Райан Мерфи продолжает покорять просторы Netflix. 18 сентября создатель хита «Американская история ужасов» представил уже третий после «Политика» и «Голливуда» сериал для платформы. В центре внимания в «Сестре Рэтчед», собственно, медсестра Милдред Рэтчед из романа Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки» и одноименного фильма 1975 года, где культовую злодейку сыграла Луиза Флетчер. По задумке, шоу должно раскрыть, как героиня стала той суровой социопаткой, с которой столкнулся бунтарь Рэндл Макмерфи. Идея о «злодеях с сердцем» в духе «Джокера» и «Малефисенты», в теории, интригует. Однако на поверку несколько факторов лишают нас возможности получить столько удовольствия, сколько ожидаешь от столь заманчивой задумки.
Послевоенное время, 1947 год. Бывшая военная медсестра Милдред Рэтчед в исполнении прекрасной Сары Полсон переезжает в Северную Калифорнию, чтобы обманным путем устроиться на работу в ведущей психиатрической клинике штата – «Психиатрической лечебнице Люсии». Героиня грациозно обводит вокруг пальца доктора Ричарда Хановера (Джон Джон Брионес), главную медсестру Бетси Бейкер (Джуди Дэвис) и других сотрудников лечебницы и приступает к работе. После страшных эпизодов на войне прорывные методы лечения в этой больнице кажутся Милдред чем-то необыкновенным. Она восхищается решением доктора Хановера ввести в практику лоботомию и хочет скорее научиться этому «новшеству», чтобы помогать больным справляться со своими внутренними демонами. Однако в тяге Рэтчед помогать людям и быть «ангелом милосердия» есть что-то маниакальное. Тем не менее, странные наклонности Милдред Рэтчед никого (почти) не отпугивают, поскольку она умна, красива и невероятно обаятельна. Никто и не догадывается, что эта доброжелательная на вид женщина ловко манипулирует всеми, чтобы добиться своей тайной цели.
Между тем Милдред – не единственная новенькая в лечебнице доктора Хановера. В клинику также поступает особо опасный пациент Эдмунд Толлесон (Финн Уиттрок). Он убил нескольких священников, причем самым жестоким образом. Теперь власти штата и местные жители требуют, чтобы «чудовище» немедленно казнили. Однако по закону Эдмунд должен сначала пройти экспертизу у доктора Хановера, чтобы тот проверил его психическое состояние. Если мужчина будет признан вменяемым, то его казнят. Если же подтвердится, что пациент безумен, то его, вероятно, будут лечить и изучать. Естественно, «особый гость» лечебницы привлек пристальное внимание Милдред Рэтчед. Каковы же ее планы на него? И что будет, когда столкнутся эти два неординарных человека?
Идея интригует: столько ярких противостояний она может означать. Так и есть, Милдред погружается в водоворот секретов, конфликтов и страсти. Но за всеми этими столкновениями наблюдать не так интересно, как за манипуляторскими способностями сестры Рэтчед. Она впивается в других героев острыми ногтями и беспощадно затаскивает в свою паутину. Это как танец, каждое движение в котором гипнотично и соблазнительно. Тем не менее, героиня – на удивление поклонников «Пролетая над гнездом кукушки» – здесь проявляет человечность. Сара Полсон показывает новую Милдред Рэтчед – такую же холодную и жесткую, но в глубине души (пока что) сломленную, мягкую и ранимую. От Полсон не бросает в дрожь, как от ее предшественницы Луизы Флетчер – и это не радует. Зато персонаж Сары Полсон оказывается более многогранным, ее героиня на протяжении всех 8 эпизодов 1 сезона остается полной непредсказуемых сюрпризов и элегантной.
