Боевик, напоминающий, почему мы любим ходить в кино, требует предельного внимания. Нолан решил не мудрить с именами персонажей, потому что люди, видимо, его не волнуют так, как форма фильма. Главного героя, шестеренку в механизме режиссера, зовут Протагонистом («the Protagonist»). И вот этот Протагонист после штурма оперного театра, захваченного террористами, внезапно оказывается на железной дороге. Во время пыток измученный герой глотает капсулу, но он не умирает, а так же внезапно просыпается на корабле, где ему сообщают, что он – тайный агент, который должен предотвратить гибель человечества. А еще, говорят, он мертв.
Признаюсь, я даже не знал, с чего начать, потому что и это еще не все. На дворе холодная война. Беглый русский олигарх владеет серьезным инструментом, который может обращать время вспять. Рыжебородый бандит, возомнивший себя, как Нолан, богом, умеет играть со временем, относительным и неуловимым. Используя плутоний, торговец оружием стал звеном между настоящим и будущим, и решил уничтожить мир, потому что не может им обладать.
«Довод» – околофилософский блокбастер о застрявших во временном парадоксе джентльменах в дорогих костюмах. Правда, даже сейчас, неизбежно пересмотрев фильм трижды, я не уверен, что же увидел. Шпионский боевик в духе Бонда немыслим без злодея с дьявольским взглядом и грандиозным планом, который мечтает видеть мир в огне, и без роковой блондинки, которая пытается вырваться из цепких лап тирана, и, конечно, Протагонист ей в этом помогает, взрывая гигантский самолет, рассыпая золотые слитки и похищая картину Гойи. Нолан не мог придумать историю более запутанную и абстрактную. И если вопросов к зрелищу нет: драки, погони, перестрелки, взрывы, снятые на натуре в формате IMAX оператором Хойте Ван Хойтемой под дикую музыку Людвига Йоранссона (звучит знакомый Циммер), то шпионские дела с пулей, которую не ты ловишь, а она тебя, не впечатляют. Снова собирать кусочки мозаики, сэр?
Фильм Нолана не был бы фильмом Нолана без игры со временем, так что неспроста название – палиндром, а значит, одни и те же сцены повторяются. Думали, «Начало» – сложное кино? Не тут-то было. Нолан объединил несколько блокбастеров, переплетая «Начало», «Особое мнение» и «Дежавю», поэтому нет другого выбора, кроме как пересматривать фильм хотя бы пару раз (на радость Голливуду), чтобы понять, кто есть кто, зачем и почему. Представьте «Мементо» и «Грань будущего», только все происходит сразу: в одном кадре смешали прошлое, настоящее и будущее. Проще сказать – парадокс. Один персонаж, который знает, что к чему, так и призывает: «Не пытайся понять – чувствуй». Прекрасный совет. И я пытался, честно. Но пока Колокольников на подпевках у злого русского послушно молчит, Нолан традиционно много умничает и щеголяет, хотя смысл истории прост: персонажи спасают мир от того, что могло бы случиться, но что случилось, то случилось. И этот парадокс внутри, а на поверхности – грустная женщина между элегантными мужиками, и волшебный прибор, которым все хотят обладать, прежде чем он разрушит мир. А еще финал этой инверсии чего и кого угодно, где развязывается война: солдаты топают взад и вперед, кругом стреляют и взрывают под тяжелую басовую партитуру, но какофония в кадре сбивает с толку, поэтому драма, закрученная дважды и в разные стороны, не вызывает никаких чувств. Спасает лишь убойная музыка, которая красивее сюжета, актеров и пейзажей вместе взятых.
Приключение о восприятии и манипуляции временем, судьбе и выборе (именно об этом говорит Нолан) началось мощно, а закончилось поглядыванием на любимые режиссером часы, потому что без души. Подпольщики носятся друг за другом, от себя и за собой, пытаясь понять, поймать и перегнать время, которое тоже бежит вперед и назад одновременно, разделяясь на «до» и «после». Зрелище головокружительное – это Нолан умеет, но что должно трогать нас по ту сторону аттракциона? Разве кино – это только о навороченной конструкции сюжета и технике исполнения? Желая остановить глобальную катастрофу (и спасти кинотеатры), автор уничтожил драму, забыл о зрителе и, кажется, сам заблудился в лабиринте собственного воображения.
«Довод» уже стал для изголодавшейся публики настоящим лакомством. В фильме о переплетающемся времени одни увидят метафору 9/11, другие – продолжение «Начала», которое душевнее и содержательнее «Довода», а нолановцы (или ноланисты?) разглядят в боевике трагедию разгневанного мужика, который плутоний лопатой греб, силою одних рук, а любимая жена-заложница хочет его убить. Нолан фанатично пытается убедить нас в том, как работает «машина времени», превращая блокбастер в серьезный философский трактат, который оборачивается классическим хичкоковским «МакГаффином». Но будь Нолан проще, он не был бы Ноланом. Твое будущее, говорят, в прошлом. «Довод» – это Нолан в кубе.