Live Shit: Binge & Purge» (1993) уже имелся благодаря «Черному альбому» (1991) совершенно мейнстримовый статус. В результате этот довольно неудобоваримый тройник добрался до 26 места в альбомном чарте еженедельника Billboard! А уже упоминавшийся оркестровый альбом «S&M» вообще оказался там на втором месте, но к тому моменту и группа превратилась фактически уже в памятник самой себе.
Предвидя солидный коммерческий успех «S&M2», от сравнений с «S&M» никуда не уйти – но, как говорится, «есть разница». Первый альбом Metallica с симфоническим оркестром был записан под руководством абсолютного гения, кинокомпозитора и аранжировщика Майкла Кэймена (1948-2003), и этим сказано многое, если не все. Невзирая на довольно назойливое провокаторство в звуке (хорошо было сказано, что «S&M» звучит так, «как будто волосатые металлисты упали в оркестровую яму»), тот альбом был как минимум нескучен и интересен для прослушивания. Правду сказать, и сами музыканты Metallica на тот момент еще не растеряли необходимой сценической агрессии…
Что же касается собственно «S&M2», то новинка слушается альбомом, созданным, дабы угодить всем абсолютно всем слушателям – и даже тем, кто о группе Metallica вообще ничего не знает. Показательно, что самые сложные с музыкальной точки зрения партии отданы здесь именно оркестру, а группа исполняет лишь, по большому счету, ритмический каркас материала. Не верите – послушайте хотя бы «The Call Of Ktulhu» и «For Whom The Bell Tolls» (обе – 1984), из которых ушли и вся их именно хэви-металлическая сложность, и большая часть былой агрессии. Еще больше о сущности альбома говорит его звукорежиссерская «картинка» – оркестр явно перевешивает в миксе собственно рок-группу, причем это происходит даже там, где без этого вполне можно обойтись, да хотя бы во всем известной «почти балладе» «One» (1988). Вокала Джеймса Хэтфилда в миксе тоже маловато – но кому ж неизвестно, что старина Хэтфилд поет ныне «ну как-то так»! На этом фоне чуть не высшей музыкальной точкой альбома является исполнение группой и оркестром фрагмента сюиты «Завод. Музыка машин» (1928) советского композитора Александра Мосолова (1900-1973), хотя и этому номеру сильно недостает и агрессии, и даже звуковой динамики.
Так что за вычетом неуемных медийных восторгов мы имеем в облике «S&M2» своего рода честный оркестровый концертный альбом – просто концерт сильно растерявшей свои былые умения, но зато абсолютно известной рок-группы с профессиональным, но не более того, оркестром. Хайп вокруг альбома выглядит именно с музыкальной точки зрения малооправданным, но у Metallica вот уже как 29 лет по-другому не бывает. И, честно говоря, «S&M2» – излишнее доказательство того, что с трагической смертью бас-гитариста Клиффа Бертона (1962-1986) из группы оказался вынут именно музыкальный стержень, а дальнейшее ее существование представляется несколько излишним. Резкое заявление? Тогда сравните современное исполнение «For Whom The Bell Tolls» с тем, которое представлено на архивной видеопрограмме «Cliff ‘Em All» (1987), а именно с фестиваля «Day On The Green» 1985 года (оба видео в тексте выше), и сделайте вывод о том, что переход в мейнстрим требует жертв. Увы, необратимых для собственно музыки.