Для быстрого поиска начните вводить запрос

​«Сестра Рэтчед». Стиль есть, но этого мало

Красивый и провокационный приквел «Пролетая над гнездом кукушки» с Сарой Полсон скатывается в мыльную оперу без крепкого сюжета.
21 сентября 2020 0
Кадр из сериала ​«Сестра Рэтчед» (2020)
Кадр из сериала ​«Сестра Рэтчед» (2020)

Райан Мерфи продолжает покорять просторы Netflix. 18 сентября создатель хита «Американская история ужасов» представил уже третий после «Политика» и «Голливуда» сериал для платформы. В центре внимания в «Сестре Рэтчед», собственно, медсестра Милдред Рэтчед из романа Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки» и одноименного фильма 1975 года, где культовую злодейку сыграла Луиза Флетчер. По задумке, шоу должно раскрыть, как героиня стала той суровой социопаткой, с которой столкнулся бунтарь Рэндл Макмерфи. Идея о «злодеях с сердцем» в духе «Джокера» и «Малефисенты», в теории, интригует. Однако на поверку несколько факторов лишают нас возможности получить столько удовольствия, сколько ожидаешь от столь заманчивой задумки.

Послевоенное время, 1947 год. Бывшая военная медсестра Милдред Рэтчед в исполнении прекрасной Сары Полсон переезжает в Северную Калифорнию, чтобы обманным путем устроиться на работу в ведущей психиатрической клинике штата – «Психиатрической лечебнице Люсии». Героиня грациозно обводит вокруг пальца доктора Ричарда Хановера (Джон Джон Брионес), главную медсестру Бетси Бейкер (Джуди Дэвис) и других сотрудников лечебницы и приступает к работе. После страшных эпизодов на войне прорывные методы лечения в этой больнице кажутся Милдред чем-то необыкновенным. Она восхищается решением доктора Хановера ввести в практику лоботомию и хочет скорее научиться этому «новшеству», чтобы помогать больным справляться со своими внутренними демонами. Однако в тяге Рэтчед помогать людям и быть «ангелом милосердия» есть что-то маниакальное. Тем не менее, странные наклонности Милдред Рэтчед никого (почти) не отпугивают, поскольку она умна, красива и невероятно обаятельна. Никто и не догадывается, что эта доброжелательная на вид женщина ловко манипулирует всеми, чтобы добиться своей тайной цели.

Между тем Милдред – не единственная новенькая в лечебнице доктора Хановера. В клинику также поступает особо опасный пациент Эдмунд Толлесон (Финн Уиттрок). Он убил нескольких священников, причем самым жестоким образом. Теперь власти штата и местные жители требуют, чтобы «чудовище» немедленно казнили. Однако по закону Эдмунд должен сначала пройти экспертизу у доктора Хановера, чтобы тот проверил его психическое состояние. Если мужчина будет признан вменяемым, то его казнят. Если же подтвердится, что пациент безумен, то его, вероятно, будут лечить и изучать. Естественно, «особый гость» лечебницы привлек пристальное внимание Милдред Рэтчед. Каковы же ее планы на него? И что будет, когда столкнутся эти два неординарных человека?

Идея интригует: столько ярких противостояний она может означать. Так и есть, Милдред погружается в водоворот секретов, конфликтов и страсти. Но за всеми этими столкновениями наблюдать не так интересно, как за манипуляторскими способностями сестры Рэтчед. Она впивается в других героев острыми ногтями и беспощадно затаскивает в свою паутину. Это как танец, каждое движение в котором гипнотично и соблазнительно. Тем не менее, героиня – на удивление поклонников «Пролетая над гнездом кукушки» – здесь проявляет человечность. Сара Полсон показывает новую Милдред Рэтчед – такую же холодную и жесткую, но в глубине души (пока что) сломленную, мягкую и ранимую. От Полсон не бросает в дрожь, как от ее предшественницы Луизы Флетчер – и это не радует. Зато персонаж Сары Полсон оказывается более многогранным, ее героиня на протяжении всех 8 эпизодов 1 сезона остается полной непредсказуемых сюрпризов и элегантной.

