Милли Бобби Браун расследует исчезновение матери в приключенческом детективе Netflix «Энола Холмс». Какими вышли похождения сестры величайшего сыщика Британии, разбираемся в нашей рецензии.
Сентябрь для Netflix получился крайне богатым на громкие релизы. Одним из них стал приключенческий детектив «Энола Холмс» Гарри Брэдбира, ранее поставившего несколько эпизодов сериалов «Дрянь», «Убивая Еву» и «Рами». В основе фильма «Энола Холмс» лежит первая книга из одноименной серии романов американской писательницы Нэнси Спрингер. Для фильма Netflix книгу адаптировал сценарист Джек Торн, известный по работе над сериалами «Темные начала» и «Молокососы», а также над трогательной семейной драмой «Чудо».
Сюжет фильма «Энола Холмс» рассказывает историю девушки по имени Энола, которую вырастила мать-одиночка Юдория Холмс. Благодаря комплексному воспитанию девушка выросла интеллектуально подкованной и хорошо развитой физически. В 16-летие Эноле неожиданно приходится направить все свои разносторонние навыки на поиски без вести пропавшей матери. Однако у ее старших братьев, Майкрофта и того самого гениального сыщика Шерлока Холмсов, другие планы на будущее своенравной девушки. И все же Энола намерена во что бы то ни стало раскрыть таинственное исчезновение дорогой сердцу матушки.
Среди других экранных произведений, в той или иной степени связанных с миром гениального детектива с Бейкер-стрит, лента Гарри Брэдбира своей жанровой спецификой больше всего напоминает «Шерлока Холмса» Гая Ричи, точнее – этакую его легкую подростково-девическую версию. «Энола Холмс» – приключенческий детектив, нацеленный преимущественно на подростковую аудиторию и в первую очередь на юных зрительниц. Было бы даже странно, если бы адаптация книг для читателей среднего школьного возраста обернулась зрелищем для взрослых. Поэтому перед просмотром фильма нужно быть готовым к легкой подаче и непринужденной атмосфере ленты, а также соответствующему содержанию, лишенному жестких шуточек и тем более жестокого действа.
Читайте также: 8 фактов о фильме «Энола Холмс»
В достаточной степени динамичное повествование фильма активно ведет сама Энола в исполнении Милли Бобби Браун. Героиня рушит четвертую стену в самом начале ленты, когда рассказывает свою предысторию с помощью стилизованных вставок, временами возникающих по ходу сюжета, и постоянно ведет общение со зрителем, то фразой, то исключительно взглядом доводя до нас ту или иную мысль или просто эмоцию. Повествование с постоянными репликами, поглядываниями и ухмылками в камеру – прием на любителя. Но в случае с легким приключенческим детективом он хотя бы не кажется откровенным ухищрением, как, например, рассказчик в недавнем мрачном триллере Netflix «Дьявол всегда здесь».
Сюжетная основа ленты «Энола Холмс» строится из двух линий: первая – юная сыщица ведет поиски матери, вторая – кто-то ведет охоту на молодого лорда Тьюксбери. В процессе расследования исчезновения Юдории в исполнении харизматичной Хелены Бонэм Картер Энола берется и за второе дело. За счет переплетения сразу двух загадочных дел, каждое из которых по отдельности сюжет бы не вытянуло, детективная часть истории кажется состоятельной в такой степени, чтобы поддерживать желание зрителя следить за перипетиями в судьбе Энолы Холмс.
Помогает разжигать интерес к сюжету крепкий актерский состав. Милли Бобби Браун со своей работой справилась хорошо, пускай в ее карьере эта роль будет идти в тени ее перформанса в сериале «Очень странные дела». Майкрофт у Сэма Клафлина получился грубым, надменным и местами откровенно раздражающим, что явно и предполагалось авторами. Из Хелены Бонэм Картер вышла чудесная мать Энолы, пускай ее экранное время и не так велико. Ну и как тут не приметить «слона» – собственно, Шерлока Холмса. Легендарный сыщик в этом фильме по понятным причинам отодвинут на второй план, что ограничивает его рамками исключительно второстепенного персонажа. Генри Кавилл в образе Шерлока выглядит любопытно, но сравнивать с лучшим детективно-приключенческим (отмечу слово «приключенческим») Шерлоком Роберта Дауни младшего его просто нельзя, так как объем сценарного материала для раскрытия героя в полной мере несопоставим.
С приключенческой стороны «Энола Холмс» так и напрашивается на сравнение с «Шерлоком Холмсом» Ричи. Здесь и боевые искусства, и погони, и даже немного стрельбы. Однако режиссерский стиль Гарри Брэдбира не столь выразителен и крепок, что отражается на динамике, а также постановке экшена, без которого ни одно захватывающее приключение обойтись не может. В «Эноле Холмс» с действом все довольно просто. Оно подпитывает приключенческий дух истории, разворачивающейся в эффектных декорациях Англии Викторианской эпохи, но все же не превращает ленту в действительно захватывающее дух зрелище.
История про младшую сестру Шерлока еще до премьеры вызвала в Сети разговоры и даже критику из-за феминистического посыла фильма. Начну с того, что это экранизация серии книг, довольно тепло встреченных юными читателями и их родителями. Так что сценарист Джек Торн лишь адаптировал историю известной и любимой в определенных кругах героини для малых экранов. Важнейший посыл фильма «Энола Холмс» для зрительниц и не только заключается в том, что быть смелой и самостоятельной вовсе не зазорно, зацикливаться исключительно на внешности неправильно, а стремиться к своей мечте и идти собственным путем прекрасно. В этих идеях нет абсолютно ничего плохого, вне зависимости от того, кто смотрит фильм, так как частную историю Энолы легко перенести на другой жизненный сценарий. Вслед за этим, правда, поднимаются и более социально ориентированные темы. Сюжет фильма, например, разворачивается на фоне борьбы женщин в Великобритании за право голосовать – но это реальный исторический факт, так что странно и даже немного нелепо злиться на события, которые происходили в действительности при чуть иных (на фоне вымышленного сюжета не исторического фильма) обстоятельствах. Особенно чувствительных к сильным и самодостаточным женским образам зрителей, возможно, Энола Холмс способна задеть – но это уже не проблема героини в исполнении Милли Бобби Браун.
Создатели «Энолы Холмс» сняли по-своему уютное подростковое или, если хотите, девическое детективное приключение. Фильм Гарри Брэдбира не столь захватывающий, как сюжетно закрученные кинодетективы или пышущие адреналином приключенческие ленты, но при этом легкий и в должной мере занимательный для произведения своего жанра и целевой аудитории. Если «Энола Холмс» обретет продолжение, то создатели обязаны сделать качественный шаг вперед в сиквеле. Достойная отправная точка у истории есть.