​«Энола Холмс»: Уютный подростковый детектив о сестре Шерлока

Какими получились приключения Энолы Холмс в исполнении звезды «Очень странных дел» Милли Бобби Браун.

Сентябрь для Netflix получился крайне богатым на громкие релизы. Одним из них стал приключенческий детектив «Энола Холмс» Гарри Брэдбира, ранее поставившего несколько эпизодов сериалов «Дрянь», «Убивая Еву» и «Рами». В основе фильма «Энола Холмс» лежит первая книга из одноименной серии романов американской писательницы Нэнси Спрингер. Для фильма Netflix книгу адаптировал сценарист Джек Торн, известный по работе над сериалами «Темные начала» и «Молокососы», а также над трогательной семейной драмой «Чудо».

Сюжет фильма «Энола Холмс» рассказывает историю девушки по имени Энола, которую вырастила мать-одиночка Юдория Холмс. Благодаря комплексному воспитанию девушка выросла интеллектуально подкованной и хорошо развитой физически. В 16-летие Эноле неожиданно приходится направить все свои разносторонние навыки на поиски без вести пропавшей матери. Однако у ее старших братьев, Майкрофта и того самого гениального сыщика Шерлока Холмсов, другие планы на будущее своенравной девушки. И все же Энола намерена во что бы то ни стало раскрыть таинственное исчезновение дорогой сердцу матушки.

Среди других экранных произведений, в той или иной степени связанных с миром гениального детектива с Бейкер-стрит, лента Гарри Брэдбира своей жанровой спецификой больше всего напоминает «Шерлока Холмса» Гая Ричи, точнее – этакую его легкую подростково-девическую версию. «Энола Холмс» – приключенческий детектив, нацеленный преимущественно на подростковую аудиторию и в первую очередь на юных зрительниц. Было бы даже странно, если бы адаптация книг для читателей среднего школьного возраста обернулась зрелищем для взрослых. Поэтому перед просмотром фильма нужно быть готовым к легкой подаче и непринужденной атмосфере ленты, а также соответствующему содержанию, лишенному жестких шуточек и тем более жестокого действа.

Читайте также: 8 фактов о фильме «Энола Холмс»

В достаточной степени динамичное повествование фильма активно ведет сама Энола в исполнении Милли Бобби Браун. Героиня рушит четвертую стену в самом начале ленты, когда рассказывает свою предысторию с помощью стилизованных вставок, временами возникающих по ходу сюжета, и постоянно ведет общение со зрителем, то фразой, то исключительно взглядом доводя до нас ту или иную мысль или просто эмоцию. Повествование с постоянными репликами, поглядываниями и ухмылками в камеру – прием на любителя. Но в случае с легким приключенческим детективом он хотя бы не кажется откровенным ухищрением, как, например, рассказчик в недавнем мрачном триллере Netflix «Дьявол всегда здесь».

Сюжетная основа ленты «Энола Холмс» строится из двух линий: первая – юная сыщица ведет поиски матери, вторая – кто-то ведет охоту на молодого лорда Тьюксбери. В процессе расследования исчезновения Юдории в исполнении харизматичной Хелены Бонэм Картер Энола берется и за второе дело. За счет переплетения сразу двух загадочных дел, каждое из которых по отдельности сюжет бы не вытянуло, детективная часть истории кажется состоятельной в такой степени, чтобы поддерживать желание зрителя следить за перипетиями в судьбе Энолы Холмс.

Кадр из фильма «Энола Холмс» (2020)

Помогает разжигать интерес к сюжету крепкий актерский состав. Милли Бобби Браун со своей работой справилась хорошо, пускай в ее карьере эта роль будет идти в тени ее перформанса в сериале «Очень странные дела». Майкрофт у Сэма Клафлина получился грубым, надменным и местами откровенно раздражающим, что явно и предполагалось авторами. Из Хелены Бонэм Картер вышла чудесная мать Энолы, пускай ее экранное время и не так велико. Ну и как тут не приметить «слона» – собственно, Шерлока Холмса. Легендарный сыщик в этом фильме по понятным причинам отодвинут на второй план, что ограничивает его рамками исключительно второстепенного персонажа. Генри Кавилл в образе Шерлока выглядит любопытно, но сравнивать с лучшим детективно-приключенческим (отмечу слово «приключенческим») Шерлоком Роберта Дауни младшего его просто нельзя, так как объем сценарного материала для раскрытия героя в полной мере несопоставим.

С приключенческой стороны «Энола Холмс» так и напрашивается на сравнение с «Шерлоком Холмсом» Ричи. Здесь и боевые искусства, и погони, и даже немного стрельбы. Однако режиссерский стиль Гарри Брэдбира не столь выразителен и крепок, что отражается на динамике, а также постановке экшена, без которого ни одно захватывающее приключение обойтись не может. В «Эноле Холмс» с действом все довольно просто. Оно подпитывает приключенческий дух истории, разворачивающейся в эффектных декорациях Англии Викторианской эпохи, но все же не превращает ленту в действительно захватывающее дух зрелище.

Кадр из фильма «Энола Холмс» (2020)

История про младшую сестру Шерлока еще до премьеры вызвала в Сети разговоры и даже критику из-за феминистического посыла фильма. Начну с того, что это экранизация серии книг, довольно тепло встреченных юными читателями и их родителями. Так что сценарист Джек Торн лишь адаптировал историю известной и любимой в определенных кругах героини для малых экранов. Важнейший посыл фильма «Энола Холмс» для зрительниц и не только заключается в том, что быть смелой и самостоятельной вовсе не зазорно, зацикливаться исключительно на внешности неправильно, а стремиться к своей мечте и идти собственным путем прекрасно. В этих идеях нет абсолютно ничего плохого, вне зависимости от того, кто смотрит фильм, так как частную историю Энолы легко перенести на другой жизненный сценарий. Вслед за этим, правда, поднимаются и более социально ориентированные темы. Сюжет фильма, например, разворачивается на фоне борьбы женщин в Великобритании за право голосовать – но это реальный исторический факт, так что странно и даже немного нелепо злиться на события, которые происходили в действительности при чуть иных (на фоне вымышленного сюжета не исторического фильма) обстоятельствах. Особенно чувствительных к сильным и самодостаточным женским образам зрителей, возможно, Энола Холмс способна задеть – но это уже не проблема героини в исполнении Милли Бобби Браун.

Создатели «Энолы Холмс» сняли по-своему уютное подростковое или, если хотите, девическое детективное приключение. Фильм Гарри Брэдбира не столь захватывающий, как сюжетно закрученные кинодетективы или пышущие адреналином приключенческие ленты, но при этом легкий и в должной мере занимательный для произведения своего жанра и целевой аудитории. Если «Энола Холмс» обретет продолжение, то создатели обязаны сделать качественный шаг вперед в сиквеле. Достойная отправная точка у истории есть.

Читайте также