Остальные герои не вызывают такого же интереса, как Рэтчед, хотя некоторым есть чем привлечь внимание. Выделяется Шэрон Стоун, которая играет богатую даму с неоднозначным характером. Стоун хоть и остается на втором плане, но благодаря своей чувственной игре и колориту персонажа запоминается. Финн Уиттрок удивляет только поначалу – актеру удается ловко вытащить наружу своего «внутреннего демона» и подарить зрителям несколько чудных сцен. Однако после четвертого эпизода он скатывается в банальщину: креатив кончился как у актера, так и у тех, кто прописывал его роль. На порядок выше их стоит Джуди Дэвис. Главный подарок Мерфи зрителям – это вся сюжетная линия взаимоотношений Милдред и Бетси, полная незабываемых моментов, начиная с борьбы героинь за персик. Более того, Дэвис представила крайне любопытное и захватывающее развитие своего персонажа.
По части «красивой картинки» сериал «Сестра Рэтчед» силен. Стильные костюмы, яркие декорации, отсылающая к нуару игра света и тени. Здесь действительно очень много яркого гламура, но нашему глазу дают отдохнуть после перехода в более мрачный, томный и спокойный нуар. Что уж там говорить, если даже открывающая заставка – одно сплошное искусство. Каждую деталь хочется рассматривать и изучать: это не просто красиво, но и грамотно снято – с манящими ракурсами и выдержанными акцентами. Однако сильная сторона сериала всеми силами пытается отвлечь зрителей от слабой.
Когда привыкаешь к уровню насыщенности картинки – слабости «Сестры Рэтчед» начинают замечаться сами собой. И это очередное доказательство тому, что стиль – не главное. Сюжет скудноват, недостаток проработки деталей истории и отдельных арок делает его плоским. Местами страдает и логика действий персонажей, что весьма раздражает. Также, вместо того чтобы сделать глубокий анализ проблемы человеческой психики и понятий добра и зла, Райан Мерфи поместил персонажей в какой-то романтическо-сексуальный хаос, в котором они благополучно застряли. От приквела «Пролетая над гнездом кукушки» ждешь крепкого триллера с мощными монологами и диалогами о человеческой жизни, а также диким напряжением, витающим в воздухе. Вместо этого погружаешься в мыльную оперу «а-ля Райан Мерфи» – с провокациями и жестью. В сериале, конечно, нашлось место рассуждениям о великом – но все либо слишком сквозное, либо сводится к нытью о любви. В какие-то моменты история Милдред Рэтчед превращается в надоедливую возню, где каждую минуту плачут и бесконечное число раз признаются в любви – будто больше не осталось интересных тем и сюжетных поворотов для «заполнения эфира». Это «Сестра Рэтчед», а не «Санта-Барбара», в конце концов.
Если совсем упростить, то мы получили неочевидный сиквел 2 сезона сериала «Американская история ужасов», в декорациях «Королев крика» и с гламуром «Голливуда». Однако от глубины и «крика души» «Психбольницы»/ «Лечебницы» – одного из лучших произведений Райана Мерфи – осталась лишь идея без обработки. В этой мешанине прежних задумок автора нашлось место только «самопародии», а не свежему и интересному содержанию. Перед нами стильный (опять это слово) спектакль, насыщенный простецкими диалогами, ожидаемыми (есть несколько исключений) твистами и фирменными для Мерфи, но не особо обоснованными в данном случае развратом и жестокостью, которые не вписываются в окружение так же органично, как в знаковом 2 сезоне «Американской истории ужасов».
Финальные твисты немного встряхнули сериал (хотя сцена со сном была определенно лишней), благодаря чему интерес к 2 сезону не угас окончательно. Однако это не отменяет тот факт, каким скучным был путь к этой развязке. Мерфи повторяется. Помещает новые истории в одни и те же схемы, лишая их захватывающего дух настроения. На деле автор использует известного персонажа, звездный актерский состав, свою репутацию и несколько актуальных тем с избитой формулировкой, чтобы сериал «Сестра Рэтчед» продавался. Купим. Но не полюбим.