Кадр из сериала «Сестра Рэтчед» (2020)

Кадр из сериала «Сестра Рэтчед» (2020)

Остальные герои не вызывают такого же интереса, как Рэтчед, хотя некоторым есть чем привлечь внимание. Выделяется Шэрон Стоун, которая играет богатую даму с неоднозначным характером. Стоун хоть и остается на втором плане, но благодаря своей чувственной игре и колориту персонажа запоминается. Финн Уиттрок удивляет только поначалу – актеру удается ловко вытащить наружу своего «внутреннего демона» и подарить зрителям несколько чудных сцен. Однако после четвертого эпизода он скатывается в банальщину: креатив кончился как у актера, так и у тех, кто прописывал его роль. На порядок выше их стоит Джуди Дэвис. Главный подарок Мерфи зрителям – это вся сюжетная линия взаимоотношений Милдред и Бетси, полная незабываемых моментов, начиная с борьбы героинь за персик. Более того, Дэвис представила крайне любопытное и захватывающее развитие своего персонажа.

По части «красивой картинки» сериал «Сестра Рэтчед» силен. Стильные костюмы, яркие декорации, отсылающая к нуару игра света и тени. Здесь действительно очень много яркого гламура, но нашему глазу дают отдохнуть после перехода в более мрачный, томный и спокойный нуар. Что уж там говорить, если даже открывающая заставка – одно сплошное искусство. Каждую деталь хочется рассматривать и изучать: это не просто красиво, но и грамотно снято – с манящими ракурсами и выдержанными акцентами. Однако сильная сторона сериала всеми силами пытается отвлечь зрителей от слабой.

Когда привыкаешь к уровню насыщенности картинки – слабости «Сестры Рэтчед» начинают замечаться сами собой. И это очередное доказательство тому, что стиль – не главное. Сюжет скудноват, недостаток проработки деталей истории и отдельных арок делает его плоским. Местами страдает и логика действий персонажей, что весьма раздражает. Также, вместо того чтобы сделать глубокий анализ проблемы человеческой психики и понятий добра и зла, Райан Мерфи поместил персонажей в какой-то романтическо-сексуальный хаос, в котором они благополучно застряли. От приквела «Пролетая над гнездом кукушки» ждешь крепкого триллера с мощными монологами и диалогами о человеческой жизни, а также диким напряжением, витающим в воздухе. Вместо этого погружаешься в мыльную оперу «а-ля Райан Мерфи» – с провокациями и жестью. В сериале, конечно, нашлось место рассуждениям о великом – но все либо слишком сквозное, либо сводится к нытью о любви. В какие-то моменты история Милдред Рэтчед превращается в надоедливую возню, где каждую минуту плачут и бесконечное число раз признаются в любви – будто больше не осталось интересных тем и сюжетных поворотов для «заполнения эфира». Это «Сестра Рэтчед», а не «Санта-Барбара», в конце концов.

Кадр из сериала «Сестра Рэтчед» (2020)

Кадр из сериала «Сестра Рэтчед» (2020)

Если совсем упростить, то мы получили неочевидный сиквел 2 сезона сериала «Американская история ужасов», в декорациях «Королев крика» и с гламуром «Голливуда». Однако от глубины и «крика души» «Психбольницы»/ «Лечебницы» – одного из лучших произведений Райана Мерфи – осталась лишь идея без обработки. В этой мешанине прежних задумок автора нашлось место только «самопародии», а не свежему и интересному содержанию. Перед нами стильный (опять это слово) спектакль, насыщенный простецкими диалогами, ожидаемыми (есть несколько исключений) твистами и фирменными для Мерфи, но не особо обоснованными в данном случае развратом и жестокостью, которые не вписываются в окружение так же органично, как в знаковом 2 сезоне «Американской истории ужасов».

Финальные твисты немного встряхнули сериал (хотя сцена со сном была определенно лишней), благодаря чему интерес к 2 сезону не угас окончательно. Однако это не отменяет тот факт, каким скучным был путь к этой развязке. Мерфи повторяется. Помещает новые истории в одни и те же схемы, лишая их захватывающего дух настроения. На деле автор использует известного персонажа, звездный актерский состав, свою репутацию и несколько актуальных тем с избитой формулировкой, чтобы сериал «Сестра Рэтчед» продавался. Купим. Но не полюбим.

Комментарии (0)
Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.

Поделитесь с друзьями