Рори О’Хара живет жизнью, о которой мечтают многие. Замечательный дом, красавица-жена и добрые дети. На работе все отлично. Каждое утро он приносит любимой супруге кофе в постель. Однако ему этого мало, и мужчина хочет отправиться в родную Англию за лучшей жизнью. Дом сменяется старинным особняком, теперь в его лексиконе появились слова «опера» и «театр», а жена у него словно дорогой бриллиант, который надо показать каждому коллеге на званом ужине. Но сколько будет продолжаться эта погоня за властью и привилегированным статусом?
Диалог о классовом неравенстве в британском обществе ведется уже не первое столетие, как минимум со времен индустриальной революции, когда весь Туманный Альбион наполнился звуками машин и разными вредными выхлопами. Лондон поделился на «годных» и «негодных», и не дай бог какой-нибудь аристократ сунулся бы со своими натертыми до блеска туфлями в восточную часть столицы. Классовая система в Великобритании – это настоящий кошмар. Шон Дуркин прекрасно это видит «вооруженным» взглядом, и поэтому привносит элементы хоррора в свою камерную историю.
Ужасы начали «выходить на улицу» с конца 50-х годов, а вместе с ними и молодые кинематографисты, которые хотели наконец-то запечатлеть, как все есть на самом деле. Отсюда появились и известные «молодые рассерженные», которые направляли свой гнев не только на классовое неравенство, но и на самих себя. Так получилось, что низы резко начали меняться и представляться кем-то другим, напрочь забывая о своих корнях. Другими словами, буржуазная жизнь дошла и до рабочего класса, и его представители пошли «по головам», рьяно взбираясь по карьерной лестнице, чтобы ни в коем случае не вернуться к своему прошлому положению. Рори у Шона Дуркина словно Джо Лэмптон из фильма «Путь в высшее общество» (1958) Джека Лейтона – такой же честолюбивый мужчина, пытающийся пробиться наверх. Только у обоих методы далеки от обычной человеческой морали: один готов завести роман ради продвижения по карьерной лестнице, а другой тратит все свои сбережения на образ современного upper middle-class. Все это негативно сказывается на уже выстроенном счастье героев, которое они никогда и не замечали.
Похожий сценарий был у мужа принцессы Маргарет – Энтони Армстронга-Джонса. Будучи первоклассным фотографом, он крутился в «правильных» высших кругах и мечтал заполучить титул, чтобы его матушка наконец-то увидела в нем человека. Романтизированная история его отношений с королевской семьей тщательно показана во 2 сезоне сериала «Корона». Армстронг-Джонс в исполнении Мэттью Гуда в разгар собственной свадьбы рассказывал матери о своих грандиозных подвигах. А последняя его аккуратно спросила: «Надеюсь, ты женишься не из-за меня?»
Рори тоже приходит к своей матери, которая живет в муниципальном доме. Такое жилище обычно в порядке (длинной) очереди получают малоимущие семьи и пенсионеры. В то время как у сына фактически собственный замок, его мать довольствуется небольшой квартиркой. Радостный и «почти привилегированный» Рори рассказывает ей обо всех своих достижениях, но не получает от самого близкого человека ту реакцию, на которую рассчитывал. Мать больше волнует то, что у нее есть внуки, а она их никогда не видела, нежели сколько денег получает ее сын. Еще больше герой удивляется тому, что она согласна жить в таких неблагоприятных условиях и не мечтает выбраться оттуда. Все просто: статус и деньги – не главное.
Встреча с матерью становится роковой для Рори, потому что он сразу теряет хватку во всей своей «афере»-погоне за лучшей жизнью. Сделки проваливаются, а чушь про оперу в Уэст-Энде никто не хочет даже слушать. Первой отказывается воспринимать все это всерьез его жена, которая сама воспитывалась в тех ненавистных «низах», но только по ту сторону океана. Трудно сказать, что в Америке классовое неравенство воспринимается проще. Но, по крайней мере, в прошлом столетии там не строили заборы, чтобы отгородиться от рабочего класса.
Былая жизнь Рори упоминается где-то между строк, поэтому зритель может только догадываться, от чего бежит главный герой и, главное, зачем. Для более наглядной иллюстрации можно вспомнить социальные работы Кена Лоуча и Майка Ли 80-х и 90-х годов. В какой-нибудь параллельной реальности Рори мог бы стать протагонистом фильма «Обнаженная» (1993), приняв весь свой гнев и статус в обществе.
У Шона Дуркина, конечно, символизм пребывает на первом месте, оттесняя реализм. Вспомнить ту же черную лошадь, которая после погребения на большой глубине все равно оказывается на поверхности земли. В конечном итоге все выйдет наружу, и это будет уже невозможно спрятать даже под самым толстым слоем земли. Режиссер «Гнезда» оставляет зрителя перед открытым финалом – и только это спасает бедного Рори от тотального морального и материального краха. Самые близкие люди не отворачиваются от него и приглашают завтракать обычными хлебными тостами – такими же, как в детстве.